Зарегистрированные пользователи получают AGold за вход на сайт и тратят их на покупки в любых играх на платформе.
Присоединяйся!
Когда разработчики с ходу пририсовывают четырехзначное число к названию нового проекта, хорошего не жди. Этот трюк, распространенный в спортивной сфере для привязки к конкретному сезону, на деле означает лишь одно: будут сиквелы, скорее всего — много. Польские умельцы, явившие в далеком 1997 году RTS Earth 2140, видимо, обосновались в индустрии надолго. Вышедшая три года спустя Earth 2150 щеголяла трехмерным движком, послужившим фундаментом для нескольких аддонов и побочных творений. В конце концов эксплуатировать старый мотор стало попросту неприлично, и авторы занялись продолжением. Нарекли его незамысловато — Earth 2160. Все, мол, идет по плану. Ваши потомки еще увидят, как игра переживет тот год, с которого она «началась».
Прошлая серия была посвящена повальной иммиграции на Марс. В обществе переселенцев царила жесткая дискриминация: в Eurasian Dynasty принимали только мужчин, женщины могли познать радости матриархата в Lunar Corporation, неприятно пахнущие машинным маслом роботы обретались в United Civilized States. Группировки постоянно ссорились, а в 2160 году и без того напряженную обстановку усложнило пришествие новой расы — Чужих. Да к тому же объявились какие-то безумцы, бредящие Эдемом.
Теперь авторы сильнее обособили враждующие стороны, почти лишив их точек соприкосновения в хозяйственных и военных областях. Различия заметны уже в первоэлементе любой классической RTS — ресурсах. На картах Earth 2160 есть залежи металла, месторождения кристаллов и источники воды, но каждый лагерь, за исключением всеядных Aliens, предпочитает разные комбинации из двух ценностей. Подобная привередливость благотворно влияет на союзы в многопользовательских играх: например, ED, нуждающиеся в металле и воде, неплохо уживутся с UCS, довольствующимися кристаллами и металлом, — «хлеб индустрии» бывает в дефиците, зато прочие блага можно прикарманивать смело, не боясь обделить товарища.
Наиболее традиционная раса — ED. Недаром в первой кампании предстоит играть именно за них. Евразийцы будущего оснащены техникой марки «Gaz», танками «Т» (самый зловещий — Т-930 Moscow с двумя орудиями) и летательными аппаратами «Ка» характерных очертаний. Оружие также является творческим развитием идей современности — ракеты, лазеры и химические средства, разъедающие и ткани организмов, и броню машин. Из этого ряда выделяются пушки, которые можно передвигать по забору, окружающему базу. В одну из миссий даже включена мини-аркада: артиллерию нужно судорожно таскать по обширному прямоугольнику стен, чтобы одолеть наступающих врагов.
Дамы из LC своеобразно подходят к возведению сооружений: сначала десантируют с орбиты основу, а затем насаживают на нее всяческие модули — казармы, хранилища, исследовательские центры… Высота небоскребов ограничена, поэтому обойтись одним колоссом нельзя при всем желании. Но база LC все равно выглядит значительно компактнее, чем у конкурентов. Ее ахиллесову пяту вычислить несложно: если целенаправленно разрушить корневой модуль, рухнет вся конструкция. Для борьбы с взявшими хитрость на заметку «вышибалами» у валькирий есть Twin Tower, мощнейшая пушка против наземных юнитов. В сфере вооружений женщины полагаются на нематериальное воздействие — техника увешана антигравитационными устройствами, а враги феминизма получают смертельные дозы ультразвука и мнутся в лепешку, стиснутые электромагнитными полями.
UCS обликом напоминают отпрысков вселенной MechWarrior, а повадками — некронов из Warhammer 40000 и протосов из StarCraft. Они клепают постройки с секундного зачина «крестьян» и активно пользуются телепортацией. Последняя технология позволяет им мгновенно доставлять ядерные боеголовки на базу оппонента. Вдобавок андроиды разят неверных радиацией и устраивают джихад с помощью бомб, начиненных сюрикенами.
Aliens по праву считаются самой эксцентричной расой Earth 2160. Решивший попробовать экзотики игрок будет озадачен недостатком иконок на инопланетном интерфейсе: отсутствуют не только привычные панели строительства и конструирования, но и банальные счетчики ресурсов. Кроме неприветливого похрюкивания, сразу от толкущихся склизких тушек ничего не добиться. Понимание приходит со временем: если особь хорошенько откормить на ближайшем пастбище, она способна произвести свою точную копию или мутировать во что-то другое. Эволюция Чужих заключается в продолжительной череде клонирований и превращений; кульминация неэстетичного обряда — по-настоящему мощные юниты, например летательные аппараты, существенно превосходящие аналоги противников.
Чужие клонируются, а остальные участники овладевают технологиями и собирают боевые единицы. Все три технологических древа весьма обширны — такие приживутся и в походовой стратегии. В Earth 2160 нет места скучным «мирным» апгрейдам и живительным инъекциям для добытчиков и строителей. Львиную долю разработок составляет техника, оружие, двигатели и щиты.
