- Главная/
- Игры/
- Batman: Летопись Аркхема/
- Рецензия
Недостаточно просто надеть костюм с плащом и сесть за руль Бэтмобиля, чтобы стать Бэтменом. Равно как и недостаточно просто поставить в название игры «Arkham-что-нибудь», чтобы получилось так же круто, как у Rocksteady. Но вот вам загадка, достойная Эдварда Нигмы: если сделать все точь-в-точь как у Rocksteady, будет ли этого достаточно??
Идентичный натуральному
Чтобы сразу был понятен расклад: лондонская студия Rocksteady, создавшая первые две игры в серии Arkham, к третьему эпизоду прямого отношения не имеет. Сейчас они, по всей видимости, готовят Темного Рыцаря к next-gen, но делают это пока что молча. Arkham Origins — приквел, в котором Бэтмен впервые знакомится с Джокером, — разрабатывался по другую сторону Атлантики, силами Warner Bros. Games Montréal. Эту студию сформировали в 2010 году, и до Origins она была известна только тем, что портировала Arkham City на Wii U.
Что ж, история знала примеры, когда подмастерьям удавалось блестяще продолжить дело мастеров — вспомним ту же 343 Industries и их великолепную Halo 4. Поначалу, правда, Origins не производит такого впечатления: канадцы слишком долго запрягают, история стартует вяло. Это особенно заметно в сравнении с тем, как ловко у Rocksteady получалось совмещать банальные туториалы с эффектной сюжетной завязкой. Начинает казаться, что издатель допустил роковую ошибку, доверив такую важную франшизу новичкам.
Мало-помалу интрига все же раскочегаривается; просыпается любопытство — что дальше? Бэтмен выходит на просторы заснеженного Готэма, расправляет свои черные крылья, ломает десяток-другой бандитских челюстей — и ты чувствуешь себя как дома. Даже слишком. Довольно быстро становится ясно, что, помимо сюжета, Origins отличается от предыдущей игры лишь мелочами — слегка другой набор гаджетов, кое-какие новые противники, иная система прокачки.
В этом есть определенная логика приквела: было бы странно, если бы Бэтмен умел здесь что-то такое, чему через пять лет разучился бы. Есть и деловая логика издателя: пока проверенные специалисты осваивают новые горизонты, стажерам можно поручить безопасное повторение пройденного. Остается вопрос, насколько эта логика близка потребителю.
Как человек, вложивший в Arkham City не один десяток часов, скажу, что играть в Arkham Origins все-таки интереснее, чем заново проходить бэтменовские приключения двухлетней давности. Причем интереснее не из-за того, что игровая карта стала больше или увеличилось количество побочных заданий. Причина все та же: геймплей чертовски хорош. Интерес к игре поддерживают не только сюжетные перипетии или яркие поединки с боссами, а даже рядовые уличные потасовки — в каждой достаточно элементов неожиданности. Да что там — приятно даже просто летать по Готэму.
Rocksteady создали набор великолепных игровых механик, и канадским копиистам надо было лишь аккуратно окружить эту конструкцию подходящим контентом. Они достойно справились с этой задачей.
Брюс Немогущий
Что делать, когда формула одиночной игры изменению не подлежит, а покупателю надо все-таки предложить что-то новое? Конечно же, прикрутить мультиплеер. Даже если он во франшизе изначально не предусмотрен. Для прикручивания наняли подрядчика — английскую студию Splash Damage, известную приличными сетевыми шутерами Wolfenstein: Enemy Territory, Enemy Territory: Quake Warsи стильным, но недоделанным Brink.
Шутерная специализация конторы дает себя знать. В единственном пока что игровом режиме банды Джокера и Бэйна ведут осторожные перестрелки из-за укрытий, а Бэтмен и Робин (на их роли случайным образом выбираются два игрока из восьми) в стелс-режиме пытаются им помешать. Если бандиты успешно выполнят задачи, поставленные на карте, то один из игроков станет Джокером или Бэйном и получит огневое преимущество. Если же Бэтмену и Робину удастся незаметно вырубить достаточное количество преступников, то те «в ужасе разбегутся».
