«„Корсары
3“ — это действительно
абсолютно новая игра,
игра нового уровня во всех смыслах
этого слова»
Дмитрий Архипов,
вице-президент компании
«Акелла» по разработке
(21.12.2004.)
«Корсары 3» — одно из крупнейших событий уходящего года. Игра вызвала мощный всплеск фанатской активности (официальный форум, например, такой нагрузки не выдержал), стала причиной жарких дискуссий, застольных споров и семейных ссор… В общем, нашумела. К сожалению, популярность ее оказалась со знаком минус: народные массы разгневаны и жаждут мести, а Parkan 2 и Xenus ехидно посмеиваются, приветствуя соседку. «Акелла» торопилась покончить с проектом до праздников, и это ее самый большой промах — к началу ежегодных игровых выборов игроки будут очень хорошо помнить, на что они впустую потратили несколько сотен рублей и десятки мегабайт модемного трафика.
Скриншоты214
Осторожно, платный бета-тест!
Почти два с половиной года назад в рецензии на «Пиратов Карибского моря» мы писали: «Даже без подсчета найденных игроками ошибок хочется предположить, что „Пираты Карибского моря“ стали жертвой злостного саботажа, и в магазины попала не совсем финальная версия». Сегодня я, как и коллега Номад, вынужден согласиться с тем, что обозреватели иногда бывают чересчур категоричны.
Первый признак того, что «К3» собирали на основе «ПКМ» — знакомые недоработки в виде непереведенных имен собственных и наплевательского отношения к русскому языку, причем последнее, похоже, выправлять не станут. Дальше свистопляска «багов» закручивается с такой скоростью, что нам остается либо убрать игру с глаз долой и ждать, когда ее приведут в удобоваримое состояние, либо беспрестанно сохраняться и коллекционировать всевозможные анекдотические ситуации: то невыполнимое задание возникнет, то корабль на глобальной карте внутри острова застрянет, то полматроса из команды исчезнут…
Возмущены? А в меню четко написано — v0.99. Жаль, на коробке намеков на подвох нет, и доверчивый покупатель узнает о том, что ему подсунули неиграбельную поделку, только спустя пару часов мучений с критическими ошибками и вылетами в систему. Что удивительно, вышедшие «заплатки» умудрились проковырять в «К3» новые дырки. Сейчас, на отметке 1.03, игра по-прежнему непроходима. Но верх наглости — метод лечения: выложенный 28 декабря «тестовый патч 1.04» разработчики, не стесняясь, предложили скачивать на свой страх и риск, пообещав выпустить финальную версию по результатам отзывов дармовых тестеров. Граждане, берегите кошельки!
Впрочем, даже если бы отладка прошла на ура, никакие патчи не смогли бы зацементировать трещины в фундаменте. А уж сделать игру интересной — и подавно.
Корсары 0.5
«К3» вообще тяжело назвать игрой, им чужды увлекательность и разнообразие. Поначалу кажется, что они бессистемны — одинаковая для обоих главных героев, Блейза и Беатрис, завязка затухает, и мы, глупо озираясь по сторонам, стараемся понять, в чем хитрость. А ни в чем. Просто сюжет здесь нехотя разгоняется… лишь по достижении нами 10-го уровня. И точка. У гениальной находки есть и обоснование — мол, игрок должен «прокачаться», дабы потом не испытывать сложностей с прохождением. Было бы что проходить! Вся история — 5-6 примитивных квестов, один морской бой и две скучные дуэли, одна из которых (с живучим пиратом) — жутко «глючная». Да, еще капитану предоставляют выбор: «работать» под пиратским флагом или отстаивать честь одной из четырех наций. И это авторы считают «независимыми сюжетными линиями»?
Второй тип развлечений — генератор унылых поручений, призванный расталкивать засыпающего флибустьера. На самом деле он нагоняет тоску не хуже занудного фильма или книги. Задания выдают NPC в тавернах и на улицах, помеченные крупным восклицательным знаком над головой, торговцы и губернаторы (их квесты позволяют владельцу патента шагать по карьерной лестнице). Ассортимент скуден и стандартен донельзя: отвезти товар, доставить пассажира, эскорт, потопить корабль, захватить рабов. Фантазии — ноль. Снотворное заказывали?
А вот будь в названии приставка «Приключения морского извозчика», ни у кого и вопросов бы не возникло… Так мы и мотаемся от одного дружественного порта к другому, потешаясь над бестолковыми навигаторами, пинающими острова носами своих судов. Встреваем по пути в разборки, копим опыт, развиваем характеристики, собираем особенности-«перки». Иногда миссия завершается в стане врага, но, в отличие от современных Sid Meier's Pirates!, где проникновение в неприятельский город выполнено в виде мини-игры, тут все намного проще. В поселении противника мы можем заглянуть лишь в кабак, а он в большинстве случаев расположен рядом с причалом.
Польза от подобного «подвига» только одна — пополнить команду и нанять новых офицеров (вакансии со времен «ПКМ» не изменились). С этими ребятами надо держать ухо востро. Как и раньше, они ежемесячно требуют немалый кусок добычи, а порой — и повышения «зарплаты», и могут уйти, если мы переметнемся к пиратам. Неприятно, поскольку до версии 1.04 «популяция» кадров крайне неустойчива, впору заводить «Красную книгу». Жаль, портреты частенько совпадают.
Хороших фехтовальщиков можно отправить в категорию бойцов и лезть с ними на абордаж (увы, смещение с должности почему-то наказывается обнулением опыта). Мозги в драках им, вероятно, без надобности, но мореплавательских навыков явно маловато: однажды, штурмуя форт, мой компаньон угробил корвет, отчаянно пытаясь разломать причал.
