Джаз: Работа по найму
Нажмите, чтобы оценить
Рецензия
Разработка игры, ныне носящей бессмысленное имя «Джаз: Работа по найму», с самого начала походила на грустный анекдот. Когда Strategy First объявила о том, что мамой Jagged Alliance 3 станет студия «МиСТ ленд — Юг» (с 1 августа 2006 года — GFI Russia), многие не поверили своим ушам. «Код доступа: РАЙ» и «Власть закона» снискали определенную популярность среди любителей походовых тактик, но в плане качества и глубины им было бесконечно далеко до гениального творения Sir-Tech.
Судьбоносные события не заставили себя ждать. Анонс и скоропостижная кончина «Африканского Альянса», череда пугающих слухов про «революционный» RTS-режим, путаница с названиями и, как кульминация, сентябрьский пресс-релиз Strategy First, где прямым текстом говорилось, что сиквелом занимается другая команда (подробности в нашем «перекрестном допросе»). Затем игра обрела псевдоним «Джа-три», на обложке нарисовалась утвержденная всенародным голосованием попа-с-пулеметом…
Не про музыкантов
Власть портит людей. Если на кону миллионы долларов, родственные отношения тускнеют. Несколько удачных акций, порочащих официальное правительство, пара тихих убийств, фальсифицированные выборы — и хозяином богатейшего месторождения драгоценных камней в крошечной африканской республике Алмазный берег стал брат президента (теперь уже бывшего) Ричард Маконнен. Европейское сообщество предпочло закрыть глаза на произошедший где-то за океаном переворот. Лишь бы старые договоренности оставались в силе, остальное — тлен и суета. Поняв, что рассчитывать на европейских коллег бесполезно, «король в изгнании» решился на отчаянные меры: развязать гражданскую войну и вернуть потерянный «трон».
Были бы деньги, а желающих проливать кровь за чужие идеалы всегда достаточно. Нам уготована роль командира наемников, согласившегося за нескромное вознаграждение отнять страну у нынешнего владельца. Общаться с работодателем предстоит посредством ноутбука и электронной почты. Ничего не напоминает? Дабы усилить чувство дежа вю, взгляните на сайт I.M.A. (заметьте, совсем непохоже на A.I.M.), позволяющий нанимать профессиональных головорезов, и оружейный интернет-магазин Dikie Jay's. Плагиат чистой воды. Прежде чем браться за ружье, стоит пройти психологическое тестирование. Наверное, это сделано с целью выдавить из нас слезы всепрощающей ностальгии, однако эффект получился обратный — часть анкетных вопросов честно списана у «старших товарищей», что, признаюсь, раздражает.
И так постоянно. Изначально «Джаз» создавался как трехмерный римейк Jagged Alliance 2, а вышла бледная, уступающая оригиналу копия. Взять, например, глобальную карту. Забудьте о свободе, случайных встречах и других приятных и не очень неожиданностях. Два десятка населенных пунктов, объединенных паутиной дорог, — вот что мы имеем. Хотите прибрать к рукам электростанцию или аэропорт? Сперва «зачистите» блокпост, перекрывающий путь. Превратить игру с жесткой помиссионной структурой в открытое всем ветрам приключение — невыполнимая задача.
Не про тактику
О боевой системе можно написать много. В основном — плохого. Да, это стандартная походовая тактика в лучших традициях X-COM, Jagged Alliance и Soldiers at War, но что подвигло авторов похоронить «Джаз» в горячем африканском песке? Почему выстрел в упор снимает 2 очка здоровья, а удар кулаком — 40-50? Почему на фигурках врагов не видны бронежилеты? Кто не дал сделать автоматическое разделение действий на несколько ходов? Где найти окулиста, который исправит кривой «line of sight» и еще менее правдивый «line of fire»?..
Масса странностей связана с оружием. На «стволы» разрешено навешивать разные прибамбасы, снаряжение постепенно изнашивается, но… ЛЦУ или оптика выходят из строя после пары битв, причем сама винтовка ухудшается незначительно. Топорный баланс отсылает к седой классике. Изрешетив пулями злодея, минуту назад косившего елки из АКМ, вы заберете у него аптечку и пригоршню патронов. В сравнении с лукулловым изобилием 7.62 выглядит слабовато. Порой доходит до абсурда: в магазине выставлен новенький, блестящий смазкой АК-105… без боеприпасов. В качестве жеста доброй воли разработчики отобрали у нас любимый квест «дай в морду гаду из аэропорта». Купленное барахло и наемники мгновенно возникают в указанной точке.
«Джаз» склонен к упрощениям, что вдвойне подозрительно, ведь «МиСТ ленд» всегда тяготела к «хардкору». Каски, слетающие при попадании в голову, иначе как «детским садом» не назовешь. Утрата головного убора и полкило свинца в брюхе не мешают недругу азартно жать на гашетку и в перерывах заниматься самолечением. Кнопка, убирающая деревья, работает из рук вон плохо. Понять, как именно надо положить бойца, чтобы он был прикрыт и при этом мог куда-нибудь попасть, почти нереально. Без изменений из Jagged Alliance 2 перекочевал лишь один фокус, описываемый элементарной формулой «встали — пальнули — легли». Там мы частенько применяли такой прием, засев в домике у окна. Хотя зачем нужна выгодная позиция, если можно использовать неровности ландшафта и особенности зрения «джазменов», которые иногда не замечают лежащего в метре врага? Случаются и удивительные вещи: сохраняемся, загружаем игру — и абстрактные вопросики становятся осязаемыми солдатиками (либо наоборот).
