- Главная/
- Игры/
- Горький-17: Запретная зона/
- Рецензия
За последние годы во всем мире особую популярность приобрела тема клонирования. В СМИ то и дело попадаются материалы, повествующие об очередных удачных экспериментах и о скандалах, этим экспериментам сопутствующих. Под валом противоречивой информации общественное мнение мечется от одной крайности к другой. Кто-то наивно полагает, что за клонированием будущее человечества. Другие опасаются, что столь многообещающая технология может быть использована отдельными личностями вовсе не по назначению, что приведет к плачевным результатам. Третьи фанатично против клонирования и будут доказывать это с пеной у рта любому встречному. Естественно, столь животрепещущая тема, дающая широкое поле для фантазии, не могла не попасть в том или ином виде хотя бы в одну из компьютерных игр.
Поездатость отечественных поездов
Название игры в русском варианте (есть еще европейский и американский), подготовленном компанией Snowball на основе польской игры Odium, происходит от обозначения русского же военного объекта Горький-17, который во времена холодной войны специализировался на опытах по клонированию людей и животных. Только вдумайтесь в предыдущую фразу. Опять мы всех обогнали на несколько десятков лет, начав эксперименты задолго до массового увлечения преимуществами клонирования. В 1998 году в лабораториях произошел инцидент, приведший к безоговорочному уничтожению военного комплекса и последующей столетней изоляции прилегающих территорий. А в самом начале будущего тысячелетия регион, на котором располагалась запретная зона, перешел в ведение Польши в связи с кардинальными политическими изменениями в Восточной Европе, где ряд стран, в том числе и Россия, собирались вступить в Объединенную Европу.
Обнаружив запретную зону на своей территории, Польша неоднократно пыталась неофициально проверить ее состояние, посылая туда разведывательные отряды. Вот только никто так и не вернулся, чтобы доложить о результатах вторжения. Затем оказать посильное содействие нуждающимся попытались представители НАТО. Когда и их группа пропала в недрах бывшей советской военной базы, польские власти вынуждены были обратиться в МЧС России, которое охотно откликнулось на просьбу братского государства.
Так выглядит краткая предыстория игры Горький-17. Наверное, вы уже поняли, что речь идет о профессиональной локализации, а не о примитивном переводе диалогов, практикуемом самопальными конторами. Поэтому и отношение к игре в корне отличается от обычных «русских версий». Если заранее не знать, то можно даже подумать, что это родная отечественная игра, потому что так здорово и качественно озвучены диалоги, так косметически верно изменен сюжет, с такой любовью разработаны главные действующие лица, что в инородность разработчиков верится с трудом. Если бы в рейтинге был такой пункт, как локализация, то я не задумываясь поставил бы там максимальную оценку и никогда больше не стал покупать бы за те же, в общем-то, деньги, посредственно выполненные неофициальные переводы.
В поисках приключений
Похвалив от всей души переводчиков, обратимся непосредственно к игре. Из вводной части становится ясно, что разбираться с результатами русского клонирования придется на территории базы Горький-17. В принципе, отдельных четких миссий, характерных для стратегий, в игре не будет. Запретная зона разбита на несколько крупных участков (порт, музей, канализация, город и т.д.), в пределах которых игрок волен перемещаться по своему усмотрению. Иногда, чтобы попасть в какую-то определенную точку, приходится выполнить небольшой квест по поиску и верному применению нужного предмета, например, ключа. Задания эти просты и особой сложности не представляют, но сам процесс прохождения разнообразят и создают иллюзию свободы передвижения.
Аналогом миссии можно с некоторой натяжкой считать каждый отдельный бой, который происходит в строго оговоренный момент времени, когда герои попадают в установленную точку карты. До этого времени определить, что скоро будет сражение, можно лишь интуитивно, потому что на карте врагов не видно. Сама карта, как и все прочие локации, нарисована от руки. Плоско, но красиво, в унисон с разрухой, царящей на выжженной базе. Раздолбанные вертолеты, огромные памятники, даже скелеты животных в местном музее. А вот персонажи и противники выполнены в хорошем 3D с видоизменяющимися в зависимости от источника света тенями. Полигонов не то, чтобы много, но хватает. Особенно в динамике и с приличного удаления.
Начнем, пожалуй, с персонажей. На старте их будет трое. Русский, украинец и эстонец. Каждый профессионально озвучен актером с характерным для национальности акцентом. Более того, у всех у них наблюдается определенный стиль. Скажем, эстонский следователь Юкко сильно переживает, что попал в такую опасную для жизни ситуацию, явно побаивается нападающих чудищ-переростков и немного трусит. А вот украинец Тарас Коврига ведет себя, наоборот, крайне вызывающе, бодро ругается с противниками и будет сильно недоволен появлением в отряде мутировавшего сторожа жутковатого вида, тем не менее сохранившего разум человека и всеми силами старающегося помочь главным героям выбраться из проклятой зоны. Помимо указанного NPC в игре изредка встречаются и другие персонажи, готовые вступить в отряд МЧС, в котором одновременно может находиться не более пяти человек.
Противников же будет на порядок больше. Новый вид мутанта-киборга появляется чуть ли не каждый второй бой. От мелких обезьян, на которых так любят ставить эксперименты, до здоровенных амбалов, произошедших от парового котла и еще неизвестно чего. Все они в достаточной мере разнообразны, уникально анимированы, пользуются разным оружием, обладают различными иммунитетами и забавными особенностями. Встречаются как штучные экземпляры врагов, вроде василиска, парализующего взглядом, так и конвейерного типа противники, берущие не качеством, а количеством. Для каждого придется разрабатывать свою тактику сражения, потому что патронов и гранат по законам жанра на всех не хватит.