С заковыристой жанровой смесью англичане справилась в лучшем случае на тройку с минусом — сомнительный баланс, капризное управление, переусложненный дизайн уровней. Мультиплеер выглядит как сырая бета, не в последнюю очередь из-за обилия багов: сетевой режим отказывался запускаться, пока я не выключил графические финтифлюшки DX11; на стадии загрузки у многих, как и у меня, случались зависания или обрывы связи, из-за чего команды то и дело оказываются недоукомплектованными.
Асимметричная комбинация шутера и стелса встречалась нам совсем недавно — в превосходном режиме Mercs vs. Spies из Splinter Cell: Blacklist. На этом фоне сочиненная Splash Damage забава выглядит просто жалко. Шорты, в которые с грехом пополам превратились бэтменовские брюки, оказались далеки от элегантности, увы.
В коммуне остановка
Не считая вялого вступления и мультиплеерного фиаско, Origins разыграна как по нотам. Тон и темп повествования, объем экспозиции, визуальный и музыкальный стили, дизайн и реплики персонажей — все чуть-чуть другое, но вполне в русле, заданном играми Rocksteady. Знакомые кварталы и достопримечательности Старого Готэма выглядят именно так, как должны были бы выглядеть до программы «Аркхем Сити». «Новые» локации четко попадают в архитектурный стиль. Ничто не кажется чужеродным.
Нововведений немного, но они выглядят взвешенными. Было бы безумием менять что-то существенное, скажем, в боевой системе. Увеличить максимум одновременно атакующих громил с трех до четырех? Глупо. А вот добавить опцию быстрого перемещения по карте — разумно. Еще более умно — заставить игрока заработать эту опцию, вырвать ее в борьбе с Загадочником.
Похожим образом разблокируются бонусные — вне базового древа скиллов — способности и гаджеты. Чтобы получить обычный Звуковой бэтаранг, заманивающий противников в ловушку, достаточно выполнить три нехитрых задания в стелс-режиме. Но чтобы получить Взрывающийся звуковой бэтаранг, таких заданий нужно выполнить уже десять, и там требуются трюки посерьезнее, чем просто «остаться незамеченным». Аналогичные награды выдаются за «боевые» и «уличные» испытания. Некоторые побочные сюжетные линии также открывают дополнительные возможности.
***
Пусть это не шаг вперед, но зато и не болезненное стремление соригинальничать — осторожный тюнинг, деликатная оптимизация, умелое подражание. Качественная работа подобного толка не так часто встречается в нашей индустрии, где продюсерские умы оккупированы навязчивой идеей «сделать всего побольше».
Но почему здесь мы закрываем глаза на вопиющую вторичность, которой попрекаем другие игры? Видимо, дело в том, что бэтменовская формула еще не навязла в зубах, а Arkham City была так хороша, что не грех попросить еще. Другой вопрос, что второй раз этот фокус не сработает — еще одну такую же игру встретят куда холоднее. Rocksteady придется изрядно постараться, чтобы поднять планку качества выше. Но пока уже сам тот факт, что сторонней студии удалось взять такую высоту — явление выдающееся и для фанатов сериала благоприятное.
Рецензии пользователейна Batman: Летопись Аркхема3
«Batman: Arkham Origins» — это когда берут проверенный рецепт, добавляют немного новых ингредиентов, перемешивают и получается все тот же вкусный пирог, только чуть свежее. В этот раз разработчики предлагают нам приквел к событиям первых игр, где Бэтмен еще не бороздит небо Готэма с абсолютной уверенностью в себе, а только набирается опыта. Но, надо признать, уже тогда он был тем еще крутым мужиком, который готов раздавать лещей направо и налево. Притом смачных.

Сюжет крутится вокруг напряженной ночи перед Рождеством, когда за голову Бэтмена назначают награду, и на него открывается настоящая охота. В дело вступают знакомые (и не очень) злодеи, каждый со своим характером и стилем. Это интересно: наблюдать, как персонажи, которых мы уже хорошо знаем по предыдущим частям, только начинают свою преступную карьеру или вообще впервые сталкиваются с Бэтсом.
