Зарегистрированные пользователи получают AGold за вход на сайт и тратят их на покупки в любых играх на платформе.
Присоединяйся!
В последнее время индустрия редко радует нас серьезными авиасимами. Пожалуй, только Eagle Dynamics, регулярно выпускающая модули к своему Digital Combat Simulator, остается верной традициям. Выходящие время от времени дополнения к «Забытым сражениям» не могли утолить голод тех, кому импонирует сеттинг Второй мировой. Поэтому неудивительно, что на «Битву за Сталинград» возлагались большие надежды.
Первое знакомство с игрой производит сильное впечатление. Качество проработки моделей поражает — можно даже заметить, как меняется шаг винта. Поведение разных машин в воздухе смоделировано с не меньшим тщанием, и различия между ними сложно не ощутить. ЛаГГ-3, например, требует куда больше внимания к управлению, чем Bf-109, спокойно держащий скорость, на которой ЛаГГ уже срывается в штопор. Ошибок физическая модель не прощает, и вывести ЛаГГ-3 из штопора довольно трудно — поначалу я только судорожно дергал джойстик, глядя на то, как быстро приближается вращающаяся земля. Пришлось даже немного освежить теоретические знания, прежде чем снова садиться за рычаги управления.
Внимание к деталям и стремление к реализму ощущается и в проработке кабины. Работа всех рычагов и переключателей наглядно отображается, все индикаторы показывают реальное состояние машины. Даже если выбрать автоматический режим для управления теми или иными системами самолета, все будет переключаться с такой же скоростью, как если бы пилот делал это руками. Никаких поблажек автоматика не дает, просто немного разгружает игрока.
Неудивительно, что при таком серьезном подходе воздушный бой в игре становится нетривиальной задачей. Он фактически начинается еще на этапе сближения с противником — уже на расстоянии 5-6 км начинаешь строить формулу боя, прикидывая возможные маневры врага и способы противодействия им.
Схватка ведется не только с самолетами. Самым серьезным противником являются законы физики и летные характеристики твоей же собственной машины. Не заметил, как потерял скорость в погоне по вертикали? Свалился в штопор. Не учел сильного бокового ветра? Вся очередь ушла в молоко. Да и пресловутая нужда в преимуществе перед врагом по скорости и высоте в «Битве за Сталинград» чувствуется очень остро.
А враг не дается расслабиться ни на минуту. «Юнкерсы» больше не являются легкой мишенью. При сближении они сразу начинают маневрировать, стараясь не допустить, чтобы ты зашел им в хвост. Стрелки яростно отбивают атаки, перекрывая все возможные сектора. Даже сбитый вражеский самолет представляет опасность. Однажды, глядя, как задымил и пошел к земле очередной «Юнкерс», я победно взмыл над ним, радуясь победе… и тут же ощутил два резких удара по машине. Масло из пробитого маслопровода выплеснулось на фонарь и моментально залило его. Через забрызганное стекло нельзя было ничего разглядеть, да еще и мотор начал подозрительно стучать и периодически терять обороты. Дотянул до аэродрома, что называется, на честном слове. С тех пор после выхода из атаки сразу отворачиваю в сторону.
Бои в «Битве за Сталинград» протекают намного быстрее, чем в «Забытых сражениях», но и характер носят более напряженный. Компьютерные оппоненты никаких преимуществ перед игроком не имеют — тут нет «терминаторов», попадающих в яблочко на дистанции прямой видимости и игнорирующих законы физики. Все находятся в равных условиях.
Ограниченный боезапас и подробная модель повреждений заставляют с уважением относиться к 20- и 23-мм пушкам. Их отличие от пулеметов становится очевидным в первом же бою: очередь из 5-6 снарядов легко разваливает на части практически любой самолет.
В «Битве за Сталинград» ваш итоговый боевой счет будет заметно меньше, чем в предыдущих играх серии — о десятках или уж тем более паре сотен сбитых можно и не мечтать. Зато каждая звездочка на фюзеляже истребителя будет цениться куда выше — ведь она получена в «настоящем» бою!
Авторы уделили должное внимание не только механике воздушных боев, но и эстетике. В ясную погоду видно, как на поверхности фонаря искрятся крохотные льдинки — точь в точь такие же, какие в сильный мороз покрывают оконные стекла. Если открыть фонарь, то в наушники ворвется гул набегающего потока. Прекрасно выглядят эффекты тумана, облаков, задымления.
Однажды, выполняя задание на закате, я влетел в плотную облачность и через некоторое время совершенно перестал ориентироваться в пространстве. Где верх, где низ? Мокрая взвесь, казалось, ощущается физически, настолько правдоподобно выглядела картинка на экране монитора. Признаться, мне даже стало немного не по себе. Кувыркаясь и выписывая странные кренделя в воздухе, я наконец-то вырвался из этого царства белого ничто, практически у самой земли.
Превосходно выглядят и главные герои — истребители, штурмовики, бомбардировщики. Каждый самолет скрупулезно воспроизведен в полном соответствии с историческими аналогами. Особенно бросается в глаза работа с освещением и текстурами — деревянный корпус бликует на солнце не так, как металлический. Мы зачастую не придаем значения подобным мелочам, но они очень способствуют погружению в игровой мир.
Недостатки игры — оборотная сторона ее достоинств. Увлекшись проработкой реалистичной флайт-модели, разработчики упустили из виду интересы широкой группы игроков, для которых такой уровень реализма уже вызывает дискомфорт. Если «Забытые сражения» позволяли игроку настраивать сложность, и это сделало оригинальный «Ил-2 Штурмовик» поистине народным симулятором, то в «Битве за Сталинград» новичка встречают очень сурово. Порог вхождения в игру задран на максимальную высоту. Кроме базовых знаний об основах пилотажа, настоятельно рекомендуется приобрести хороший джойстик, желательно с РУДом и педалями. Не лишним будет и TrackIR.
Тщательность проработки каждого самолета, по всей видимости, сказалась на количестве задействованных в игре ЛА. Десяток самолетов для обоих сторон — негусто для тех, кто привык к огромному разнообразию предыдущих игр серии. Впрочем, дополнительные самолеты можно докупить. В этом плане игра явно придерживается идеологии «Войны в небе – 1917», предыдущего проекта студии.
Досаждают мелкие технические недоработки: некрасивый и неотзывчивый интерфейс; отсутствие микшера громкости (из-за гула двигателя не слышно, что говорят по рации). Прекрасно проработанные спецэффекты и отличные модели техники соседствуют с крайне примитивно выполненным рельефом и убогими жилыми кварталами. Однако главный, пожалуй, недостаток игры — это дизайн миссий. Задания похожи одно на другое, как близнецы. Меняется только маршрут полета, а состав противоборствующих сторон почти всегда остается неизменным. Также удручает пустота, царящая в воздухе. Полтора десятка самолетов с обеих сторон в небе не могут воссоздать впечатление от одной из самых значительных битв Великой Отечественной.
И все-таки достоинства игры явно перевешивают недостатки. Не каждый день выходят проекты с такой глубиной проработки. Детально воспроизведенная кабина, реалистичная физическая модель и модель повреждений — игра делает все, чтобы понравиться серьезному вирпилу. Новичкам, конечно, будет сложно осваивать эту игру, и многие бросят ее уже на первых миссиях, но тем, кто во главу угла ставит реализм, «Битва за Сталинград» подарит немало увлекательных часов.