Светлая тема

Рецензия на игру Neuro

Четыре года недосыпа не прошли бесследно — круги под глазами, ссохшаяся кожа, впалый живот. Револт Геймов явно держался на честном слове. Дотянувшись до звонка, разработчик оповестил «Руссобит-М» о своем приходе. Массивная дверь открылась, и бонзы уставились на жалкое подобие прежней роскоши. Револт захрипел, зрачки его закатились куда-то под лоб, золотой «мастер-диск» выскользнул из пальцев и начал метровое путешествие к входному коврику. Увы, ему не суждено было достигнуть цели — цепкие руки издателя подхватили CD, за секунду превратили его в DVD, налепили лейбл «элитный шутер» (дословно!) и бросили игру курьеру, который стремглав помчался на штамповальный завод. Процесс пошел.

А Револт тихо умер.

Нейрохирургия

До магазинных полок Neuro добрался совсем не в том виде, в каком планировалось. Название и бойцы-телепаты — чуть ли не единственные элементы, оставшиеся от ранних дизайн-документов. Да и к теперешнему сюжету имя суперкомпьютера «Neuro» не имеет никакого отношения. Урезанное финансирование, чрезмерно растянутый срок разработки, движок, появившийся в цельном варианте далеко не на первом году работ… Все это привело к тому, что на наших мониторах взамен интересного фантастического боевика висит посредственность, собранная из обломков недурных идей.

Сюжет в Neuro — что собаке пятая нога. Он есть, хотя и без него ничего бы не изменилось. Вселенная Homeplanet, недоброжелательные кланы… Основное действующее лицо, псионик Джеймс Гравесен, сотрудник Бюро Стратегических Исследований, сражается (как и миллионы других героев прочих игр) с происками Гигантских Корпораций, развязывает узлы Глобальных Заговоров, а также мается классической дилеммой «верю/не верю». Десятком уровней игра и по повествованию, и по продолжительности смахивает на приснопамятный Unreal 2. Некоторые примут это за похвалу, но мы склонны говорить о «черной метке».

Историей нас кормят в стандартных для жанра вставках на движке. Однако куда большая часть попадает в мозг посредством тоскливых «диалогов», демонстрируемых на отдельном экране, порой вместо обычных роликов. Повсюду торчат обрезанные линии, то на поверхности, то где-нибудь поглубже. Хирург, отвечавший за «откусывание лишнего», был нетрезв и невнимателен. Хотя с озвучкой, можно сказать, повезло — голоса неплохо подобраны, претензии лишь к главному персонажу (моложав, переигрывает) и Сергею Чонишвили (потому что уже прочно вышел в тираж).

Neuro Hunter

Между роликами и брехнотрепом разворачивается скучное истребление двуногих однообразных манекенов (никаких алиенов или завалящих роботов). А с гомо сапиенсами разноплановых техник уничтожения не изобретешь. Модельки, проигрывающие по качеству старому «Чистильщику» (почти полуторалетней давности), умело стрейфятся, укрываются за препятствиями, забрасывают гранатами (иногда с душистой «черемухой»). То бишь, проявляют зачатки интеллекта. Это, безусловно, пока не F.E.A.R., но без здешнего аналога дробовика никто не мчится напролом. Издали же недруги предпочтут снайперскую винтовку или ракетомет. Стычки с четырьмя и более «фрагами» частенько заканчиваются нашей гибелью — бегают товарищи резво, палят метко. Пожалуй, слишком метко.

А вот нам с арсеналом тяжелее. Баланс зверски зарезан, расположение «пушек» в загашнике Джеймса продиктовано неизвестно чем. Судите сами. Резонатор, стреляющий сквозь стены (занятная штука!), лежит в рюкзаке с первого задания и, тем не менее, прикреплен к клавише «4». Намного чаще используемые винчестер или автомат оккупировали начальные цифры. Довольно бесполезное лучевое ружье занимает одну из верхних позиций. Там же находится «снайперка», «транжирящая» по 2-4 патрона на ЛЮБУЮ тушку. Господа разработчики! Испокон веков принято, что такое оружие (с ограниченным боезапасом, конечно же) валит насмерть. В основной массе «стволы» — просто мусор, непригодный для постоянного употребления. Даже РПГ неудобен — после каждого выстрела нажатие кнопки «огонь» вызывает неспешную загрузку снаряда.

Впрочем, вернемся к резонатору… Какая хорошая была идея — настраиваемое на конкретную цель устройство, которое может сотворить в организме жертвы межклеточный кавардак. Жаль, реализация нулевая. Во-первых, малый радиус поражения — редко удается достать кого-либо за стеной. Во-вторых, чересчур долгое время «настройки» под мишень. В-третьих, продолжительная перезарядка и невозможность подстрелить движущуюся цель (а их тут большинство). Думаете, орудие понадобится в «стелс»-миссиях? Но к ним относится лишь короткий надуманный фрагмент в одной из сцен. Проще и эффективнее раскроить черепушки чем-нибудь огнестрельным, нежели прятаться по углам, пытаясь удержать человека в перекрестии, и выслушивать мерзкий писк, издаваемый аппаратом.