Бои проистекают в походовом режиме. Примерно так, как это было в Incubation. При встрече противоборствующих сторон появляется поле, на котором предстоит разыграть очередную партию. В отличие от Revenant, изготовленного по схожей технологии (плоский задник плюс объемные герои), в Горьком-17 камера по прихоти авторов устанавливается каждый раз в разных точках и под специфическими углами, поэтому и перспектива обзора часто меняется. Иногда камера резко приближается к дерущимся и демонстрирует особенно удачный удар крупным планом. Преимущественно, вид открывается откуда-то сверху, чтобы можно было отчетливо разглядеть и своих, и врагов. Само поле разбито на квадраты, по которым ходят персонажи и подсветку которых ради уверенности при прицеливании и планировании маневров можно включить в любой момент.
За один раунд герой способен передвинуться на несколько клеточек, единожды воспользоваться оружием или каким-то другим предметом из инвентаря или передвинуть вещь, находящуюся на игровом поле. С перемещением все просто. Чем выше соответствующий параметр данного персонажа, тем большее количество квадратов он готов преодолеть. С оружием примерно та же самая ситуация. Все зависит от удаленности мишени, ее иммунитетов и параметров меткости и удачи. Если попал по врагу, то получи опыт, расходуемый на совершенствование характеристик при переходе на новый уровень. Не попал - твои проблемы. Если пользоваться одним оружием достаточно часто, то степень владения и дальнейшая его эффективность возрастет. Поэтому у героев вскоре появится четкая привязанность к определенным видам оружия.
Не топором, так электрошоком
Ассортимент солдатских инструментов подобран по принципу реализма. Никаких заоблачных гвоздометов, кроме бластера, не предвидится. В игре хоть и будущее, но не такое уж и далекое. Поэтому пользоваться придется пистолетом, винтовкой, автоматом, гранатами, огнеметом и другими привычными средствами. Не последнее место занимает холодное оружие, в частности топор, лом и штыки. Как я уже говорил, патронов на всех монстров просто не хватит. Значит, их надо беречь и стараться победить в рукопашном бою там, где это возможно, не расходуя боеприпасы огнестрельного оружия. Так что штык за ненадобностью не отложишь при всем желании. Даже несмотря на то, что он поражает лишь одну клетку, а, например, граната - сразу девять. Короче, с этим штыком на самом деле нужно будет идти до победного конца. И это радует, потому что обычно вопреки логике первое оружие выбрасываешь на помойку сразу после получения второго.
Отдельное место в игре отведено огнемету, напалму и другим предметам, имеющим непосредственное отношение к огню. Воспламененный противник не только красиво смотрится, но и каждый последующий раунд теряет здоровье. Аналогично работает коктейль Молотова, да и простые бутылки с бензином и водкой, разбитые о голову врага и услужливо подожженные обычными спичками. И, конечно же, на отдельных уровнях расставлены бочки с горючим, взрывающиеся от первого точного выстрела. Противники их очень не любят. Вот такими приземленными способами приходится бороться с плодами отечественной военной науки.
С точки зрения управления борьба проходит идеально легко и удобно. Выбирается персонаж, за которого вы решили сходить в данный момент. Тут же появляется подсветка полей, до которых он может дойти. Перебежали, выбрали оружие. Появляется новая подсветка. На этот раз зона поражения. Выстрелили. Теперь нужно повернуть героя так, чтобы удар вероятного противника он встретил с открытыми глазами и получил минимальный урон. Вставать спиной к приближающейся опасности не рекомендуется. Далее берем следующего персонажа и руководим его действиями. Потом можно будет вернуться к любому из уже отходивших свое героев и дать ему какое-то финальное задание, прежде чем ход перейдет к противнику.
Хорошо, но стандартно
Признаться, каких-то явных недостатков в этой игре я не заметил. Проформы ради могу отметить только самые мелкие моменты, обращать внимание на которые при принятии решения о покупке игры особенно не стоит. Во-первых, немного удивил пробел при переводе диалогов от лица девушки из отряда НАТО. Она почему-то разговаривает на чистейшем русском, без всякого акцента. Во-вторых, во время боя нельзя сохраняться и отменять ошибочные действия персонажей. Промахнулись при перемещении героя и потеряли на этом один, такой важный выстрел? Переигрывайте весь бой заново.
Финальный рейтинг оказался немного низким для игры, у которой нет очевидных пробелов. В чем причина? На мой взгляд, игре не достает оригинальности. Все хорошо, но уж больно типично. Ну, еще движок не самый красивый, да концовка немного подкачала. Поэтому максимальной оценки я поставить не смог. Но зато к геймплею особых претензий предъявить не получилось. Если не в квестовой части, то уж в плане стратегии и тактики ведения боя в каждый конкретный момент времени всегда есть над чем подумать. Способов нападения и защиты куча, и выбрать оптимальный не всегда просто. Приходится экспериментировать и следить за результатами разборок со всеми без исключения противниками, чтобы не оказаться к следующему сражению у разбитого корыта. Следовательно, играть интересно. Интересно вдвойне, потому что командуете вы не приевшимися НАТОвцами (за них рубятся англоязычные игроки), а удивительно живыми русскими ребятами. И никогда не забывайте про топор. Даже великий и могучий Достоевский в свое время отдавал предпочтение именно этому нехитрому приспособлению. И хотя в моих неопытных руках Коврига не стал таким профессиональным киллером несчастных старушек, как Родион Романович, но зарубил он столько мутировавших зверушек, что по эффективности обогнал всех остальных персонажей и первым достиг 10 (максимального) уровня мастерства.