Только прицеливание реализовано удобно: «кукла» в правом нижнем углу избавляет от необходимости козлом скакать по карте и приручать камеру. Места здесь, кстати, заповедные. Ядовито-зеленые пальмы, романтичные речушки, военно-исторический форт, железнодорожный вокзал с замечательными текстурами вагонов, порт с гигантским линкором… Однако патологическое отсутствие сглаживания и нарисованные в 800х600 загрузочные экраны быстро развеивают сказку. В глаза бросаются бедные на полигоны модели, размазня на земле, мрачно помавающие конечностями трупы и самодельный «ragdoll», норовящий услать вражескую тушку на околоземную орбиту. Неоспоримое достоинство «Джаза» — разрушаемые стенки. Нереалистично, но лучше, чем в 7.62.
Физика — это прекрасно. Отчего же половина лестниц не функционирует? Какой толк от стационарных пулеметов, отказывающихся стрелять по противникам в походовом режиме? А вышки, поделенные по принципу «на эту можно залезть, а на ту нельзя»?.. Неприлично большое значение имеет размер локации. Тесный квадратик «Дорога на аэропорт» надолго лишил меня сна. AI обожает швырять гранаты в неимоверных количествах и сразу через полкарты. Гуманистам, для которых потеря союзника равносильна удару клавиатурой по лбу, будет несладко. «Дружеские» перепалки на просторе доставляют на порядок меньше проблем. Компьютерные болваны подбегают, получают по мозгам и тут же улепетывают. В исключительных случаях они пробуют отступить и перегруппироваться. Многообещающая задумка часто оборачивается клоунадой. Целиться в спину не слишком почетно, зато бредущие к краю локации идиоты редко обращают внимание на преследователей, да и не особо спешат. Идеальные мишени.
Серьезное разочарование вызвала отмена цикла «день/ночь». В Jagged Alliance 2 и «Бригаде Е5» операции в темное время суток являлись неотъемлемой составляющей геймплея. В «Джазе», где солнце сияет 24 часа 7 дней в неделю, вампирам и диверсантам делать нечего. Причины очевидной деградации остались за кадром. Игра вообще крайне неохотно раскрывает свои секреты. Неофициальный патч помог-таки прочитать письмо с результатами тестирования I.P.A., но как работают «перки» (и работают ли?), неизвестно.
Не про Мэрилин Монро
Единственным стабильным источником дохода в Jagged Alliance 2 были шахты. «Джаз» пошел дальше, позволив захватывать и расширять иные виды бизнеса. Оккупировали железнодорожную станцию? Запустите новый поезд. Туристам негде коротать досуг? Откройте бордель. Правда, шаг вперед компенсирован тремя неуклюжими па назад. Например, исчезла нужда в отдыхе. Экстренное удаление аппендицита и ремонт не требуют специальных инструментов и навыков. Об «элементах RPG» и вовсе трудно писать без слез. Из рядовых обывателей слова не выжмешь, а квесты пугают обилием штампов и банальностей (достаточно вспомнить забастовку).
Возможность примкнуть к прихвостням диктатора или сыграть «за себя» — капля в море. Какая разница, кого убивать? «Прокачка» полностью слизана с Jagged Alliance 2 (меткость, ловкость, подвижность и т. д.); в сотый раз объяснять, что на что влияет, совершенно не хочется. Из важных мелочей отмечу разделение на шесть отрядов. Вдруг вы решите окружить противника или повоевать на нескольких фронтах?
На десерт — пара ласковых о пуленепробиваемых, несгораемых и непотопляемых героях «Джаза», т.е. наемниках. Кажется, все как у «дедушки»: симпатии, интересные биографии, уникальные «отклики»… Но не дотягивает! Где яркие харизматичные личности вроде Ивана Долвича и Гаса Тарбалса с неподражаемым «Деревяшкиным»? Вместо них мутные пропитые рожи, задранные цены (на уровне выше «легкого») и зеленый в полоску Лесник — русская народная версия Shadow. Посредственная озвучка «из бочки» и незначительные грамматические ошибки не улучшают настроение. Зато вылетов существенно меньше, чем в 7.62. Будем оптимистами.
Не про JA
Нелепая недоделка, собранная из обрывков дизайн-документов и витающих в воздухе «гениальных идей». Выйди она под маркой Jagged Alliance, и без того небезупречную репутацию Strategy First уже ничто не спасло бы. Дополнительное время и долгожданная свобода от контроля со стороны западных заказчиков не помогли ни разработчикам, ни игре. Я не исключаю, что патчи и аддоны когда-нибудь прихорошат ее, но это из области догадок и предсказаний. Российский бета-тест на покупателях давно стал притчей во языцех.
А на сэкономленные деньги купите диск Майлза Дэвиса.
Системные требования для PC
Рецензии и комментарии Джаз: Работа по найму
Наши друзья:
- «Канобу» — развлекательный портал о кино, сериалах, играх, музыке и технологиях
- «Игромания» — новости, статьи и видео об играх, железе и не только
- Если у вас есть онлайн-игры, которые вы хотите разместить на ag.ru и поделиться с большой аудиторией «Игромании» и «Канобу» — пишите на почту