Мертвее мертвого
Наша цель — завладеть всеми колониями в Карибском бассейне. Дело серьезное и хлопотное, но чтобы дожить до радостного события, нужно обладать колоссальным терпением и смириться с дефицитом морской романтики.
По словам разработчиков, публика получила то, что хотела — свободу. В точности как в мультике: «куда хочу, туда лечу!.. куда хочу? куда лечу?». В «Корсарах» житие-бытие берегового брата, умещавшееся в схему «ограбил-продал», украшали великолепные сценарные вкрапления. Яркие персонажи, приятные диалоги, атмосфера пиратской вольницы — это не про «К3». Да, «Акелла» сознательно урезала сюжет, но что взамен?
А взамен — высушенный, тусклый мир. Города, даже на максимальном уровне развития (настройка сложности — один из редких плюсов игры), размещены на одной локации. Пешие прогулки по островам отменены, по домам ходить запрещено, повсюду торчат «хвосты»: контрабандисты где-то прячутся, банки закрыты, на улицах стоят «неактивные» торговцы из «ПКМ», наделенные тупой репликой. Бесцельно слоняющиеся неразговорчивые жители вызывают желание снять комнату в таверне и повеситься всем назло; неряшливо написанные слухи, приобретаемые у трактирщика (ну прямо военная тайна, ей-богу!), наводят на мысль о психушке. Потопленные корсары восстают из мертвых, наши свершения зачастую вообще никого не волнуют, параметр «Известность» растет на удивление медленно… «Живой, многогранный, интенсивно развивающийся мир», да?
Единственное, хоть и хлипкое, доказательство жизни на планете «К3» — такие же, как и мы, вольные капитаны, чьи корабли на глобальной карте отмечены зелеными парусами. Если дать коллегам погулять и разбогатеть, ими можно неплохо поживиться. Потерпев поражение, они иногда возвращаются — без экипажа, рыскающие по морю, словно призраки. «Летучие голландцы» наступают.
И еще. Холодное оружие, пистолеты и подзорные трубы теперь удается заполучить исключительно по окончании боя. В 0.99 подарки были большой редкостью, но затем барахло посыпалось будто из рога изобилия. Мощь его варьируется случайным образом и в основном зависит от удачи, однако меня, честно говоря, интересует вот что — когда спустя полгода в инвентаре скапливается полсотни сабель и палашей, а также два-три десятка пистолетов, почему в списке грузов не появляется дополнительная строка? Посудина ведь не резиновая. И почему нельзя сбыть металлолом с рук?
Тьма в конце тоннеля
Морские баталии пока что скрашивают серые будни. Бесшабашные налеты на торговые караваны, стычки с карательными экспедициями — в этом изюминка серии. Storm Engine 2.5, использующий только DX8, способен нарисовать симпатичную картинку. Правда, особого восторга она уже не вызывает, да и недостатки остались прежними (например, как и в «Корсарах», во время шторма вода некрасиво наползает на палубу). Модели кораблей почти не изменились, зато по ним бродит больше человечков, чем в «ПКМ». Сухопутные виды не так хороши. Конечно, в одной локации много не покажешь, но, допустим, интерьеры, в отличие от архитектуры, повторяются очень часто. Угловатые очертания островов режут глаз, в бухтах нет отражений от объектов на суше… Хотя сильнее всего раздражает анимация: повороты на месте и ненужный стрейф, добавленный патчем, похоже, снимали с инвалидов.
Абордаж попытались сделать инновационным. Во-первых, один из кораблей куда-то исчезает. Во-вторых, наша команда непременно оказывается на корме, а противник — на носу (странно, я-то думал, что суда сходятся бортами). В-третьих, перед «конкурсом капитанов» мы должны поучаствовать в общей свалке или просто посмотреть на нее, что утомляет не меньше забегов по палубам в «ПКМ».
Да и с фехтованием перемудрили. Четыре атакующих приема, три защитных, плюс бег и отскок… В «Корсарах» ударов было почти столько же, но там не приходилось отвлекаться на перемещение. Здесь же на слабых уровнях нас заставляют применять примитивную тактику — наносить несколько мощных тычков, а потом нарезать круги, накапливая энергию и здоровье (оно, согласно моде, тоже восстанавливается). Разумеется, чем лучше «прокачан» герой, тем скучнее драки.
Вместе с ними отмирают и последние крупицы желания играть. Одинокий стимул продолжать бесконечные мытарства и терпеть однообразие игрового процесса — захват колоний. Тут можно придумать много всякой всячины, однако эта составляющая игры до сих пор пребывает в зачаточном состоянии. Да, мы можем отстраивать поселения, но их развитие зависит от степени лояльности, которая не меняется, даже если усадить в губернаторское кресло офицера с максимальным параметром «Авторитет».
Наверное, у «К3» была толика обаяния, их давно ждали, а красивые слова пресс-релизов в таких случаях всегда плодотворно влияют на воображение. Увы, она скоропостижно скончалась, придавленная неподъемным грузом недоработок.
Резюме
Безнадежно сыро. Худшая реклама будущим «морским» проектам «Акеллы».
P.S. Многопользовательские сражения (доступны 4 режима — «дэфматч», «груповой бой», «эскорт» и «захват форта», но, судя по высказываниям на официальном форуме, работает только первый, да и то с грехом пополам) мне оценить не удалось — Интернет-серверов нет, добровольцев — тоже. Видимо, пока разработчики поправят мультиплеер, выйдут «Корсары Online».