По геймплею — тут все знакомо до боли в пальцах. Тот же стиль боя с контратаками, фирменный скрытный подход к зачистке комнат, тот же пояс Бэтмена, забитый гаджетами. Можно планировать над городом, взламывать системы, сканировать места преступлений, прятаться и устраивать шоу, вытворяя разнообразные комбо. С одной стороны — да, вторично. С другой — а зачем придумывать что-то иное, если игрокам заходило раньше. Зайдет и теперь. Но, думается, не всем.
Мир Готэма стал побольше, и это радует. Есть где разгуляться (или разлетаться) в плаще. Город, как всегда, не дремлет. Тут и побочные квесты с участием второстепенных злодеев, и разные активности, вроде взломов, спасений и расследований. Иногда они даже интереснее основного сюжета, потому что позволяют глубже заглянуть в мир игры и его обитателей.

Графика осталась примерно на том же уровне, что и раньше — красивая, мрачная и атмосферная. А вот сеттинг — просто конфетка. Готэм в снегу, метель, ледяной воздух и тени в переулках — все это создает идеальную атмосферу нуара с элементами зимнего триллера. В такой антураж приятно погружаться, особенно если играешь ночью, а за окном неожиданно снег.
А еще стоит упомянуть боссов. Они неплохие. Некоторые схватки действительно запоминаются. Например, бой с Дефстроуком. Вот это почти танец на грани жизни и смерти. На этом боссе я встрял на какое-то время, уж тяжким оказался злодей. Супостат с десяток раз отправлял меня в нокаут, пока я не справился с ним. Бой весьма интересный и, наверное, запоминается больше всего из подобных вещей в этой игре. Но, правда, не все поединки с боссами получились одинаково захватывающими. Впрочем, эпичности хватает, особенно в момент, когда на тебя прет огромный Бэйн, и ты судорожно вспоминаешь, куда жать, чтобы не стать ковром в переулке после того, как здоровяк тебе как следует вмажет.
Отдельное удовольствие — просто бродить по улицам Готэма. Хотя горожан на улицах нет (видимо, все умные сидят дома под пледиком и смотрят на падающий снег из окна), преступники развлекают нас в полной мере. Ситуации случаются разные: там помоги, здесь выручи и прочее подобное. Это добавляет жизни в мир игры и отвлекает от основного сюжета, если захочется просто побродить.
И еще — музыка. Ее редко кто вспоминает в рецензиях, а зря. Саундтрек в игре мрачный, порой тягучий, но идеально дополняет атмосферу зимнего Готэма. Особенно в моменты, когда ты сражаешься с каким-то матерым злодеем.

Мне хорошо запомнились миссии-расследования. Это одна из интересных фишек игры, особенно если ты вдруг решил, что уже все видел и ничем тебя не удивить. Эти побочные миссии дают возможность почувствовать себя не просто героем в плаще, а настоящим детективом с капелькой нуара. Суть простая, но выполнена со вкусом: где-то в городе происходит преступление — убийство. Мы прилетаем на место, активируем сканер, и начинается самое интересное. С помощью сканера улик Бэтмен воспроизводит цепочку событий — проматывая вперед и назад цифровую модель произошедшего. Можно буквально «перемотать» момент взрыва, увидеть, как упала жертва, как был нанесен удар или откуда стреляли. Все это сопровождается комментариями Бэтмена и атмосферным фоновым звуком, будто ты действительно расследуешь дело, а не просто жмешь кнопки.
Некоторые дела простенькие — нашел улику, посмотрел запись, все понял. А вот в других приходится и полетать по окрестностям, и внимательно осмотреть локацию, чтобы найти последний недостающий кусочек пазла. Это круто: задействуешь мозги, как положено Брюсу Уэйну. Эти миссии не то чтобы мега-долгие или сложно построенные, но они классно разбавляют геймплей. После десятка мордобоев приятно немного сбавить темп и включить сыщика.

В общем, «Arkham Origins» — это, по сути, еще один «Arkham», только с молодым Бэтменом и новым взглядом на уже знакомую историю. Вторично? Да. Скучно? Вовсе нет. Просто игра не пытается переизобрести саму себя, она уверенно едет по проторенной дороге и доставляет удовольствие. А если соскучились по мрачному Готэму и раздаче тумаков в маске летучей мыши — самое оно. Это клон, но клон хороший.
8 из 10