Светлая тема

Рецензия на игру Company of Heroes 2

Семь лет назад Company of Heroes прославилась во всем мире как самая крутая RTS про Вторую мировую. Сейчас на Западе ее сиквел принимают прохладнее: геймплей, говорят, хорош, но нет заметного прогресса. Зато в России слава гремит: самая антисоветская игра на свете! Плевок в русскую душу! Надругательство над памятью погибших! Рунет пестрит истерическими воплями о том, что канадские фашисты Relic проплачены Госдепом, ненавидят русских и продолжают дело Геббельса. Собраны тысячи подписей под петициями о запрете продаж. Заполошные журналистки в ужасе предрекают, что российские дети будут учить историю по идеологически неверной игре. Это было бы смешно, наверное, если бы не было так грустно.

Так закалялась сталь

Хотя у Relic мне всегда больше нравилась серия Dawn of War, я не могу не признать, что Company of Heroes была чертовски хороша. Систему укрытий, отработанную в предыдущей игре, разработчики грамотно усложнили, добавив разрушаемость этих самых укрытий. Привычный геймплей сразу обрел дополнительное измерение. Вот отряд засел в здании и бодро шмаляет по пехоте противника, оставаясь практически неуязвимым для ответного огня. А вот по дому удачно жахнули вражеские минометчики, и выгодная огневая точка накрылась вместе с героическим отрядом. А вот наш танк переехал укрепления, где располагались минометчики, и доходчиво объяснил им, что они поступили нехорошо. А вот у неприятельской противотанковой пушки возник контраргумент… И так далее.

Пусть всерьез говорить о реализме происходящего не приходилось, но напряженное жонглирование сильными и слабыми сторонами юнитов все-таки опиралось на настоящие особенности тогдашних войск, а продвинутая физика добавляла процессу невиданной зрелищности. Игра выглядела настоящим блокбастером. Никакие другие стратегии о Второй мировой и рядом не валялись.

Нет, я не забыл про великолепную «В тылу врага», где тоже был крутой движок с разрушаемыми укрытиями, но в этой action-RTS было куда больше экшена, чем стратегии. Геймплей Company of Heroesтоже требовал хорошо скоординированного микроменеджмента, но стратегическая составляющая у канадцев была представлена в полной мере. Отстройку базы предельно упростили, зато усложнилась система стратегических точек, дающих теперь разные виды ресурсов. Можно было, к примеру, иметь хороший приток топлива, позволяющего строить бронетехнику, но не иметь доступа к боеприпасам, которые нужны для спецспособностей юнитов. Стратегические точки было легко занять и трудно удержать, а одна вовремя захваченная гаубица могла переломить ход сражения. Даже битвы против компьютера были очень динамичными, а уж мультиплеер просто блистал.

Зачем такой подробный рассказ про игру семилетней давности? В сиквеле очень мало что изменилось. Почти все, сказанное про первую Company of Heroes, можно повторить и в адрес второй… но с некоторыми оговорками.

Театр начинается с окопа

Среди новинок — две системы с красивыми названиями TrueSight и ColdTech. Первая подробно моделирует «туман войны» с учетом рельефа местности, показывая игроку только то, что его бойцы могут реально разглядеть с учетом преград в их поле зрения. Вторая отвечает за погодные условия, и, надо сказать, ужасная русская зима удалась куда лучше, чем ужасное советское командование. Зимние карты заставляют серьезно пересмотреть привычные тактические схемы: в глубоком снегу пехота передвигается гораздо медленнее, а во время пурги стремительно замерзает (можно отогреваться у костров и укрываться в зданиях). Отдельное развлечение — подорвать лед под вражеским танком. Грамотным минированием порой удается разом лишить противника целого отряда бронетехники — ни с чем не сравнимое удовольствие.

Сюжетная кампания, вызвавшая столько шума, состоит всего-навсего из 14 миссий, почти половина из которых фактически служит туториалом. Там есть занятные в геймплейном плане эпизоды, но дизайнеры слишком часто грешат роялями в кустах вроде внезапно возникающих танковых батальонов, а баланс сложности портит поток бесплатных призывников. Куда интереснее «Театр военных действий» — режим, объединяющий традиционный скирмиш, кооп-миссии и специальные соло-челленджи. Вот здесь дизайнеры расстарались: во-первых, можно играть и за русских, и за немцев; во-вторых, уровень сложности заметно выше и «честнее»; в-третьих, задания значительно разнообразнее — от напоминающих ту же «В тылу врага» диверсионных вылазок до масштабных мясорубок оборонного или наступательного толка.

Но — сырой баланс,  довольно скромно эволюционировавший движок,  и пожалуй, главное— густые заросли клюквы, украшающие сюжетную кампанию.

Не умеешь — не берись

Проблема даже не в том, что Relic осмелилась изобразить в своей игре какие-то постыдные для российской истории явления. Антисоветская точка зрения имеет такое же право на существование, как и просоветская, и нет ничего неожиданного в том, что канадцы опирались на труды диссидента Василия Гроссмана, а не сталиниста Ивана Стаднюка. В конце концов, хоть это и выглядело совершенно иначе, но заградительные отряды действительно существовали, тактика выжженной земли действительно применялась, человеческие потери действительно были огромны и далеко не всегда оправданы.