После того, как ученые завершат процесс, необходимо посетить КБ и примерить новое приспособление к старому шасси, или наоборот. За игру придется перепробовать массу вариантов снаряжения, отправить в корзину десятки опытных образцов. Баланс игры по-прежнему покоится на принципе «камень-ножницы-бумага», но принцип этот стал чрезвычайно многоплановым, ибо нам подсунули камни разных пород, а бумагу и ножницы — разных изготовителей. Три вида брони и еще больше видов оружия, к тому же зачастую поражающего исключительно наземные или воздушные цели, хитроумные средства маскировки и обнаружения, ловушки для ракет и радары — от подобного изобилия разбегаются глаза, и выяснение оптимальных комбинаций растягивается надолго. Кстати, дорогущие пушки с отдаленных ветвей не гарантируют победу: соперник может подставить под кислотные выстрелы противохимический панцирь и вообще стать невидимым.
Впервые в игре обычным войскам помогают агенты. Они регулярно выходят на связь, предлагают свои услуги (ускорение ресурсодобычи, снижение стоимости исследований, увеличение меткости оказавшихся рядом воинов) и время от времени спрашивают, намереваетесь ли вы и дальше сотрудничать с ними. Помимо бонусов, наймиты недурно ведут себя в бою. В мультиплеере появление агента влечет за собой короткий аукцион — игроки торгуются за новоприбывшего. Впрочем, наемники все же не так сильны, чтобы спасти отдавшего за них последнюю рубашку энтузиаста.
Сперва одиночные кампании (по штуке на расу) сулят нелинейность: по окончании миссии открывается два или три пути развития событий. Но приманка, увы, быстро исчезает; три-четыре разветвления — и начинается финишная прямая.
Зато у игры располнел сюжет, самый специфичный признак которого — сработанные без всякого чувства меры разговорные вставки по ходу боевых действий. Пока герои расслабленно беседуют о поставках металла на строительство какой-нибудь особо крупной берданки, контролировать происходящее нельзя. Болтологии не избежать и в мультиплеере: между наемными агентами существуют непростые взаимоотношения, и они постоянно собачатся.
К счастью, кнопка Esc функционирует исправно и позволяет прерывать любые ораторские поползновения. Много вы не потеряете. Подаваемая с большой напыщенностью история слеплена из незатейливых ингредиентов: дележ космической собственности, встреча со страшными Чужими, загадочные явления вроде падающих спутников с неизвестной людям ХХII века эмблемой NASA. Действующие лица плохо слушаются начальства, за что попадают под трибунал или получают повестку из дурдома. Одна из миссий засунута сразу в две кампании: сначала мы проходим ее за мужчин и спасаем зацапанных в инопланетные щупальца женщин, а потом, будучи женщинами, переживаем и пленение, и спасение. Кажется, это интертекстуальность. Или лень дизайнеров, не захотевших рисовать лишнюю карту.
Тем не менее, нырять в многопользовательский омут без тренировки не следует. В «сингле» новые технологии (а стало быть, и юниты) выдаются постепенно, так что вы успеете привыкнуть к избранной расе и определиться с первоочередными исследованиями. В сетевом режиме открыт весь перечень, и неподготовленный игрок непременно запутается.
Внешностью Earth 2160, вероятно, наделят и будущие проекты: Zuxxez использует наработки своих подопечных на полную катушку. Движок не хватает звезд с неба, но все равно выглядит аккуратно. В основном мы проводим время на бесплодных просторах планет и любуемся лишь добротными моделями техники и анимацией солдат. Попытка разнообразить пустыню водоемами и пальмами не засчитана; гораздо лучше смотрятся заброшенные индустриальные комплексы с хитросплетениями труб и беспорядочно разбросанными ящиками и канистрами. Другой конек движка — скорость. Даже в минуты жарких битв с участием десятков юнитов он не впадает в ступор.
Неудобный интерфейс предыдущих частей остался в прошлом. Теперь войско пополняется при помощи C&C-подобных панелей, необходимость выбирать казармы и заводы отпала. Для рас, применяющих харвестеры, придуман удобный экран, где можно перебрасывать добытчиков с ресурса на ресурс, что избавляет от собственноручного поиска рассредоточенных тружеников.
Earth 2150 и ее многочисленные последователи изрядно мозолили глаза фирменной сменой дня и ночи. Сейчас наступление темноты просто раздражает, ибо играть в RTS в кромешном мраке не очень сподручно. Это не Doom 3, дешевые запугивания тут ни к чему, и летящие черт знает откуда кислотные слюни Чужих не стращают, а обозляют. Да и лужицы света перед фарами уже не приводят в восторг, как пять лет назад.
В Earth 2160 немало и добавленных для галочки мелочей. Вид от первого лица неиграбелен, хотя на его употреблении никто не настаивает. У воинов ED есть позаимствованный из Rainbow Six переключатель режимов стрельбы и перемещения пехоты — на брюхе или стоя. Мило, но совершенно не прибавляет обыденному RTS-буйству тактической осмысленности. Сидящие в боевых машинах люди набираются опыта, их можно пересаживать в другую технику, улучшая ее характеристики. Занятно, однако микроменеджмент пилотов явно не занимает верхние строчки в блокноте военачальника. Наиболее оправданной безделицей является инвентарь главных героев: из некоторых переделок без пары-тройки бомб не выберешься, пробовать в деле разное оружие забавно, а автоматически потребляемые аптечки не раз спасут жизнь.
Самое большое достижение авторов Earth 2160 — кардинально различающиеся расы. Дисбаланс удалось придержать в разумных рамках, и понемногу выходящие патчи продолжают его урезать. Опробовать игру стоит, по меньшей мере, из любопытства — посмотреть, как устроены народности, полазить по технологическим деревьям, поэкспериментировать в КБ. Но изобретательского запала разработчиков не хватило на изменения в игровом процессе, и в целом мы получили еще одну классическую RTS с неплохой графикой.