Водила Таннер прибыл в наши края на полгода позже обещанной даты и без сознания рухнул на операционный стол. Мы ждали его в сентябре, но тогда он предпочел отсидеться на Xbox, собрав пинки и зуботычины от всех мало-мальски честных изданий. Шесть месяцев — достаточный срок для исправления ошибок, однако это не помогло. Все слишком запущено. Если бы игры были лошадьми, Driv3r следовало бы вывести в поле и пристрелить.
Привет, Майами, мы в помойной яме
Эмоционально? Еще бы, ведь без сильных чувств не обходится ни одна минута общения с Driv3r. И дело не столько в плохом дизайне уровней, страшной графике или невнятном сюжете, сколько в сумме впечатлений от игры.
Скриншоты222
Заметим сразу: Driv3r и GTA — совершенно разные проекты. Три города (Майами, Стамбул, Ницца) — не более чем декорации для скучной производственной драмы о борьбе копа-под-прикрытием с международной бандой автоугонщиков. Rockstar North всячески пытается оживить свои миры. Reflections выплюнула прямой, как стрела, набор из двадцати с гаком миссий.
Поэтому забудьте о прогулках по ночному Стамбулу. Grand Theft Auto выезжает за счет ограниченной нелинейности — там никто не мешает бросить трудное поручение, взяться за что-то другое, а потом вернуться к «крепкому орешку» с ясным умом и твердым рассудком. Быть может, вам даже удастся изобрести оригинальный вариант прохождения.
Тут такая роскошь отсутствует. Не нравится задание? Обгладывайте кактус до посинения или уходите в Windows. Шаг в сторону считается бегством, прыжок на месте — попыткой улететь. Впрочем, вольные исследователи городов в режиме «Take-a-Ride» моментально увидят их бутафорскую пустоту.
Поскольку Reflections делала цепочку уровней, ей и в голову не пришло придумать для своих мегаполисов хотя бы элементарные правила. Полиция вмешивается строго по просьбе сценаристов; всё остальное время копы жрут пончики и пьют кока-колу в далекой забегаловке. Индикатор «разъяренности» показывает всего две ситуации — либо Таннер чист, либо ему на хвост, откуда ни возьмись, садится половина здешнего УВД.
Во втором случае главное — не нервничать. Останавливаемся, достаем «ствол» помощнее, «выносим» назойливых «телохранителей», проклиная прицел, и… Нет, вертолетов не ждите. «Федералы» не приедут. Армейские БТР не выйдут на важные магистрали. Вы просто сядете в машину и тихо поедете в пункт назначения. А злосчастная полоска будет по-прежнему мигать.
Что же до людей, то они не умнее, чем морская свинка после лоботомии; ловко уворачиваться от транспорта и орать «эй» каждые три секунды — предел их способностей. Если сбитый вами болванчик вдруг окажется на капоте, он преспокойно встанет и пойдет дальше.
Помните толпы зевак, собирающихся поглазеть на аварии в Vice City? А местным аборигенам плевать на то, что Таннер минуту назад хладнокровно расстрелял водителя грузовика, выкинул тело на мостовую и смылся. Таков их удел.
Приехал в Ниццу — пора застрелиться
Глупости попадаются на каждом шагу. Только мы угнали у конкурирующей группировки модный «родстер», а на перекрестках уже красуются вражеские «блокпосты», и в спину больно стучит чей-то бампер. Разумеется, преступность на Западе организованная, но не до такой же степени!
Злодей, неудачно покусившийся на жизнь Таннера, дает стрекача на катере, аккуратно огибая берег залива. Бедняга мчится в двадцати метрах от песка, любезно позволяя нам преследовать его на… мотоцикле! Развернуться перпендикулярно суше ему не дает низкий IQ. Окрестности тем временем наводняют пособники жертвы, случайным образом носящиеся по пляжу, сталкивающиеся друг с другом и проезжающие сквозь препятствия. А вокруг расцветают уродливые «грибы» — то бригада олигофренов с гранатометами палит себе под ноги.
Затем киллер-неумеха сдуру заплывает в тупик и пересаживается на колеса. Таннер натыкается на перекрытую бандитами улицу (когда они успели? куда смотрят органы?), прыгает в бесхозный рыдван и несется за негодяем, но… Оказывается, это шоу было придумано специально, дабы заманить игрока в маленький дворик на рандеву с пятью «пацанами». Мыши, мечтавшие прикончить кота Леопольда, удавились бы от зависти при виде столь изощренной ловушки.
Даже банальная поездка на место преступления обставлена примитивными условностями: стоит чуть-чуть отдалиться от коллег, как на экране возникает ненавистное «Failed».
GTA подобные «шалости» сходят с рук — Rockstar не скрывает ее пародийную натуру. Driv3r подает свой театр абсурда с угрюмостью могильщика на похоронах. Погоня за скоростным поездом, скриптовый видеотир с отстрелом десятков преследователей, эпизод, где нас просят умыкнуть средь бела дня три авто и на ходу затолкать их в чрево виляющей из стороны в сторону фуры…
Теперь добавьте сюда садистские задания, требующие идеального выполнения, незыблемые столбы и деревья, намеренно плотный трафик на перекрестках и кривой расчет видимости, из-за чего встречный транспорт материализуется перед самым носом. Вот почему примерно к середине игры на клавиатуре, мыши и геймпаде появятся следы ваших ногтей.
Покидаем Стамбул. Так кто кого тут надул?
