- Главная/
- Игры/
- Freelancer/
- Рецензия
Хомячки, рыбки гуппи, попугаи ара, персидские кошки и французские болонки отныне могут спать спокойно: им не нужно бояться голодной смерти из-за хозяина, с головой погрузившегося во Freelancer. Легкий обморок — вот максимум того, что угрожает зоопарку.
Конец пьесы
Эпопея о похождениях космического наемника Эдисона Трента, чудом уцелевшего во время атаки на станцию «Фрипорт-7», совсем не похожа на игру, которую мы мечтали увидеть. Пять лет секвестров, усечений и сокращений превратили идейную наследницу Privateer в красочную аркаду с прямолинейным сюжетом и проконсольной концепцией. Вселенная Freelancer подается равномерными порциями, дабы не вызвать истерику у неопытных игроков и запой у граждан постарше. Среднестатистическая собака породы чихуахуа получит ужин уже через три часа после начала приключения, что говорит о многом, если не обо всем.
Поначалу нам кажется. Неземной красоты мир, полный феерических туманностей, опасных астероидов и гигантских полей льда, подавляет своими масштабами. Путешествуя от планеты к планете с помощью сверхскоростных энерготоннелей, мы наслаждаемся захватывающими пейзажами, впитывая в себя мельчайшие подробности, — дым из труб орбитальной фабрики, «хвост» выхлопов крейсерских двигателей и радиотреп пролетающих мимо грузовиков. Мы воображаем себя первопроходцами и купаемся в ослепительных бликах десятков лазерных/ионных/протонных/фотонных вспышек любой, даже самой рутинной, битвы. Кажется, что, пролетев через облако звездной пыли, мы обнаружим затерянный мир, наткнемся на великое сокровище или, на худой конец, познакомимся с доселе неизвестной расой.
Вместо этого на экране возникает черная дыра, скрипучим голосом заявляющая «Доступ воспрещен», и фантазии исчезают одна за другой. Если зритель в театре понимает, что Гамлет — всего лишь толстый лысый мужик сорока лет от роду, которому он вчера отдавил ногу в трамвае, а на декорациях «фамильного замка» отчетливо видна фактура пенопласта, наступает конец пьесы. Нас вежливо просят выполнить еще одно шибко важное сюжетное задание, и… иллюзорная свобода вселенной Freelancer растворяется
И ведь не отвертеться. Торговля барахлом, добыча полезных ископаемых из астероидов и выполнение случайных однотипных миссий поставлены в промежутки между эпизодами глобального сторилайна с одной-единственной целью — дать нам возможность накопить еще немного денег. Дело в том, что стоимость имущества Эдисона Трента здесь играет ту же роль, что очки опыта — в классических RPG. Правда, наличие необходимой суммы для «левел-апа» еще ничего не гарантирует — сначала будьте добры прошвырнуться в очередной галактический турпоход. Freelancer работает по принципу «кошелек-на-веревочке», одаривая уровнями, новыми пушками и моделями кораблей только тех, кто регулярно следует авторским ЦУ. Наемники, игнорирующие надпись «Mission Waypoint», обрекают себя на вечное прозябание в пешках.
Первая половина сюжета неплоха и местами затягивает, несмотря на явную вторичность, повторяющиеся ходы с метаниями Трента & Co. по звездным системам и регулярное появление врагов в тот момент, когда герой договаривает фразу «Ура, мы прилетели». По мере приближения к финалу порядком избитая байка о таинственных артефактах постепенно впадает в маразм, но заканчивается, не успев толком измучить нас бредом об алиенах, галактических дырах-пылесосах и краже инопланетных батареек.
Болезненные ощущения от постоянных сценарных пинков более-менее сглажены отменной режиссурой скриптовых фильмов, изобилующих красивыми планами, ударными спецэффектами, добротным motion capture и озвучкой голливудского уровня. Вне зависимости от финансового успеха Freelancer мы настоятельно рекомендуем Digital Anvil отправить ролики на ежегодный фестиваль machinima, где они составят достойную конкуренцию NOLF 2 и Anachronox. Не хватает лишь «быстрой перемотки» особо длинных шедевров — во время n-цатого переигрывания по нервам бьет даже самая гениальная сценка.
Игральный автомат
Всем, кто еще не успел заглянуть в нашу табличку с системными требованиями, сообщаем: Freelancer относится к жанру «аркада с элементами». Физическая модель годится лишь на расчет столкновений булыжников с обшивкой нашего утюга, вид «из кабины» неудобен из-за чересчур ярких вспышек бортовых орудий, а стыковочный автопилот нагло игнорирует законы сохранения энергии. Управление напарниками отсутствует. Тактика боя сводится к лихорадочной пальбе из всех бортовых орудий по ближайшей цели. Торпеды и ракеты хороши настолько, что хлипкий на вид истребитель расправляется с любым крейсером менее чем за минуту. Специальные «наноботы» и «батарейки» восстанавливают щиты и устраняют повреждения — вылитая Diablo в космосе. Мы лишены простейшей функции «сравняться по скорости с противником», но можем приобрести мины и противоракетные ловушки, практически бесполезные во время крупных баталий.