Из-за не самого шустрого движка (о нем ниже) попасть по пригнувшимся, перемещающимся бочком противникам бывает трудно — и прицел ходит ходуном, и система расчета повреждений весьма «реалистичная». Палите в голову врага из «лазера» хоть до посинения — ему до лампочки. Зато выстрел из «помпы» с приличного расстояния превращает солдата в труп, через несколько секунд резко исчезающий в воздухе. Такой «оптимизации» давно не встречалось и среди отечественных игр. В графу «Недостатки» пишем: «Не умеет сохранять смердящие следы сражений».

Neuroстения

По ходу спектакля Джеймс тратит восстанавливающуюся полоску «пси-энергии» на пять псионических навыков — ментальный удар, пирокинез, самолечение, «экстрасенсорное видение» и способность обращать гадов в берсерков. Опустим очевидную аналогию с серией Jedi Knight и тамошними рыцарскими фокусами. Попытаемся забыть о дублирующем действии менто-удара и «эффекта пироманьяка». Закроем глаза на близость экстрасенсорики к инфракрасному зрению в других проектах. Увы, указанные способности не развиваются и возникают автоматически, от миссии к миссии. И без всяких объяснений, откуда взялся скачкообразный прогресс.

Еще один минус пси-энергий Гравесена — их излишняя «адресность». «Приблизительной» точки применения того же «озверина» нет, извольте навестись на полигональное тельце с точностью до пиксела. В жарких схватках подобная ненужная «детализированность» ужасно раздражает. Да и при желании из всех пяти умений можно пользоваться исключительно встроенной «аптечкой», иногда силой мысли поджигая/пиная недовольных.

Нервные копи пастельных тонов

К сожалению, вечная беда бюджетных (и не только) FPS в лице Великого Copy/Paste настигла и Neuro. Одинаковые коридоры и однотипные залы в пределах уровня стремительно надоедают. Действительно привлекательных мест — кот наплакал. Причем на одном из таких этапов дизайнеры поставили единственную на всю игру «генерилку бесконечных подкреплений», чтобы принудить нас пройти «удобным» маршрутом. Финальная же битва… пожалуй, о ней лучше промолчать, дабы не портить вам и без того растянутые статьей neur'ы.

Графика также не стала сильным элементом Neuro. Качественные текстуры на стенах контрастируют с убогими моделями оружия и почти полным отсутствием стандартного для современных проектов «бампа». Симпатичные тени то отбрасываются персонажами, то пропадают. При этом нередки случаи, когда на одной текстуре они видны, а на соседней — нет, точно корова языком слизала. Потрясающий водопад не компенсирует бедность шейдерных эффектов «теплого воздуха», психо-кинетика и выстрела из резонатора — картинка смотрелась бы нормально годика два назад. К тому же игра умудряется тормозить. На моей далеко не слабой системе падения до 5-10 fps бывали не раз. Особенно мощно OpenGL-движок клинило в боях с несколькими противниками и после взрывов. Так что если ваш компьютер без усилий переваривает F.E.A.R. или Quake 4, готовьтесь к культурному шоку.

Физическая библиотека Meqon не выправляет печальное положение. Ну да, физика есть — враги тряпично умирают, ящики и бочки летят на пол… И все. Можно с упоением разглядывать небьющиеся стекла, сквозь которые пролетают заряды, исподволь посматривать на фигуры, застревающие конечностями в перекрытиях, но веселье будет недолгим, пока из-за подобного «глюка» не придется загружать старый «сейв» — ключевые персонажи тоже подвергнуты влиянию местной физики. Вдобавок у главного героя, как у Риддика, внизу туловища «обитают» настоящие ноги, и они быстро начинают бесить. Больше всего здесь злят шаги. Их простить нельзя. Металлическое «цок-цок» (видимо, когти) составляет 90% аудио-сопровождения, а музыка вообще появляется лишь в меню. Вы периодически будете слышать и иные колебания воздуха (выстрелы, голоса, ambient sounds), но мозгоедский звук собственного топота может пробраться в ночные кошмары и мучить уже там.

С другой стороны, Neuro отличается хорошей стабильностью. Кроме указанных выше «зацепок» вас могут побеспокоить разве что незначительные ошибки скриптов (лечатся загрузкой «сохранялки») и совсем уж раритетный «жук» с убиванием quicksave-файлов.

Проблемы нейров не волнуют белого шерифа

Серый, банальный, вторичный шутер. Хуже многих. Разумеется, это не последнее звено эволюционной пищевой цепочки (вроде, скажем, «Крысолова» или Rat Hunter), однако общее качество исполнения — немногим лучше какого-нибудь Kreed. Вы, надеюсь, заметили — «пиарят» Neuro с таким же пафосом и самоотверженностью, как раннее творчество «Бурюта». Воронежцы, впрочем, начали исправляться, а вот мертвой студии Revolt Games новые затеи не грозят.

Лично вы, уважаемые читатели, готовы заплатить за нечто долгостройное, устаревшее, неведомым образом заполнившее DVD? Если да — продавцы и PR-отдел ждут. Должна же вернуться хотя бы часть денег, потраченных на рекламу, правда? DIXI.