Светлая тема

Рецензия на игру Dominions: Priests, Prophets and Pretenders

Чтобы поддержать любой разговор, необходимо знать всего три слова: куда, зачем и почему. Владея таким скудненьким лексиконом, можно либо прослыть большим интеллектуалом, либо окончательно вывести из себя не подозревающего подвоха собеседника. Через полчаса содержательной беседы вы либо становитесь лучшим другом и ваш авторитет возносится до небес, либо несетесь со всех ног от разъяренного мужлана, молясь, чтобы проклятая stamina не закончилась в самый неподходящий момент. К сожалению, второй вариант почему-то встречается наиболее часто.

Но ведь временами, согласитесь, так не хочется ничего говорить. Слова приходится выдавливать из себя, как остатки зубной пасты из бракованного тюбика. Однако ты обязан подавать хоть какие-то признаки жизни, дабы собеседник окончательно не забыл о твоем существовании. Вот и мне в этот жаркий июльский день лень даже раскрыть рот, чтобы сунуть туда серебряную ложку с красной икрой. Но долг перед родиной упорно стремится о себе напомнить, отчаянно кусая за филейную часть каждые тринадцать с половиной минут. Посему придется искать компромисс, и джентльменский набор юного лингвиста из трех слов подойдет очень кстати.

Куда?

А причиной для такого нежелательного беспокойства стало детище никому не известной пока команды доморощенных разработчиков с унылым названием IllWinter. То ли со скуки, то ли от отчаяния, то ли от отсутствия сведений о том, какой год на дворе, мрачнолицый конгломерат бородатых программистов произвел на свет, страшно сказать, стратехию! Да еще какую - РВЕМ! Впрочем, и старый добрый hot seat (а ведь вы не сомневались, что он есть, правда?) также доставит немало удовольствия тем, кому за семьдесят.

Плесенью начинает попахивать с самого начала. Для полноты ощущений не обязательно даже напрягать лишний раз компьютер. Достаточно вникнуть всей душой в богатый литературными изысками сторилайн. Согласно ему после падения Великого (даже имя лень придумать было!) народ сильно нуждался в предметах поклонения. Неглупые люди священники просекли фишку и, не долго думая, организовали пару десятков свеженьких божеств по просьбе страждущего населения. Ну, дальше поперли всякие там расовые разногласия и прочее занудство. В общем, для сочинения на тему "Как я провел лето?" потянет, если не рассчитывать больше, чем на три с минусом.

Отсюда возникает первый вопрос: куда заглядывают разработчики в поисках столь "прогрессивных" идей? Предположительно эти загадочные локации начинаются на буквы "ж", "з" и "п", поскольку в более приличных местах, как правило, подаются блюда поизысканней. Вряд ли среди играющей общественности третьего тысячелетия найдется много желающих в качестве развлечения использовать Outlook и адекватно воспринимать сюжет, описанный сотнями сценаристов. Однако известно, что именно спрос рождает соответствующие ТНП. Посему будем в меру снисходительны, в меру жестоки и в меру справедливы, как завещал великий Торквемада.

Зачем?

Наверное, не стоит объяснять, что игра, прекрасно уживающаяся на четырех платформах, включая Solaris и HPUX, вряд ли поразит кого-то своим внешним видом. Увы, но пока желающих выпускать кроссплатформенные шедевры не так много. Итогом такого альтруизма, как правило, становится этакая жизнерадостная старушенция среди прогрессивного пипла на солнечной Ибице - вроде прыгает со всеми под любую музыку на нескольких танцполах одновременно, вроде песенки поет соответствующие, но уж больно выделяется из толпы и далеко не в лучшую сторону. Впрочем, проявим уважение к старшим и следуя ритму, задаваемому бабулей, пустимся в пляс.

Для начала выбираем себе идола для поклонения (лично мне по вкусу вон та жырная тетя с большими титями - вполне сойдет для поддержания имиджа), расу и соответствующее ей королевство. Божков много, рас тоже - глаза разбегаются. К тому же каждая нация так и норовит указать на свою непохожесть на других - прямо как в жизни. Одни умеют трупики воскрешать, другие пашут, как ослы с утра до вечера, третьи еще чего-нибудь. До кучи можно покопаться еще среди восьми различных школ магии и выбрать себе апартаменты по душе и карману.