Деление энергетического оружия на три класса, эффективность которых зависит от конкретного вида щита, вносит ненужную сумятицу в космический «спинномозговик» имени Microsoft. Какая нам разница, что орудие «А» наносит позитронным полям в двадцать раз больше повреждений, чем гравитонным, если во время битвы отличить один щит от другого можно лишь в отдельном справочном окне? Все равно денег и пилонов на корабле хватит для размещения всех пушек — и первой, и второй, и третьей. За что, спрашивается, боролись?
Процесс массового уничтожения врагов, «окрутевающих» по мере повышения уровня мистера Трента, сродни тетрису, «Диггеру» и прочим культовым забавам счастливого детства — он быстро вводит игрока в состояние полного автоматизма, но в то же время нескоро приедается. Поначалу непривычная связка «клавиатура+мышь» оказывается вполне удачной заменой отвергнутым джойстикам и напоминает о своем несовершенстве лишь по прошествии нескольких часов ломотой в правой ладони. Именно общее удобство летного интерфейса и не позволило вашему корреспонденту раздавить всмятку тринадцать сюжетных миссий, из которых всего одна не соответствует определению «замочи-их-всех». Вроде бы тупо, но весело. Черта с два придерешься.
Что делать
Впрочем, вернемся к нашей вселенной. Западные сайты, захлебываясь слезами восторга, прославляют возможность продолжить игру после концовки. Идея, как ни крути, полезная, многократно реализованная и благотворно влияющая на параметр «интересность», но так ли она нужна в данном случае? Судите сами. Типы случайно генерируемых заданий можно пересчитать по пальцам одной руки: «уничтожить врагов», «уничтожить базу врагов», «уничтожить V.I.P.», «уничтожить врагов и поймать V.I.P.», «уничтожить врагов и подобрать выпавший объект». Негусто. Ввести кнопку «hail», позволяющую, как в Privateer, принимать SOS-сигналы от кораблей, здесь почему-то не додумались. О невозможности написать собственный скрипт мы не заикаемся.
Отношения с фракциями, коих здесь — десятки, влияют на то, чьи корабли будут атаковать нас во время длительных перелетов, и от чьего имени генерируются вышеуказанные «квесты». Надоело работать на побегушках у Liberty Police? Находим в баре гражданина, готового за 50-100 тысяч «хакнуть» репутацию в нужную нам сторону, — и дело в шляпе, можно отправляться к пиратам. Кстати, в «сюжетном» режиме подобный трюк окажется напрасной тратой финансов — отношение публики к Эдисону Тренту жестко прописано от начала и до конца.
Второе развлечение скучающего наемника — торговля. Товаров много, коммерсанты будут довольны. Иногда встречаются скоропортящиеся продукты, за доставку которых в отдаленные сектора можно получить весьма солидный барыш. С другой стороны, авторы не потрудились создать даже простейшую экономическую модель. Цены, застывшие на фиксированных отметках, плевать хотели на то, что мы только что привезли в систему Тау-23 двести тонн дорогих электронных компонентов. Они не меняются со временем и вполне четко вписываются в общее тягостное впечатление от блестящего, безжизненного мира Freelancer. Здесь нельзя строить фабрики и заводы, организовывать караваны и скачивать дополнительные миссии с официального сайта. Положение дел худо-бедно исправляет multiplayer, являющийся калькой обычного «сингла» с одновременной поддержкой 128 человек, но и он рано или поздно наскучивает. Еще какое-то время спустя голова упирается в потолок 38-го уровня, и продукция Digital Anvil торжественно удаляется с жесткого диска (за исключением 65 мегабайт отменной музыки). Впрочем, подавляющее большинство забросит прохождение значительно раньше.
Легкого порицания заслуживают магазины. Хорошо, догадаться, что нажатие на неприметный голубой квадратик в углу пиктограмм, обозначающих оружие, позволяет «прикреплять» и «откреплять» различные пушки/турели, еще кое-как можно. Но вот принцип показа стоимости потребительских товаров поражает своей неуклюжестью. По неизвестным науке причинам игра демонстрирует нам цену на выбранный продукт только для локаций, которые мы изволили посетить. Мы, конечно, понимаем, что это сделано с целью заставить нас исследовать звездные системы… но метод донельзя топорный. А еще остро не хватает института «заметок» из «Космических рейнджеров» (а также сюжета, глубины и общей продуманности, до которых Freelancer не долетит даже на гиперускорителях).
На радость кошкам
Не поймите нас превратно — как яркая одноразовая аркада с богатым дизайном локаций, оружия и кораблей, сочным многоканальным звуком и роскошными роликами, Freelancer заслуживает высокой оценки. С другой стороны, ее претензии на роль заменителя реального мира не стоят и выеденного яйца — проглотив львиную долю свободного времени в первый день знакомства, игра постепенно «сжимается» до краткого получасового интервала в перерыве между ужином, вечерней партией в «Сапера» и просмотром любимого шоу. Все-таки от бывшего проекта Криса Робертса мы рассчитывали получить нечто большее.
Зато домашние животные будут спокойны.
P.S. А заставка — загляденье.