- Главная/
- Игры/
- Dominions 3: The Awakening/
- Рецензия
Что может ждать современную игру, лишенную многопользовательской арены, особенно если речь идет о стратегии? Скорее всего, забвение, даже несмотря на искусную выделку. В крайнем случае любители рано или поздно напишут сетевой довесок. Те же проекты, что располагают поддержкой баталий по электронной почте, рассчитывают, видимо, на долгую жизнь.
Не для слабаков
«Сколько можно жаловаться?» — возмутятся почитатели Dominions. «Снова это [вымарано цензурой]!» — ахнут ненавистники. Как бы там ни было, шестилетняя история подтверждает право серии на существование. Третья часть под названием The Awakening, а по совместительству — затянувшаяся работа над ошибками, все же увидела свет. И только благодаря добровольцам мы в кои-то веки читаем полноценное руководство. Авторы, кстати, так и заявили в одном из интервью: дескать, они не в силах самостоятельно доходчивым языком поведать новичкам тонкости игры. А вот Брюс Герик (Bruce Geryk), также сочинивший наставления для Dominions 2: The Ascension Wars, смог. За что ему громадное «спасибо».
Не вздумайте соблазниться на пункт «Tutorial» в меню, без 300-страничного талмуда здесь не обойтись. Представления об обучающих миссиях у Illwinter Game Design в корне расходятся со здравым смыслом. Впрочем, старожилам многое будет знакомо. Учитывая то огромное количество «народных» модификаций, которые частично прошли через руки фанатов, шокировать закаленных поклонников Dominions попросту невозможно.
Фора в один клик
Итак, что нового? Во-первых, заметно увеличилось число рас. Их и раньше-то было навалом, но сейчас для подсчета вообще не хватает пальцев. Сумятицу вносят три эры, причем в любой из них расы показываются в другом срезе. Кроме того, в поздней эпохе, в отличие от ранней, магия, увы, редкий инструмент. Зато сторонники сугубо контактных стычек придут в восторг. Иными словами, колдовство, по-прежнему играющее важную роль в геймплее, может быть оттеснено и на второй план.
При создании божества у нас теперь нет выбора фортификаций. То, какой замок мы сумеем воздвигнуть, отныне зависит от местности. С этим решением можно и не согласиться, однако потери несущественны. А как вам идея получить дополнительные очки за то, что претендент явится лишь спустя год (чем дольше, тем компенсация выше)? Сумма, между прочим, серьезная. Но надолго остаться без вдохновителя — ощутимый риск. Необходим тонкий расчет.
Внимания заслуживают изменения, затронувшие интерфейс. Наверное, каждый, кому довелось управлять доминионами, мечтал о том, чтобы разработчики укротили монструозного зверя. В Awakening на главный экран вынесено больше ценной информации, не нужно лазить по каким-нибудь дебрям. Удобная система автоматического налогообложения нанесла удар по рутинному микроменеджменту, а фильтры отображения географических сведений и сортировка заклинаний способны сэкономить немало энергии. Отличная работа… кабы не ряд неприятных нюансов.
Невзирая на упрощенное управление, с ростом империи возня утомляет все сильнее. Попробуйте-ка пройтись по провинциям и проверить состав армий или подготовить резерв. Орду юнитов (около 1600) не удержать в голове. Конечно, привыкнуть к одной расе нетрудно, но что делать, если хочется испробовать разные стратегии? Извольте заучивать характеристики всех воинов. Скромная сравнительная таблица не помешала бы…
Сочувствую тем, кто часто проигрывает сражения. Привыкли расставлять кубики войск на тактической карте? Значит, занимайтесь этим всякий раз, когда подопечные спасаются бегством. Стратагемы нельзя запомнить, хотя списки заклинаний командующих прекрасно закрепляются за комбинацией клавиш.
Лучшие из лучших
Первостепенная задача в Dominions — укрепление собственного господства. Причем главное здесь — не количество захваченных государств, а то, насколько широко распространилась вера в нашего бога. Таким образом, подчинять все подряд необязательно. Более того, некоторые земли могут быть малопригодны для избранной народности. Впрочем, в любом случае экспансия — верный путь к победе. Присоединенные провинции платят налоги, снабжают провизией и дают производственные возможности, необходимые исключительно для военных нужд (поскольку дипломатия никому не интересна).
В игре собрана немыслимая толпа, выражаясь по-детски, «солдатиков», и перспективы тактического планирования завораживают. Но число «активных» юнитов явно завышено. Кое-кого стоило бы убрать ради баланса, оттачиваемого уже несколько лет.
Любопытные перемены произошли в командном составе. Колдуны, помимо свойственных им школ, получают либо улучшение уровня, либо дополнительную стезю. К примеру, шаман Мачака сможет добавить к магии природы, смерти и огня еще и магию земли. Примечательно, что лидеры стареют, и в преклонном возрасте их изначальные показатели падают.
Исследования в разных областях открывают все новые и новые заклинания. К сожалению, в лаборатории нет толковой системы фильтров, чтобы отделить боевую магию от ритуальной или глобальной. Одно большое полотно с названиями вводит в заблуждение, и за неразберихой тускнеет огромное разнообразие и уникальность колдовства для каждой расы.
Побоища проходят без нашего непосредственного руководства. В вычисление их исхода заложен, на мой взгляд, внушительный (но неповоротливый) математический аппарат. Жаль, что не учитывается влияние ландшафта.
В который раз упомяну об отвратительном графическом оформлении. Жеваные и выплюнутые на мониторы изображения юнитов — это чересчур. Если вам кажется, что, допустим, крылатая братия Каэлюма — суть одна иконка с перетасованными и чуть подкрашенными пикселями… ну, так оно и есть. Порой отличить один тип богатырей от другого очень тяжело. Копьеносцы, пехота и лучники низкорослых народцев сливаются в месиво, затрудняя отбор новобранцев. Похоже, Йохан Карлсон (Johan Karlsson) и Кристофер Остерман (Kristoffer Osterman) слабы не только на литературном поприще.
Искусственный интеллект также производит двойственное впечатление. Компьютер научился строить крепости и даже проявляет норов. Несколько линий поведения делают из него яростного агрессора, уравновешенного конкистадора или запуганного домоседа. И хотя я с неадекватными поступками AI не сталкивался, на форумах полным-полно жалоб на досадные ошибки во время боевых действий.
Весы
Пожалуй, Dominions 3: The Awakening могла бы заткнуть за пояс любую фэнтезийную сагу. Однако богатая и функциональная механика буквально вязнет в трясине и мелких, и достаточно серьезных недоработок. Те, кто сможет закрыть на это глаза, без сомнения, насладятся третьей частью сериала.
P.S. Фолк в исполнении Erik Ask Uppmark и Anna Rynefors (группа Falsobordone) очарователен.
P.P.S. Генератор случайных карт хоть и медлителен, но со своими задачами справляется на твердое «хорошо».