Покончив с процессом селекционирования, можно смело переходить к собственно развлечению. Небольшой конфуз ожидает тех, кто надеется увидеть привычную изометрию, ну или, на худой конец, карту с шестиугольниками - их нет, друзья. Осознание того, что нас лишили самого святого медленно, но верно перерастает в целенаправленные поиски кнопки "Выход". Но и тут нас ждет подвох, и большая черная с буковкой "Q" на борту то передаст ход противнику, то закончит игру без возможности возврата. Забота о пользователе спит сном младенца, укутавшись в нагло стыренное одеяло из shortcut'ов. Понять, где и что, можно либо эмпирическим путем, либо выучив наизусть гигантский мануал. Хотя второе неизбежно в любом случае.

Несмотря на бесчисленные окошки со статистикой и тележку с кнопочками, основной процесс идет без участия со стороны игрока (да и зачем он, на самом деле?). Рост королевства и захват провинций происходят сами по себе на основе предварительно заданных действий. Даже за битвами можно лишь беспомощно следить, без всякой возможности вмешаться в ход дела. Солдаты шагают стройной шеренгой, маги машут руками в попытке создать кариозного монстра, командир позорно топчется в тылу. Но, увы, все действия подопечных можно задать лишь до битвы, как говориться, кто успэл, тот присэл.

К примеру, собственного боженьку можно слегка приодеть в легкую противотанковую броню, чтоб не поцарапали ненароком, да обучить всяким словечкам типа крэкс-фэкс-пэкс, дабы пугал противника фаерболами. Тут придется проявить немного справедливости и отдать должное имеющемуся количеству заклинаний. Их очень много, даже слишком - от банальных дождей из всех возможных субстанций до совершенно экзотических спеллов. С ростом уровня владения определенной школой магии становятся доступны целые списки разномастных фокусов. Вот только посмотреть на них воочию не получится, хоть тресни. Жалкое подобие спецэффектов, как две капли воды похожих друг на друга, не дают никакого представления о глобальности происходящего.

То же относится и к магическим шмоткам, количество которых весьма прилично. Вот только толк от них чувствуется слабо. Ну и что, что какое-то кольцо защищает от яда? Собственно, никто и не собирается кусать нас грязными нечищеными зубами. По крайней мере, этого не видать. Сухая математика подсчитает все за вас, а визуал вместе с озвучкой придется додумывать самому. Музыку тоже по дороге сочините. И так во всем. Огромный набор действий, включающий охоту за рабами, периодический вырез недружественных деревень на корню, поиск источников магии, миссионерские функции, возведение архитектурных излишеств, наконец, напрочь лишен обаяния. Блюдо подано на годами немытой тарелке с трещинами и следами жизнедеятельности мух. Пусть оно бесконечно красиво - есть что-то не хочется совсем.

Настает время для второго вопроса: зачем надо намеренно рождать дитя с нарушенной генетикой? Потратив все усилия на массу тонкостей, авторы совершенно забыли придать всей этой куче пристойный вид. И не надо нам полигонов грузовиками и масштабирование от размеров муравьиного фаллоса до вселенских. Не помешает, конечно, но раз уж не хватает мочей на такие блага, то пусть это будет скромненько, да со вкусом. А то уж слишком сильно попахивают такие продукты дилетантством, несмотря на потуги фанатов доказать обратное и сровнять с землей жаждущих не только хлеба, но и стриптиза.

Почему?

Ну и, наконец, третий вопрос, завершающий магическую лингвистическую троицу: почему бы не? Пуркуа па, как говорится, и как пел еще молодой Боярский, резво прыгая на коне. Что "не", я так и не осознал до сих пор, посему вторую часть предложения предлагаю додумать тебе, мой маленький друг. А вообще, неплохо бы кому-нибудь наладить процесс возвращения подобных проектов в лоно матери природы, то есть в те самые места, начинающиеся на буквы "ж", "з" и "п", аккуратно затыкая вышеупомянутые проходы плотными пробками, дабы не повадно было. А для развития фантазии лучше книжки почитать. Говорят, их умные люди пишут…