Нет, реальная проблема не в том, что они изобразили, а в том, как. Relic взялась за постановку со своим фирменным вархаммеровским «изяществом», только вместо романтической брутальности WH40k здесь голливудские штампы о «русских иванах». Неуклюжая претензия на военную драму выглядит отвратно: дешевые катсцены на движке, отчаянно переигрывающие актеры с ненатуральным акцентом (в русской версии не лучше). Полковник НКВД, который натужно упорствует в своей бесчеловечности и превращается в опереточного злодея. Карикатурные бойцы Красной армии, не выражающие ничего, кроме одномерного патриотизма. Такие же комиксные фашисты. Нет, определенно не стоило браться за столь сложную тему, обладая столь скромными режиссерскими талантами.

Конспирологические бредни в сторону: дело, разумеется, не в том, что видеоигровым разработчикам зачем-то понадобилось чего-то там очернять и что-то там пропагандировать. Relic просто вульгарно шокирует свою (западную) аудиторию — мол, сейчас мы вам покажем такую жестяную жесть, в сравнении с которой растиражированная высадка союзных войск в Нормандии покажется детской забавой. Ужасный Восточный фронт! Ужасное советское командование! Ужасная русская зима! Quite shocking, eh? Представьте, что Уве Болл взялся бы снимать кино по мотивам «Войны и мира».

***

У Company of Heroes 2 есть крепкое геймплейное ядро, унаследованное от оригинала, по-прежнему достойное всяческих похвал. В то же время хвалить игру за достижения семилетней давности как-то странно. Да и эффект новизны уже не тот; разрушаемостью укрытий сегодня никого не удивишь. Собственные же заслуги сиквела довольно скромны и в основном касаются простых и ожидаемых технических улучшений, которые никак не затронули, например, ИИ юнитов (они все такие же беспечные и туго соображающие) или интерфейс (он все так же закрывает пол-экрана). Ну, и плюс — точнее, минус — сюжетная кампания, неоднозначная с исторической точки зрения и однозначно бездарная с точки зрения драматической. В сухом остатке только удачный «Театр военных действий» и как всегда увлекательный мультиплеер.

Стоит ли это своих денег? Ну, на оскудевшем рынке RTS — возможно, стоит. Однако мне грустно наблюдать такие консервативные сиквелы у столь прогрессивных некогда игр. Я и по поводу обновленной StarCraft не разделяю восторгов, а Company of Heroes 2 выглядит в аналогичной ситуации еще менее выгодно, поскольку ее не отделяет от оригинала такая технологическая пропасть, как в случае с близзардовским хитом. В обоих случаях то, что когда-то было качественным скачком для целого жанра, превратилось в осторожный шаг вперед для отдельной франшизы. Работа, безусловно, качественная, но явно не заслуживающая оваций.

P.S.: Цензура хуже безвкусицы

Когда я заканчивал писать эту рецензию, появилась новость о том, что «1С-СофтКлаб» все-таки остановила торговлю Company of Heroes 2, пусть и успевшую месяцок повисеть в топе продаж. Чего конкретно добилась возмущенная общественность? Скандального пиара для запретного плода (игра по-прежнему доступна в Steam, не говоря уж про радужный мир торрентов)? Это само собой. Но прецедент весьма показателен на другом уровне: социокультурном. Здесь очень заметно, что наше неразвитое гражданское общество с грехом пополам освоило только одну форму самовыражения — протестную. Никто не выступил с предложением типа «давайте скинемся и профинансируем разработку игры, где все будет как надо». Это требует конструктивного мышления. Мы до такого не доросли.

Способность к протесту — необходимый этап взросления. Важно лишь понимать при этом, что из посыла «мне это не нравится, уберите» ничего не вырастает. Земледелие не сводится к прополке сорняков. Нужно сажать еще что-то помимо врагов народа. Однако наследники СССР хотят стоять в одном ряду с Китаем, Ираном и Северной Кореей, с гордостью отправляя в топку все идеологически неверное. Что тут скажешь? Ура, товарищи.

Рецензии пользователей
на Company of Heroes 21

О данной игре складывается двоякое впечатление. 
С одной стороны это продолжение отличной, знаковой игры со всеми геймплейными достоинствами оригинала. С другой - это откровенно клюквенный сюжет и антураж о советской стороне конфликта со всеми причитающимися атрибутами - злобный комиссар НКВДшник, солдаты ура-патриоты, командиры самодуры и прочим.
В данном случае меня больше интересовал сам геймплей, хотя для меня сюжет всегда играет равную роль в восприятии игры. Но здесь я старался на сюжет особо внимания не обращать, хоть и смотрел все сюжетные вставки.
Все же это достойное продолжение, хотя стоит признать что ничего кардинально нового нет, это та же прекрасная стратегия что и в 2006 году.
Советую исключительно ради прекрасной физики, картинки и стратегической составляющей.
«Ну и концовка!»