Светлая тема

Рецензия на игру Черное зеркало

Случись одинокому припозднившемуся путнику в ту страшную ночь приметить свет в башне замка Black Mirror, он бы нисколько не удивился — лорд Уильям Гордон известен всей округе своими чудачествами. Редко показываясь на глаза даже самым близким родственникам, старик почти все свободное время проводит в своем кабинете, никому не позволяя входить внутрь. «Выживший из ума чудак и сегодня засиделся допоздна», — подумал бы путник и поскорее отправился домой, к теплому очагу и сытному ужину. Вряд ли его слуха достиг бы еле слышный звон стекла и тихий стон, исторгнутый из корчащегося в агонии тела, нанизанного на прутья башенной ограды…

На скромной похоронной церемонии присутствовали лишь немногочисленные представители семьи Гордонов и самые близкие их друзья. Безутешная вдова Виктория, как подобает истинной английской леди, держалась достойно, но ее сын Роберт Гордон и дворецкий Бейтс прекрасно знали, что старая женщина, надломленная страшным горем, не скоро оправится от потрясения. Лишь одно событие в какой-то мере утешало ее — давно покинувший семейное гнездо внук Уильяма Сэмюэл наконец вернулся в Black Mirror. Молодой Гордон покинул старый замок сразу после трагической и нелепой смерти своей супруги, пообещав себе никогда не возвращаться назад, однако внезапная кончина графа Уильяма, столь неожиданная и шокирующая, не оставила его равнодушным.

Неподалеку от Гордонов за действиями викария, отца Фредерика, наблюдал доктор Херманн. Быть может, в эту минуту почтенный врач размышлял над странными обстоятельствами гибели старого графа. Детектив Колье придерживается версии о самоубийстве, но почему Уильям решил уйти из жизни так внезапно, да еще выбрал столь ужасный способ? И эти странные ожоги…

Никто из провожавших в то утро Уильяма Гордона не мог и представить, что произошедшая трагедия — лишь преддверие последующих ужасных событий, которые не каждому из них суждено пережить; совсем скоро клану Гордонов придется заплатить за грехи собственных блистательных предков и раскрыть рассыпавшиеся за столетия в прах семейные тайны.

$$

Рождение игры, подобной Black Mirror, — не просто радостное, но и в какой-то степени эпохальное событие, позволяющее лишний раз убедиться в том, что в теле полумертвого жанра еще теплится жизнь. Причем искорка находится не в руках могучих корпораций, одним мановением волшебной финансовой палочки выделяющих на очередной стандартный и скучный проект миллионы долларов, а в недрах маленькой чешской студии Unknown Identity. Всего четыре человека, составляющих костяк этой команды, смогли совершить небольшое чудо — выпустить игру, которая, безусловно, станет классикой и с достоинством займет одно из самых почетных мест в коллекциях гурманов, но не станет хитом в общепризнанном смысле этого слова. Увы, новое поколение требует яркие спецэффекты и биллионы полигонов, не желая использовать серое вещество, о тренировке которого так заботился один небезызвестный бельгиец.

К тому же Dreamcatcher недосуг тратить время и средства на продвижение Black Mirror. Все рекламные щиты давно сданы под более перспективный, по мнению менеджеров компании, Traitors Gate 2: Cypher (конечно, ведь тамошним дизайном удастся привлечь немало поклонников Лары Крофт). К счастью, любители адвенчур и без помощи маркетологов смогли отделить зерна от плевел — официальные форумы полны положительных, подчас восторженных отзывов.

Отражение в черном зеркале

В Unknown Identity очень хорошо понимают, что главной составляющей любой адвенчуры является сюжет, а не количество головоломок на квадратный сантиметр каждой локации. Братья Пекарек и Зденек Хоубы потратили уйму времени на написание фабулы и диалогов, тщательно создавая неповторимую атмосферу и уникальное лицо игры. Продолжительные приключения Сэмюэля Гордона разбиты на целых шесть глав, и до самого конца авторы держат игрока в напряжении и неведении.

Нас не заставляют, как в прочих поделках на тему «adventure», последовательно переходить от экрана к экрану, чтобы добраться до дурацкого и никому не интересного финала. Наоборот, раз за разом главный герой все глубже проникает в тайны членов собственной семьи и жителей близлежащей деревушки, узнает темную историю своих предков и страшные секреты местной больницы для душевнобольных. И словно всего этого мало, разработчики постоянно подбрасывают Сэмюелю безвыходные, на первый взгляд, ситуации. При всей своей линейности Black Mirror является уникальным сочетанием нескольких побочных сюжетных линий, именно это не дает нам заскучать ни на минуту.

В игре нет пошлой современной политкорректности и никому не нужных купюр. Если надо показать кровь, декапитацию, истерзанное тело убитого мальчика, создатели не стесняются. И совершенно правильно поступают, нагнетая тяжелую и мрачную атмосферу. Особого приза заслуживает отсутствие традиционного хэппи-энда. Подобный ход в рамках не то что жанра adventure, но и во всех остальных без исключения — явление редкое и неординарное.

