«АЛЬФА: антитеррор» оказалась для меня одним из самых ярких разочарований минувшего года. Несоответствие игрового процесса ожиданиям и уйма недоработок отпугнули от мониторов многих поклонников жанра вообще и компании «МиСТ ленд-ЮГ» в частности.
Выходов было два — плюнуть на все (среди разработчиков бытует мнение, что желудки российских игроков способны переварить что угодно), либо попробовать исправиться. Авторы умудрились пройти ровно посередине между этими крайностями. Да, появилась возможность сохраняться в любое время. Да, игра не глючит и не вылетает. Но стала ли она интереснее? Или же нам вновь предстоит заниматься тяжелой рутиной?..
Герой нашего времени
Больше всего мне понравился герой, раз и навсегда прекративший споры на тему «почему „альфовцы“ слабее „терроров“?». Он обычный парень, который после института загремел в нашу славную армию лейтенантом (хотя, учитывая патриотический настрой игры, лучше будет не «загремел», а «пошел добровольцем») и буквально через несколько месяцев очутился в объятой пламенем войны Чечне.
Благополучно добраться до места службы будущий ветеран не смог. Сердобольные солдатики согласились подвезти офицера, однако боевое крещение состоялось до прибытия в часть. Подозрительно тихий поселок не обратил внимания на толстокожие БМП, но упускать хлипкий «уазик» враг не собирался. Громкий хлопок, снесенный кусок забора, густой дым из-под капота и автоматный стрекот… Неплохое начало дня, верно?
Расслабляться не советую. Профи, осилившие оригинал, сочтут «Мужскую работу» увеселительной прогулкой по грибы, но новичкам придется туго. Миссии ощутимо «оживили» — скриптовые события и стилизованные под движок видеоролики тут очень кстати. Отдельные сценарии получились милыми и приятными. Зачистка леса, диверсионная вылазка крошечной группы снайперов, городские бои — каждому заданию предшествует добротный брифинг. А вот ночных приключений нет.
Арсенал порадует заядлых милитаристов. Специально для знатоков — автоматы Калашникова сотой серии и новые шлемы (включая полностью закрытый; боец в нем походит на жутковатую помесь Робокопа и рыцаря из Diablo). Впрочем, количество — не главное. К сожалению, «похожесть» оружия перекочевала в дополнение. К примеру, АК-74, АК-74М и АК-107 различаются только ценой. Внутриигровые характеристики «стволов» указаны как-то странно. Дальнобойность исчисляется в метрах, емкость магазина — в патронах (официальные ТТХ и без того не являются тайной за семью печатями), но в остальном… «Шумность: громкая. Время на прицельный выстрел: среднее». «Хардкор», ага. В «Бригаде Е5», несмотря на общедоступность и легкую «попсовость», были подробные графики для всех видов вооружения.
Порядок лишь в царстве бронежилетов. «Первый класс», «второй класс» — вплоть до шестого. Ничего лишнего. Правда, установить, кто из бойцов сможет нормально бегать в 15-киллограмовой «кирасе», на стадии экипировки невероятно сложно.
Внешность? Год назад визуальный ряд воспринимался более восторженно. Сегодня — трехмерно, в меру симпатично и требовательно к железу. Единственная деталь, не вызывающая нареканий, — трава. Смотрится здорово. Почти так же здорово, как и храбрый снайпер, залегший в горном ручье. Ихтиандр!
Мотострелки и лопатки
Сказались ли изменения на тактике? Разумеется, играть с «сейвами» проще и комфортнее — отныне не надо десятки раз переигрывать миссию, в гневе лупить беспроводной клавиатурой по монитору и грызть хвост дорогой мышки. Что касается пофазовой системы, то она расписана в рецензии на «АЛЬФУ».
Смена ориентации не прошла для игры даром. Обыкновенные мотострелковые войска и легендарная группа «Альфа» существенно отличаются друг от друга, однако на геймплее это не отразилось. Первое, что приходит в голову, — нет окопов. Взвод спецназа, который по прибытии на место начинает судорожно окапываться? Не слишком жизненно. Для пехоты же саперная лопатка — основа выживания. Абсурдность ситуации в полный рост проявляется уже в дебюте кампании. Конечно, уровни представляют собой монолитные и неизменные 3D-модели. Беда в том, что игрока специфические проблемы программистов волнуют в последнюю очередь.
Еще примеры? Пожалуйста! Нельзя перевязывать раненых и выносить их с поля боя — не иначе, опять движок постарался. Зато нам разрешили обращаться за помощью к артиллерии. Механику сего действия я описывать не намерен (должны же оставаться сюрпризы), но, думаю, после такого даже самые оптимистично настроенные товарищи не назовут игру «симулятором спецназа».
Интерфейсу по-прежнему не хватает удобства. Оператор безумствует, отказываясь демонстрировать то, что поистине важно, и стабильно пытается улететь в зеленую бездну, окружающую игровую площадку. Признаюсь, я не следил за метаморфозами «АЛЬФЫ» (в каждом патче добавляли что-то новое), но нормальный журнал событий до сих пор вижу лишь во сне. Хотя мини-карта, к счастью, появилась. Двойной щелчок по портрету бойца не приводит ни к чему хорошему. «Хинт»: в приличных играх камера не только центрируется на выбранном персонаже, но и приближается к нему, подбирая ракурс посимпатичнее. Автоматизации не предусмотрено. Желаете точно узнать, кто, кого и как именно подстрелил? Нескончаемые перемотки и замедленное воспроизведение «активной фазы» вам помогут.
Чахлый AI раскрывает изъяны боевой системы. Подчиненные вынуждены принимать многие решения самостоятельно, и их выбор нередко конфликтует со здравым смыслом. Будучи командиром, я могу сказать: «Перебежками по двое двигаться до сарая. При обнаружении противника лечь на землю и стрелять на поражение. Если будет возможность, прячьтесь за камнями и деревьями. Заметите снайпера или пулеметчика — пусть гранатометчик уничтожит его из РПГ-7» (честно говоря, в реальности подобный приказ, пожалуй, маловероятен). Но как реализовать это в игре? Уменьшить время фазы до пяти секунд (или сразу до одной) и все делать самому? Спасибо, но заторможенными променадами по безлюдным улочкам я пресытился в «Коде доступа: РАЙ». Увеличить количество командных опций?.. Встречный вопрос — мы в компьютерную стратегию играем или программируем схему искусственного интеллекта?
Для сторонников же массовых побоищ разработчики приготовили подарок — отныне в виртуальной Валгалле могут одновременно сражаться до шести человек. К вашим услугам с десяток карт и стандартные, но любимые режимы («кооператив», deathmatch, teamdeathmatch, «доминирование» и «штурм»).
Работа над ошибками
Чуть меньше года потребовалось студии «МиСТ ленд-ЮГ», чтобы довести «АЛЬФУ» до пристойного состояния. «Мужская работа» — не дополнение, а, скорее, «работа над ошибками». Появились «сейвы», исчезли всяческие несуразности (вроде бесконечного множества постоянных секторов огня), повысилась стабильность движка, но игра все еще далека от совершенства. Патриотизм не в силах компенсировать прущие наружу недостатки виртуальных мозгов.
У «МиСТ ленда» опять получился проект «для своих». Не спецназ и не мотострелки, не тактическая походовая стратегия и не симулятор (справедливости ради отмечу, что сама «АЛЬФА» была таким же «симулятором», как «Тетрис» или Laser Squad Nemesis), но играть в нее можно. Написать так об оригинале я, увы, не мог.