Мадам Судьба - тетка со странностями. Сначала она улыбается вам во все тридцать два зуба, а затем резко поворачивается боком, швыряя в черную полосу безденежья и Великой Депрессии. Вы стоите на еле освещенной улочке рабочего квартала и, прислонившись к полуобтертой дверце ставшего родным такси, курите дешевую сигарету. Мгновение спустя вы начинаете смутно подозревать, что судьба вновь развернулась на девяносто градусов, но еще не знаете, в какую именно сторону. Ясно лишь одно: если подстреленный мафиози просит о помощи, размахивая пистолетом в опасной близости от вашего виска, то такого клиента нельзя послать на букву "F" и уйти живым.
Первая погоня, первая зарплата в тугом конверте из коричневатой бумаги, первая капля крови на лакированном дереве биты, первая гильза, содержимое которой секунду назад засело в чьих-то мозгах... Таксист-неудачник Томас Анджело превратился в преуспевающего бандита Томми менее чем за неделю. Превыше всего на свете мадам Судьба обожает иронизировать.
La Cosa Nostra
Перед нами - почти что фильм. Это гангстерская сага о противостоянии семей Сальери и Морелло, рассказанная устами бывшего таксиста Анджело в кафе близ станции "Джулиано-стрит". Это история о том, сколь низко ценится человеческая дружба в среде людей, предпочитающих скрывать истинный род своих занятий под яркими вывесками кафе и ресторанов. Здесь есть все элементы хорошего боевика: картинные злодеи, захватывающие погони с перестрелками, роковые красотки, предатели и мощная симфоническая музыка. Это почти что "Однажды в Америке", сошедшее с целлулоида на экраны ваших мониторов.
Город Lost Heaven, за липовым названием которого безошибочно угадывается Чикаго, способен удивить даже человека, безвылазно просидевшего за GTA 3 два месяца кряду. Декорации такого масштаба редко строят и в самом Голливуде. Чешские мастера отдают нам кусок реальности стоимостью в десятки миллионов долларов за одну-единственную купюру с портретом Гранта. Пожелтевшие от дыхания осени парки и скверы, исполинские небоскребы, кипящие жизнью улицы, действующие разводные мосты и неспешно ползущие трамвайчики - невозможно поверить, что все это великолепие собрано из нулей и единиц. Мы мчимся по городу, и районы сменяют друг друга. Трухлявые рабочие кварталы и ощерившаяся заводскими трубами грязная промзона уступают место ухоженной пешеходной площади в центре Чайнатауна, горный серпантин приводит нас в благоухающий великолепием район зажиточных буржуа, а загородные пейзажи поражают яркостью красок и пасторальным спокойствием. Вы побываете в огромных размеров доках, посетите громадный аэропорт и увидите вечно пустующий железнодорожный переезд, который, подобно аннушкиному маслу, еще сыграет в пьесе "Мафия" зловещую роль.
Жизнь, хоть и не такая бурная как нынче, здесь не останавливается ни на минуту. Пешеходы бодро спешат по своим делам или, заложив руки за спину, вальяжно прогуливаются вдоль набережной. Уличное движение регулируют светофоры и полицейские, готовые в любой момент устроить погоню за нарушителем. Это в GTA 3 полиция неспособна разглядеть ДТП из-за края сахарного пончика, семьдесят лет назад все было куда строже. Превышение лимита в 60 км/ч (для трусов есть специальная кнопка, не позволяющая нарушать данное правило), проезд на красный свет, авария, стрельба и даже просто ношение оружия моментально делают вас объектом пристального внимания органов правопорядка. Сначала звучит свисток постового, затем раздается оглушительная сирена патрульной машины, еще через несколько секунд вас начинают безжалостно подрезать, оттесняя к обочине. В это же время на всех крупных магистралях появляются кордоны с шипованными лентами. Для пущей острастки служители Фемиды высовывают из окон "кольты" и открывают прицельный огонь в надежде прострелить шины (а еще лучше - сразу водителя). Нахалы! К счастью, "пострелушки" - игра для двоих. Томми достает сверкающий "магнум" и, выруливая одной рукой, одаривает свинцом ретивых преследователей. Немного везения, и "легавые" отправляются на досрочную пенсию: водитель уткнулся окровавленной головой в руль, а его спутники повисли на окнах, словно мокрые тряпки. А раз нет погони, то нет и полоски "Wanted"!
К слову сказать, постовые оповещают всех полицейских о необходимости задержать вашу скромную персону с помощью обычных таксофонных будок. Успеете перехватить гражданина в синей форме - сэкономите массу времени и нервов.
Шторм эмоций
А теперь представьте себе, что это великолепие досталось на откуп пятерке талантливейших дизайнеров. Двадцать миссий Mafia, каждая из которых сдобрена щедрой порцией убийственно "киношных" роликов-брифингов, заслуживают любого эпитета, кроме "скучные". Порой они невыносимо, до тошноты, тяжелые, как та круговая гонка на ранних прототипах болидов "Формулы-1". Они могут быть изнурительно долгими и нервными, когда Анджело при поддержке помпового ружья и автомата Томпсона методично "зачищает" район доков. Вы не поверите, но если в Max Payne отключить возможность произвольного сохранения игры на пару с режимом "bullet time", получится чистейшей воды Mafia.