Пока пес не понюхает…

Совсем недавно в рецензии на Journey to the Center of the Earth я ругал необходимость возвращаться в уже пройденные локации, чтобы найти ставшие «активными» или доступными для перемещения в карман предметы. Unknown Identity использует точно такой же подход, но к делу, опять же, подключаются талантливые сценаристы и дизайнеры. Да, Сэмюэлу не раз и не два предстоит сначала добывать нужную информацию, осознавать смысл своих действий, и только потом получать возможность применить являвшийся ранее недоступным предмет. От игрока потребуется определенная доля внимательности и усидчивости, однако подобный метод решения загадок, в отличие от упомянутой выше Journey или Runaway, нисколько не раздражает, поскольку мы почти всегда представляем себе, что нужно сделать. Если экстравагантный ученый забыл открыть входную дверь, стоит лишь поводить мышкой по площадке, и где-нибудь наверняка найдется гравий, который надо бросать в окно башни. Не можем достать ключ через решетку? Надо поискать поблизости предмет, позволяющий это сделать. Очень редко авторы отступают от правил логики и разумности действий. Признаюсь, я с превеликим трудом нашел в сумасшедшем доме куклу, поскольку мне не показалось естественным рыться для этого в угольной яме.

Не понравилась и еще одна деталь. Иногда расследование приходит к точке, когда один из NPC должен достать для Сэмюэла специальную информацию или, скажем, изготовить предмет. Разумеется, делают они это далеко не сразу, а посему некоторое время мы вынуждены бесцельно блуждать по соседним территориям. Полагаю, можно было более изящно обойти подобную несуразность — благо, еще создатели Gabriel Knight поняли, что игрока в таких «перерывах» надо чем-нибудь занимать.

Немногочисленные головоломки также аккуратно и тщательно встроены в игру. По большей части они просты и не отнимают много времени, но местами придется основательно попотеть. Традиционно стоит выразить недовольство «пятнашками». Думаю, не только я во время прохождения того или иного квеста проклинал изобретателя этого глупого и раздражающего пазла.

И каждый пиксель на вес золота

Безусловно, на сегодня разрешение 800x600 — это безмерно мало. Однако тщательность прорисовки и бесподобное очарование картинок в Black Mirror заставит побледнеть даже помпезную Syberia. И здесь братьям Пекарек не изменил талант, причем ребята сделали все, чтобы пейзажи не примелькались. Безумно приятно увидеть те же самые локации ночью или во время непогоды (дождь смотрится просто великолепно). Даже вода нарисована блестяще (заметьте — без использования модных шейдеров последних версий).

Уделено внимание и миниатюрным элементам обстановки помещений, на которые можно посмотреть, выслушав комментарии главного героя. А снующие по стенам палаты тараканы, кружащие над башней вороны, порхающие в воздухе бабочки и мигающие во время грозы от перепадов напряжения лампы, преображают и оживляют «бэкграунды» — ими хочется просто любоваться.

Куда меньше восторгов вызывают спрайтовые фигуры персонажей, слегка напоминающие пластилиновых кукол, но настолько удачно гармонирующие с окружающей обстановкой, что это перестаешь замечать. Приятно также, что разработчики не заставили действующих лиц всю игру стоять на одном месте. Доктор перемещается по библиотеке, просматривая книги, дворецкий выполняет различные работы по дому, хозяйка замка может предаваться своим мыслям в гостиной, проводить время за чтением у камина в холле или отдыхать в спальне. Мельчайшие детали незначительны, но лишь способствуют погружению в игровой мир.

Звуковое оформление, к сожалению, пребывает на традиционном для Adventure Company уровне, а данная компания никогда не отличалась стремлением приглашать хороших актеров. Тем не менее, в основном голоса подобраны неплохо, хотя провальные «арии», разумеется, присутствуют. Компенсирует сей недостаток красивая атмосферная музыка, тщательно и со вкусом подобранная. Во время самых напряженных сцен звучат тревожные трели, заставляющие поежиться и включить свет. К достоинствам игры следует отнести, помимо множества замечательных звуковых эффектов, и чтение документов, когда первые строчки проговариваются голосом Сэмюэла, постепенно переходящим в голос непосредственно автора. Очень эффектно и необычно.

Интерфейс лишний раз подтверждает, что Black Mirror творили под сильным влиянием Broken Sword. Все максимально удобно и просто — двойным кликом можно мгновенно перемещаться между экранами, специальная карта позволяет еще ускорить этот процесс (смягчая необходимость возвращаться и снова искать предметы). Все тот же двойной клик быстро перелистывает из начала в конец собранные вещи. Даже необходимость учить Сэмюэла бегать, ввиду вышесказанного, отпадает.

Gold Award

Возможность перехода творения талантливых чехов в ранг «золотой» классики покажет время, но уже сейчас можно с уверенностью назвать детище Unknown Identity лучшей адвенчурой 2003 года, поскольку единственный конкурент, Broken Sword 3, вряд ли сможет претендовать на этот титул. Игра не просто заслуживает внимания, она необходима каждому любителю хороших детективных квестов с уклоном в мистику. Поверьте, подобный саспенс встречается нечасто.

P.S. Обладатели пиратских версий будут разочарованы вылетами в самом начале второй главы (увы, локализации пока не предвидится).

P.P.S. Летом этого года наша редакция столкнулась с проблемой защиты StarForce и опубликовала открытое письмо компании «1С», где содержались вполне справедливые претензии к работе системы. Забавно было наблюдать на официальных форумах издателя негодование уже западных пользователей, у которых Black Mirror не запускалась с очень знакомыми симптомами. Adventure Company даже пришлось опубликовать коды, отключающие StarForce. Подробности — здесь.

P.P.P.S. Другой вариант написания имени Samuel — Сэмюэль.