Drakensang: The Dark Eye
Нажмите, чтобы оценить
Рецензия
Немцы очень любят настольные игры, причем не чужие, а национальный продукт. В стратегиях правят балом Die Siedler von Catan и ее многочисленные отпрыски. Среди RPG пальма первенства принадлежит Das Schwarze Auge, оставившей позади заморскую Dungeons & Dragons. Лишь в 2003 году она пришла в англоязычные страны под маркой The Dark Eye сразу в четвертой редакции правил. Впрочем, настоящие фанаты посетили сказочный континент Авентурия еще за десять лет до того: в 1993-м Sir-Tech Software выпустила Realms of Arkania: Blade of Destiny, открыв серию Northlands Trilogy.
На темном глазу
За что в Германии обожают Das Schwarze Auge? Явно не за оригинальность вселенной, изготовленной по лекалу стандартного «high fantasy». Жители Авентурии практикуют магию, истребляют крылатых рептилий и поклоняются обширному пантеону богов. Эльфы — вспыльчивые снобы, гномы — прекрасные камнетесы, орки — свирепые вояки. Любое фэнтезийное клише обязательно найдется на долгом пути к горе Дракенсанг, где спит последний из великих драконов.
То же самое можно сказать и о штампах компьютерных RPG. Drakensang впору рекомендовать как антологию жанра — Radon Labs с немецкой дотошностью (и, увы, суровым лицом) собрала все мало-мальски растиражированные ходы. «Зачистка» подвала от крыс? О да — пятиэтажного. Избранный, древние пророчества и культисты? Непременно. Поиск запчастей от чудо-артефакта? Еще бы! И, казалось бы, всё аккуратно, по рецепту, с точностью до грамма, но тоска сжимает горло. «Федекс» и прогулки по канализации, которые сгодятся для не нюхавших пороха новичков, усыпят знатоков, воспитанных на Baldur's Gate 2, Planescape: Torment и The Witcher.
Создатели Drakensang не привнесли ничего своего в готовые формулы, придушив интригу в зародыше. Что ни задание — почти всегда «принеси» или «убей», без остроумных вывертов и сюрпризов. Начните разговор, и в памяти всплывет «Златогорье» с километрами сухого, по-канцелярски информативного текста. Щелк-щелк-щелк на единственной опции — вот и пообщались.
Иногда авторы вспоминают, что в The Dark Eye заведено аж пять социальных умений (обольщение, этикет, торговля, заговаривание зубов, психология), и предлагают несколько реплик. Обнаружили пометку «[Fast Talk]» или «[Haggle]» — смело тыкайте курсором, тем более что ситуации с трудным моральным выбором можно пересчитать по пальцам левой руки. А по пальцам правой — миссии с нетривиальной закваской, вроде головоломки шкодливого лепрекона и тайной вылазки на бандитский склад. Неплохо поставлен и суд, где герой защищает невиновную девушку (хотя тоже избитая тема). Сценаристы держат нас на коротком поводке, давая оступиться в считанных эпизодах: принять взятку, поверить словам лжесвятоши… Да и совесть потом не загрызет, ведь здесь нет вороха разных финалов и эпилога в картинках.
Спасение утопающих
Примитивность повествования и квестов кое-как искупает глубокая ролевая система с множеством D&D-образных классов и… двумя видами очков опыта. Adventure points — привычная «экспа». Learning points — универсальные баллы для «прокачки» базовых параметров (телосложение, ловкость, интуиция, храбрость и проч.), талантов (ремесленные, воровские, диалоговые), владения оружием и силы заклинаний. Эту же «валюту» мы тратим на покупку пассивных навыков и мощных спецударов, круто меняющих ход сражения.
А уж битвы — не чета болтовне. Игра позволяет обвести бойцов в рамку и бросить их на жертву, но первый серьезный противник поставит кровавую точку в судьбе приключенцев. Особенно опасны тяжелые раны. Пять переломов отправят в нокаут даже крепыша с полной шкалой здоровья.
В отличие от Neverwinter Nights 2 с ее гибкими настройками ИИ, Drakensang ценит ручной подход к делу. Одинокая кнопка переключает режимы атаки (персонажи бегут к врагам) и защиты (терпеливо выжидают). Об остальном заботимся мы сами, используя тактическую паузу, стек приказов и «горячие» клавиши. Без нашего присмотра команда тупо молотит мечами, напрочь забыв о волшебстве, зельях и суперприемах. Призванный из астрала джинн — и тот умнее. Лишь вовремя запущенный огненный шар, удачный пинок с разворота и правильная расстановка спасут отряд.
Состав партии тоже важен, благо, компаньонов тут — море. Амазонка, храбрый рыцарь, колдун-«ботаник», остроухий рейнджер, гном-телохранитель, алхимик, хашишин местного розлива… Сколотить группу, идеально дополняющую способности Избранного, — проще простого. Пока основная четверка путешествует по Авентурии, безработные помощники отдыхают в особняке в стольном граде Фердок. «Скамейка запасных» не отстает от коллектива — все получают опыт поровну.
Без заката и рассвета
Расплата за пеструю компанию — слабая проработка характеров и предысторий. Скромный набор озвученных комментариев на разные случаи, несколько казенных фраз для беседы о личном — и весь портрет. Разве что амазонка Рулана удостоилась персонального квеста, однако он рядом не лежал с драмами из BG 2 и PST. Об амурных страстях лучше вообще не мечтать.
Хотя на фоне прочих претензий это пустяки. Жутко раздражает привычка захлопывать локации с «отработанной» сюжетной линией. Выскочили на глобальную карту — прощайте, побочные задания, купцы и невскрытые сундуки. Диковатой логике неподвластны только Фердок с его четырьмя кварталами, поселок Таллон и гномское царство Муролош.
Встроенные подсказки раскрывают формулы для расчета урона и производной статистики, пугая неофитов всякими «2W+4», но никогда не расскажут о том, что, например, Etiquette и Seduce — сущий мусор. Еще печалят отсутствие цикла «день-ночь», скудный ассортимент магических украшений и… удручающе медленный бег. Шевели герои ногами в два раза быстрее, прохождение заняло бы не тридцать, а пятнадцать часов.
Одна радость от черепашьего темпа — на такой скорости вы сполна насладитесь видами Авентурии. Яркая, брызжущая цветами палитра, отличные спецэффекты и анимация, зрелищная имитация огня, тумана и дыма. Декорации обставлены с любовью к деталям, будь то высоченный утес над рекой, сонная деревушка или заросший паутиной склеп. Главное — не бродить под землей слишком часто, иначе глаз подметит халтурный «copy/paste».
Вдали от пантеона
Красочные пейзажи и приятная музыка — то немногое, что приближает Drakensang к именитым североамериканским собратьям. Для хорошего проекта, а тем более для культового статуса и звания «RPG года» (привет немецкой прессе!) этого мало — нужны талантливые сценаристы и нескучный дизайн.
Системные требования для PC
Рецензии и комментарии Drakensang: The Dark Eye
Наши друзья:
- «Канобу» — развлекательный портал о кино, сериалах, играх, музыке и технологиях
- «Игромания» — новости, статьи и видео об играх, железе и не только
- Если у вас есть онлайн-игры, которые вы хотите разместить на ag.ru и поделиться с большой аудиторией «Игромании» и «Канобу» — пишите на почту