Уровни могут врезаться в память с первого раза, заставляя потом раз за разом вспоминать яростную ночную бурю, хлесткий октябрьский ветер, манящие огни пустынной фермы на канадской границе, оглушительный гром и плавающие в грязи трупы гангстеров Морелло. Лирические разговоры с девушками плавно переходят в пластические операции с применением бит, а банальная поездка в ресторан оборачивается кровавым массакром. Утомляет лишь необходимость возвращаться в подернутое табачной дымкой кафе Сальери после каждой удачной миссии, но это уже издержки кинопроизводства. Лучше скажите, часто ли вам приходится драпать от бандитов на груженном взрывоопасным виски фургончике под заводную песню "You Run Your Mouth Brother" группы Jimpin' Jive?
Движок Mafia с легкостью "крутит" не только оживленные улицы, но и фантастически детализированные интерьеры зданий, тем самым расширяя поле фантазии разработчиков. Тут будут и красиво поставленное ограбление банка, и "мокруха" по-Hitman'овски в роскошных декорациях борделя, и восхитительно беспощадный обмен пулями в окружении витражей католической церкви. Мрачная заброшенная тюрьма, куда Анджело нагрянет со "Спрингфилдом" в руках, вызывает желание поскорее выбраться на солнечные улочки города, до того пугающе выглядит ее убранство. Подумать только, художники разбрасывали кучи хлама и прогнившей деревянной мебели, тщательно прокладывали маршруты ржавых труб, выводили царапины на зеленоватых стенах и играли со светотенью ради десяти, всего лишь десяти минут нашего там присутствия! Вот в такие моменты и перестаешь жалеть о том, что променял пьянящую свободу GTA 3 на ограниченную скриптовыми рамками жизнь мафиозо.
Motion capture используется поголовно - от донов до бомжей. Каждая фраза, вылетающая из уст главных действующих лиц, сопровождается соответствующими движениями лицевых мышц. Владельцы звуковых карт Audigy наслаждаются мощнейшим 5.1-звуком, наглядно демонстрирующим убедительное превосходство ЕАХ 3.0 над остальными недостандартами. Правда, убедительная физическая модель автомобиля, порой чересчур скрупулезно учитывающая степень его повреждений, не подкрепляется соответствующим визуальным рядом. Если в GTA 3 легковой автомобиль, на полной скорости врезавшийся в бетонную стену, представлял собой аккуратную "гармошку", то здесь вы в худшем случае отделаетесь разбитыми стеклами, отвалившимся радиатором да видоизмененной формой бампера. Зато если взорветесь, то с шиком. И... обязательно попробуйте выстрелить в кого-нибудь из люпары с близкого расстояния. Красиво летают, стервецы!
Grand Theft Mafia
Пару дней спустя, когда фильм закончится белыми буквами "THE END" на черном фоне, когда в титрах смолкнет последний аккорд сочного гангста от Lordz of Brooklyn, начнется веселье. Декорации "Мафии" слишком хороши, чтобы тратить их на двадцать коротких миссий. Здесь все почти как в GTA 3, разве что возможностей меньше. Есть желание поработать таксистом? Всегда пожалуйста. Чешутся руки пострелять в гангстеров и повзрывать машины? Что ж, и эта работа щедро оплачивается! Поощряется даже превышение скорости! Разогнались до 110 км/ч или выше - получайте премию за вредность. Главное - не переусердствовать, ведь сохранить игру можно лишь в баре Сальери, а больница и автосервис за просто так услуги не оказывают. И не забывайте поглядывать на топливный индикатор - машина хоть и не человек, но тоже иногда просит кушать.
Жаль, что подобное времяпрепровождение быстро наскучивает ввиду своей полной бесцельности. Ну, хорошо, заработал игрок десять тысяч эль президенте, а дальше-то что? Спустить их на ремонт и перевязку открытых ран? Таблицы рекордов - и той нет! Эх, перетащить бы сюда все "вкусности" GTA 3...
Дополнительные развлечения предлагает режим "Freeride Extreme": выполнить двадцать зубодробительной сложности миссий в обмен на доступ к уникальным машинам из секретного гаража Illusion Softworks. Разрисованный цветочками фургон хиппи, концепт-кар конца ХХ века и Thunderbird 50-х годов, такси, развивающее скорость до 200 км/ч - лишь вершина уготовленных разработчиками сюрпризов. Задания соответствующие: прикончить быстроногого Спиди Гонзалеса (!), выследить человека-невидимку, проехать N чек-пойнтов на время, доставить в указанную точку заминированный грузовик... И помните - мы вам ничего не говорили о мотоциклах, трамплинах и НЛО! Не нарушайте омерту, пжлст.
