Зарегистрированные пользователи получают AGold за вход на сайт и тратят их на покупки в любых играх на платформе.
Присоединяйся!
Морская пехота. Какие ассоциации возникают у вас в голове, когда вы слышите эти слова? Готов спорить, для большинства морпех – здоровенный американец с квадратной челюстью, сверкающими глазами и «Томпсоном» за спиной. Игрок со стажем наверняка предложит научно-фантастическую версию в духе Doom. И лишь редкие любители отечественной истории вспомнят о героях-черноморцах, защищавших рубежи нашей Родины от немецко-фашистских захватчиков.
Интернационалистам, желающим повоевать на стороне Германии или США, тут ничего не светит. В отличие от «В тылу врага 2», подарившей движок новому проекту и пытавшейся объять все страны и фронты, «Черные бушлаты» рассказывают о подвигах советских морских пехотинцев, обязанных своим прозвищем характерной униформе. Первый этап большого приключения – безвестная деревушка в окрестностях Одессы. В августе 1941 года крупный портовый город оказался в изоляции — румынские войска не сумели взять его сходу и приступили к изнурительной осаде. Далее по плану: оборона Севастополя, Керченско-Феодосийская операция, битва за Кубань, освобождение Новороссийска, ответный визит к друзьям-мамалыжникам… 22 миссии, охватывающие внушительную часть Великой Отечественной войны.
Исторически обусловленные различия в вооружении позволили избежать однообразия. Сначала мы учимся противодействовать малявкам R-1 и R-2, и только под конец на сцену выходят знакомые «тридцатьчетверки» и «панцеры». Хотя прелесть игры — не в экзотических моделях техники. Главное — интересные и разнообразные задания. Массовые баталии чередуются с рейдами на вражескую территорию и точечными диверсиями. Вот группа парашютистов, заброшенных в глубокий тыл, отстреливается от немецкого патруля. Десантный корабль выгружает на пляж взвод «Стюартов». По заснеженной равнине мчат бронетранспортеры с ранеными красноармейцами на борту. Солдаты бегут по разрушенным городским улицам… Единого сюжета в духе «Братьев по оружию» нет – авторы придерживаются фактов, пусть и в ущерб кинематографическому пафосу. Действующие лица постоянно меняются, и я сомневаюсь, что вы запомните их фамилии. А зря, ведь за полигонами и пикселями подчас скрываются реальные люди: лейтенант Федоров, майор Куников, полковник Брежнев. В 1943 году будущий генсек ЦК КПСС хлебнул соленой черноморской водички, и от нас зависит, доживет ли он до эпохи развитого социализма или сгинет в пучине.
Военно-морская специфика хлещет через край. Многие уровни начинаются с высадки: десантники плывут к берегу, мимо проходят канонерки и катера-охотники, величественно ухают 180мм крейсерские орудия. Можно долго выискивать недостатки и тыкать пальцем в скриптовые костыли, но ощущение боя и недетский азарт с лихвой все компенсируют. Штаб нечасто балует подкреплениями, и даже на «нормальной» сложности надо осторожничать. Попавшие под плотный огонь бойцы погибают за считанные секунды. Необходимо пользоваться укрытиями, обходить опасные участки, бить с флангов. Нет ничего противнее, чем пройти половину миссии и понять, что сил на очередное препятствие не осталось.
Рано или поздно вы научитесь побеждать с минимальными потерями. Рецепт хорошо знаком поклонникам «В тылу врага»: захват танка и методичная «зачистка». Бронеавтомобиль или пушка на колесах тоже подойдут. Да, возить за собой добрую тонну полезного груза не слишком удобно, а что поделать – лобовая атака обречена. Другой довод «за» — нехватка противотанковых средств. В 1944 году пехота уже могла самостоятельно давать отпор бронированным чудовищам, но не здесь. Подползти на расстояние броска гранаты непросто, а ПТР бесполезны против Panzer III и старших моделей (не ждите «Королевских тигров», максимум – StuG IV и Panther). Разумным компромиссом кажутся минометы. Их нетрудно найти, два человека с легкостью переносят «трубу» в руках, вот только слабая убойная сила и невысокая точность перекрывают все достоинства.
Существуют и более весомые недоработки. Управлять толпой очень неудобно. «Братья по оружию» и «Лис пустыни» обнажили проблему, однако создатели «Черных бушлатов» не спешат ее решать. Взять, к примеру, инвентарь. В игре-наследнице Commandos он уместен, но если в отряде 20-30 головорезов, уследить за каждым почти невозможно. Собрать боеприпасы с трупа? Щелкаем мышью. Метнуть «Молотова»? Опять нужна наша помощь. Спрятаться за забором?.. Безотказно работает лишь автоматическая атака, да и то иногда AI в упор не видит цель, вынуждая включать прямое управление. Поэтому, вместо того чтобы придумывать и осуществлять хитрые тактические схемы, игрок самозабвенно палит из «Флака» или гоняет фрицев, в то время как основная часть ударной группы отдыхает на травке.
Качественно реализованная разрушаемость всегда была визитной карточкой серии «В тылу врага». Обстрел крупнокалиберными снарядами уютного двухэтажного домика приносит неописуемое удовольствие: летают обломки кирпичей, в стенах возникают новые «окна», оголяется интерьер. Тем сильнее удивление, когда буквально через пару уровней попадаешь в неуничтожимый пластиковый мир старомодных RTS. Отсутствие «расчлененки» (а ведь она была в Company of Heroes) – еще одно доказательство того, что разработчики не стали доводить до ума устаревающий движок. Зато огонь не подкачал – в практическом смысле. Зачем рисковать жизнями подчиненных, обмениваясь пулями с засевшими в деревянной избушке фашистами? Бросьте бутылку с зажигательной смесью и немного подождите.
Нашлось место и для мелких украшений. Возможность залезть на дерево и поиграть в «кукушку» – именно то, о чем мы мечтали. Впрочем, долой сарказм! С высоты открывается отличный вид на парад бронетехники. Под советскими флагами гусеница к гусенице едут Т-38, Т-60 и ленд-лизовские «Шерманы» и «Валентайны». Румыния, помимо чешских R-1 и R-2, демонстрирует «француза» Renault R35. Италия пугает угловатыми формами Carro Armato L 6/40. Германия пытается соблазнить гигантской uber-пушкой «Бруно» и трофейным чудом Char B1 bis с установленным огнеметом. Изредка нам поручают корабль — пострелять по береговым укреплениям. Это развлечение интересно, прежде всего, тем, что от артподготовки напрямую зависит судьба десантников, которыми мы будем командовать несколькими минутами спустя. Уничтожили пулеметное гнездо – сберегли своих людей.
И таких мини-подвигов здесь десятки. Вряд ли кому-то удастся пройти игру за пару вечеров. Однако, разобравшись с последним заданием (оно, к слову, оказалось далеко не самым сложным), вы даже не увидите финальный ролик. Его нет, как нет и мультиплеера. В качестве утешения – «игропедия» от четы Зоричей, подспорье для тех, кто хочет узнать больше о представленных событиях.
Очередная компания брутальных мужиков на обложке у кого угодно может вызвать скептическое отношение к «Черным бушлатам». К счастью, игра получилась объемной и разнообразной. Если вас еще не достали бесконечные ВМВ-стратегии и не смущает отсутствие сетевого режима – не пропустите. Хороший «сингл» нынче редкость.