Зарегистрированные пользователи получают AGold за вход на сайт и тратят их на покупки в любых играх на платформе.
Присоединяйся!
Экшены — самая массовая порода компьютерных игр, если не считать «казуалок», ну а популярность — всегда некоторая обуза. Чем выше тиражи, тем быстрее крутятся шестеренки конвейера, тем сильнее боязнь отступить от проверенной формулы, тем черствее концепция, заложенная в каждый следующий «хит».
За последние годы на наших глазах возник целый пласт таких шутеров. Они до боли обыденны и стандартны, посему у критиков не осталось для них звучных слов — колодец эпитетов и метафор исчерпан до дна. Их сюжетная канва и геймплей полностью заменяют друг друга. Это не жанр, а бланк извещения о квартплате — разработчики вписывают цифры в нескольких клетках, отмечают галочками пункты и ставят размашистый росчерк.
Чтобы объяснить суть подобной игры, много букв не понадобится. Достаточно бросить что-нибудь вроде «Сall of Duty 4 во вселенной Quake 2, только хуже», и люди бывалые сразу поймут. Новичкам, конечно, придется рассказывать про диктатора, который, бряцая ядерным мечом, угрожает всеобщему миру, и про силы добра, решившие дать отпор. Образы злодеев — злодейские, героев — героические; иного знать не нужно, кроме того, что весь актерский ансамбль вырезан из картона. Главное отличие от конкурентов — в бюджете на визуальный ряд и маркетинговую «раскрутку» проекта.
Надо ли говорить, что с картинкой у Killzone 2 — полный порядок? Уступая легендарному поддельному ролику с Е3 2005, она, тем не менее, выглядит очень эффектно. Планета Хельган, логово безжалостного деспота Визари, столь же неприветлива к чужакам, сколь и красива — от трущоб на окраине метрополии до заброшенной шахты в пустыне и подземного перерабатывающего завода. Актуальная в нынешнем сезоне желто-зеленая гамма, огненно-красные очи безликих хельганских вояк, одетых по немецкой моде времен Первой мировой, щедрые всплески крови, грамотно подобранные пост-фильтры — авторы отгружают их тоннами.
Вернее, штампуют. Покорив графические вершины PlayStation 3, Guerrilla Games выдохлась, устроив для сержанта Томаса Севченко и еще трех товарищей семичасовой «день сурка». Дом за домом, район за районом их потчуют одним шоу. Враг приходит по велению скрипта, занимает укрытия, высовывает башку, зыркает очами и умирает. Самые нервные прут в самоубийственную лобовую атаку. Оскомину от кислых яблок нам предлагают заесть лимонами: скучными катаниями на танке (позже — на роботе), аркадной пальбой из турели и пробежкой под огнем снайперов. Иногда на арену выходит громила, чье уязвимое место расположено чуть пониже спины. Я зову его «Дежавю».
Ноль — столько свежих идей принесла Killzone 2. Во времена Soldier of Fortune и Medal of Honor Allied Assault ее создателей носили бы на руках. Сегодня, на фоне Call of Duty 4, Gears of War 2 и Half-Life 2: Episode Two, такой геймплей беден и жалок, точно вокзальный бомж. Противников мало (семь вариаций пехоты и юркий беспилотник), ситуации неизменны, драмы не наскрести и на мультфильм для детей. Ленивый сценарист орудует шаблонами похлеще коллег-дизайнеров, полагая, что чем громче и сердитее орет персонаж, тем ярче раскрывается его характер, и вчистую «сливает» трагические эпизоды, вызывая лишь холодное безразличие. Ну хоть голыми костлявыми девками не пугает.
Да что там новые мысли — старые бы пришили как следует. Аниматоры потратили уйму сил на имитацию вида от первого лица: Севченко лихо съезжает по лестницам, бьет морды и теряет сознание от контузии. Режиссер, в свою очередь, упорно выдергивает камеру из его головы, да так резко, что не понять, чьими глазами мы смотрим на происходящее. Кажется, голландцам неведомо, что в просвещенном обществе эпохи BioShock и F.E.A.R. подобные фокусы считаются дурным тоном.
После заросшего плесенью «сингла» мультиплеер шокирует, причем в хорошем смысле. Прилежно скопировав наработки у Infinity Ward, Valve и DICE (семь классов, от медика до шпиона, табель о рангах, боты в офлайне, кланы, турниры), Guerrilla свернула несколько привычных режимов в один суперматч. Командное сражение, CTF, охота за случайно выбранной жертвой, штурм и оборона ключевых объектов превратились в миссии, которые обе стороны получают по ходу боя. Кто выполнит больше заданий — того и тапки. Эх, сюда бы еще динамическую линию фронта!
Остроумное решение устраняет проблему безлюдных серверов, особенно заметную в экшенах, где слишком много сетевых развлечений. Убивая соперников и используя навыки, участники зарабатывают опыт, более мощное оружие, медали и дополнительные способности. Улучшенный медик разбрасывает аптечки, диверсант закладывает мины, разведчик «метит» вражеские цели, инженер устанавливает пушки…
Занявшись «прокачкой», можно создать свой класс из двух любых умений — приятная деталь, если учесть, что империя Хельгаст и Межпланетный Альянс щеголяют идентичными списками бойцов. Шпион-лекарь? Запросто! Наконец, игрок, дослужившийся до капрала, волен пригласить трех друзей в личный отряд и так восполнить нехватку «коопа». Жаль, что в кампании, где постоянно бегают минимум два спутника, нет совместного прохождения; глядишь, стала бы она капельку интереснее.
Печалит и отсутствие техники. Здешние карты не столь велики, как в Battlefield 2142 или Frontlines: Fuel of War, но колесно-летающая братия им бы не помешала. Впрочем, ее уже пообещали добавить патчем (и попутно уменьшить чудовищный «лаг» управления), а вот на разрушаемость уровней в духе Battlefield: Bad Company уповать не стоит.
Издатель судит о качестве продукта по оценкам в прессе и миллионам проданных копий. Я же, как когда-то в рецензии на Jedi Knight 2, измерю его обычной арифметикой. 60% — за «сингл», 80% — за онлайн. Сложим, разделим пополам, итого…