Multiplayer, о существовании которого свидетельствуют как заявления самих авторов, так и куски кода игры, обещает проявиться с выпуском патча. Будем верить и надеяться. Хотя сладкоголосые пиарщики Take 2 могут и обмануть (см. GTA 3).
The City of Lost Heaven
Но отнюдь не Freeride обеспечил "Мафии" выбор вашей редакции. Перед нами не просто еще один живой город. Умницы из Illusion Softworks сумели ввести в него ярких персонажей, крепкий сюжет, увлекательнейшие миссии и стильные "киношные" ролики. Подобно археологам, они воссоздают ушедшую эпоху, наполняя улицы Lost Heaven мелодиями 30-х годов, и приводят в ваш дом полный состав Bohemia Symphonic Orchestra, исполняющего эпическую заглавную тему.
Игры, подобные Mafia, принято проходить по несколько раз на "бис", а затем бережно ставить на полку, рассказывая всем друзьям и знакомым о безумных днях, прожитых в городе Lost Heaven. Мы уверены: это будут яркие, красочные воспоминания.
P.S. Последние новости из мира Mafia, подробности о грядущей локализации от "1C" и иллюстрированный солюшен читайте здесь.
Рецензии пользователейна Мафия6
Шедевр
Итоговая оценка - 10/10
Одна из лучших игр в истории на момент выхода. Отлично подобранные лица, кат-сцены и крепкая история про таксиста, волею судеб попавшего в мафию. Обязательно пройдите хотя бы ремейк!
Эта игра до сих пор вспоминается с теплыми чувствами. Открывающая кинематографическая заставка, главная музыкальная тема, предстоящая многолетняя история целого мира — все это пробирает до мурашек. «Mafia: The City of Lost Heaven» лично для меня стала феноменом. Несмотря на все ее игровые проблемы, центральный сюжет поразил. Поразил так, что хочется переживать эту историю вновь и вновь.
Продуманный сюжет можно сравнить с лучшими мафиозными фильмами. Томми Анджело, обычный таксист, волею судьбы становится частью криминального мира, попадая в мафиозную семью Сальери. История не просто рассказывает о его восхождении и падении, но и мастерски вводит темы дружбы, предательства, верности и моральных дилемм. Это не просто приключение в открытом мире — это глубокая драма, пронизанная неожиданными поворотами и напряженными моментами, которая заслуживает экранизации как минимум в формате высокобюджетного сериала. Каждая миссия ощущается как эпизод этого сериала, а развязка истории оставляет сильное впечатление.
Графика игры на момент 2002 года выглядела детализированной. Город Lost Heaven воссоздан с любовью к деталям: от архитектуры и улиц до автомобилей, которые соответствуют духу 1930-х годов. Графические технологии того времени позволяли разработчикам передать атмосферу эпохи, начиная от ярких вывесок и заканчивая закопченными задворками города. Несмотря на то, что на сегодняшний день графика кажется устаревшей, в те времена она была одной из самых впечатляющих и выделяла игру среди конкурентов своей антимультяшностью: приглушенные натуральные краски и попытка придать игровому миру естественную геометрию, чтобы реалистичность происходящего действительно чувствовалась.
Геймплей «Мафии» очень понравился. Миссии здесь чередуются от спокойных до напряженных: от простых поездок по городу в качестве таксиста до масштабных ограблений и погонь. Игровой процесс постоянно поддерживает интерес благодаря разнообразию задач, среди которых — преследования, стрельба, скрытные задания и даже гонки. Механика управления автомобилями сделана с реалистичной физикой, и это придает каждой погоне дополнительную динамику. Оружейный арсенал также под стать 30-м годам: Томпсоны, револьверы и дробовики дают игрокам возможность решать проблемы по-своему.
Отдельно стоит выделить музыкальное сопровождение, которое идеально дополняет атмосферу. Джаз и свинг тех лет звучат почти в каждой миссии, а в зависимости от района города мелодия даже меняется, подчеркивая общее ощущение от игры. Это помогает полностью погрузиться в атмосферу мафиозного города и эпохи «сухого закона», делая каждую поездку по улицам и переулкам еще более кинематографичной.
Город Lost Heaven сам по себе — это персонаж, живой и дышащий. Улочки и закоулки, на которых оживают перестрелки, гонки и диалоги — все это создает впечатление настоящего мафиозного приключения. В городе можно встретить множество проработанных персонажей, которые вносят в игру свою индивидуальность и уникальность. Разнообразие автомобилей, которые можно было угонять и использовать, добавляет игре глубины и реализма. Каждый автомобиль, будь то роскошный длиннющий аппарат или обычная рабочая лошадка, чувствуется по-разному благодаря физической модели.
«Mafia: The City of Lost Heaven» — это не просто игра, а путешествие в мир мафиозных разборок, созданное с потрясающей точностью и вниманием к деталям. Сюжет, музыка, атмосфера и геймплей делают ее уникальной даже по современным меркам. Это не просто классика — это одна из тех игр, которые навсегда остаются в памяти, вызывая желание вернуться в этот мир снова.
10 из 10