Складывается впечатление, что сюжет подгоняли под уже существующие идеи. «Так, мы нарисовали Майами, Стамбул и Ниццу. Как бы похитрее склеить их воедино? — чесали затылки в Reflections. — Чем мы оправдаем сцену, когда герой едет за грузовиком, а в него летят бочки с горючим? Какая <beep> выпила весь абсент?!»
Один персонаж предал сообщника, другой «убрал» конкурента, третий угнал в Европу 20 роскошных «тачек», четвертый похитил важного свидетеля… а зрителю это глубоко безразлично, ведь авторы не позаботились объяснить мотивы действующих лиц. Ролик с пересказом истории, постоянно прокручиваемый при загрузке «сейва», оригинален сам по себе, но лишь усиливает чувство сумбурности происходящего.
В Driv3r нет ярких личностей, которым хотелось бы сопереживать; есть только куклы с постными рожами и голливудскими голосами, чей арсенал эмоций бледнеет на фоне Т-1000. С таким же успехом они могли бы зачитывать вслух учебник тригонометрии.
Обиднее всего за видеовставки, удавшиеся на славу, если не считать посредственный «motion capture» и топорную мимику. Виртуальный оператор умело поработал с камерой, добавив динамики в беседы «говорящих голов». Монтажер выдал стильную «нарезку» в духе полицейских сериалов 70-х. Музыкальный редактор откопал отличные песни. И ради чего…
Сопромат — не для этих ребят!
Программисту, отвечавшему за физику, следует оторвать руки. Машины нещадно скользят на абсолютно сухой трассе и весело подпрыгивают при столкновении с фонарями. Тяжелый 18-колесный тягач — не исключение. Особо одаренные модели мечтают стать то ли мотоциклами, то ли космическими кораблями, поскольку во время разгона норовят встать на дыбы и лихо кувыркаются при ударах.
Кстати, о мотоциклах. До знакомства с Driv3r я и понятия не имел, что реальный «железный конь» ведет себя одинаково на всех типах поверхности, будь то трава, песок или асфальт. Воистину: век живи — век учись.
Про инерцию в Reflections тоже не слышали. Хотите повернуть направо? Жмите кнопку и не волнуйтесь.
Отдельно хочется похвалить человека, повесившего управление по умолчанию на «Z», «X», «апостроф» и «точку». В такие мгновения по-настоящему ценишь меню настройки клавиш.
В той же канаве отдыхает и графика. Облик автомобилей устарел как минимум на пару лет. Неплохая визуализация повреждений — единственное, что радует взор в этом царстве консольного ужаса. Художники ездили по миру, нащелкали тысячи кадров для фототекстур и… сотворили мутную кашу непонятного цвета. Дождь легко спутать с эффектом изношенной кинопленки, а печальный сказ о выпадающих полигонах потянет на целый трактат.
Грубая прорисовка удаленных объектов, деревья из десяти грязных плоскостей, вечернее небо с явными признаками брутального JPEG-сжатия, острый дефицит деталей, заросший пикселами спрайтовый руль — налицо все симптомы стандартных приставочных хворей.
Вышел из машины — получи свинец в спину
Когда Таннер покидает кабину и берется за пистолет (шотган, «Узи», автомат, пулемет, гранатомет — нужное подчеркнуть), начинается самая жуткая часть игры. Можно привыкнуть к чему угодно, включая крепчайшие светофоры, но утомительные попытки совместить непослушный прицел с тушкой противника порождают желание разбить монитор.
В зазеркалье по имени Driv3r пули настигают жертву на любом расстоянии, при этом аптечек почти нет, а произвольные «сейвы» не предусмотрены. Если же протагонист даст дуба (что происходит крайне часто), перед перестрелкой придется пережить очередную немыслимую погоню.
К счастью, на помощь приходит недружественный ИИ — пока мы возимся с точной наводкой, враги переминаются на месте и терпеливо ждут смерти, постреливая из табельного оружия. Должно быть, стесняются своей убогой анимации. Дохлые супостаты падают оземь, словно подпиленные бобрами корабельные сосны. Ни «факов», ни стонов, ни крови. Очень политкоррректно.
Окончательно расшатывает нервную систему сопровождающий геймплей «саундтрек»… то бишь бесконечно повторяющийся 15-секундный сэмпл. «Тын-дын-дын» (это терзают электрогитару), «бум-дум-дум» (кто-то уронил тяжелый предмет на клавиши синтезатора), «тыц-тыц-тыц» (дешевое «техно», призванное усилить драматизм). Пять минут «музыки», и вы будете искренне желать коллективу студии Nimrod Productions скорейшей встречи с антраксом.
* * *
Три битых года старалась Reflections, а в итоге случился выкидыш из серии «direct to мусорное ведро». Не хватило гражданам ни сил, ни таланта тягаться с шотландской братвой.
Только начальная заставка, где логотип Atari зрелищно разлетается на куски, вызывает чистую, неподдельную радость.
P.S. Reflections все-таки отомстила Rockstar North за то, что в одной из миссий GTA 3 требовалось убить тупого копа-водилу по фамилии Таннер. В каждом из трех городов скрываются десять «секретных» клонов Томми Вермишелли, которых нужно отыскать и зверски уничтожить. Сходство с Томми Версетти из Vice City подчеркивают цветастая гавайская рубаха и… надувной резиновый пояс — в отличие от главного героя Driv3r, этот парень плавать не умеет.