- Главная/
- Игры/
- Of Orcs and Men/
- Рецензия
«Монстры – хорошие, люди – плохие». Студии Cyanide и Spiders – не первые, кто вывернул наизнанку каноны «высокого фэнтези». Еще в 1997-м Blizzard хотела поведать о судьбе орка Тралла, выросшего в рабстве у лорда Блэкмора — дворянин мечтал воспитать покорного предводителя для личной армии орков и пойти войной на короля. Увы, Warcraft Adventures угодила под каток рыночной конъюнктуры и не дожила до релиза, но породила кампанию в Warcraft 3 и целую книгу.
Of Orcs and Men – близкая по духу история в очень привычном сказочном мире, только вряд ли кто вытащит ее спустя годы из Леты.
Bad Boyz
Хотя поклонники RPG, особенно те, кому полюбилась Game of Thrones, взяли Of Orcs and Men на заметку. Мрачные декорации, симпатичная картинка и необычные герои внушали надежду. Здоровенный орк Аркай, часто впадающий в слепую ярость, и гоблин-пофигист Стикс спорят, словно копы-напарники из голливудского боевика. Забавные, пусть иногда натужные, перебранки, задушевные беседы, драматические сцены спасения… На каждый пинок Фортуны компаньоны отвечают сарказмом, а уж какие пафосные позы принимают перед началом сражений!
Разумеется, вместе их свел случай, и они сразу не сошлись характерами. Аркай из клана Bloodjaw держит путь на остров, где людской Император скоро встретится с послами эльфов и гномов, дабы заключить военный союз. Свободным оркам из южных территорий такой альянс не сулит никаких благ, поэтому зеленокожий спецназовец спешит прикончить монарха. Стикса он получил в проводники – хитрец хоть и действует на нервы беспрестанной болтовней, зато знает, как преодолеть неприступную Стену, разделяющую земли. Уникальный, между прочим, фрукт – единственный в мире гоблин, наделенный интеллектом и речью. Остальные его собратья — не умнее стаи крыс.
Будь Of Orcs and Men фильмом, ее окрестили бы помесью «buddy movie» с классическим «road trip». Жаль, повествование банально. Заблаговременно угадав основной сюрприз, ждешь-ждешь внезапных подвохов, а их и нет. На ветвящийся сюжет тоже не стоит рассчитывать – наши поступки меняют от силы дюжину фраз. Диалоговое «колесо» предлагает не более чем иллюзию выбора. А финал – один, с ворохом концовок Game of Thrones ему не тягаться.
A Game of Orcs
А вот выглядит Of Orcs and Men приятнее — спасибо шустрому движку Silk Engine и художникам Spiders. Глядя на скриншоты, можно подумать, будто авторам выделили бюджет на уровне EA или Ubisoft. Потрудились на совесть и аниматоры, создавшие смертоносные пируэты для Стикса, вдвойне зрелищные в «сло-мо». Аркаю повезло меньше. Парень только и умеет, что добивать раненых, ломая хребет об колено.
Собственно, как раз боевая механика заставляет вспомнить Game of Thrones. Мы управляем обоими персонажами, то и дело замедляя ход времени, чтобы отдать указания. Даром что ячеек в очереди команд не три, а четыре, и нет чудодейственных зелий. Убийцы Императора верят исключительно в свои навыки.
Аркай разрывается между двумя типами способностей. Агрессивные атаки наносят серьезный урон, быстро заполняя полоску ярости. Обезумев, громила выходит из-под нашего контроля и начинает остервенело мутузить все, что шевелится, включая Стикса. Выпустив пар, орк впадает в ступор секунд на пять, превращаясь в куклу для битья. Защитные приемы позволяют усмирить звериный инстинкт, но против оравы диких гоблинов их лучше не применять.
Стикс, как всякий приличный вор, выбирает: лезть ли ему врукопашную или метать кинжалы издалека. Он не столько уничтожает врагов, сколько отвлекает их внимание – вам не раз и не два придется нарезать круги, улепетывая в панике от толпы вояк. Иногда, впрочем, Аркай использует его в качестве пушечного ядра, забрасывая на уступы и верхние ярусы крепостей, откуда стреляют арбалетчики.
Других парных трюков не предусмотрено. Разве что оба «воскрешают» друг друга утробным воплем, да у Стикса есть целебный флакончик, ускоряющий регенерацию орочьего здоровья. Сделай Spiders упор на взаимовыручке, возможно, однообразные, невнятные стычки с туповатым ИИ не надоели бы уже в первый час. Противников-то немного: городское отребье, сторожевые собаки, рыцари, орки, гоблины и инквизиторы, обожающие насылать паралич.
По-честному бороться со святошами трудно. Шансы уравнивает «стелс», точнее, пародия на него. Понятно, что до звания фэнтезийного Сэма Фишера проныре-ассассину далековато – жанр не тот, – но с таким убожеством я давно не сталкивался. Врубаем невидимость, подкрадываемся сзади к стражнику, щелкаем мышью – и так пока не умрут все отдельно стоящие часовые. На трупы сослуживцам плевать, поэтому «спалиться» можно, лишь встав вплотную к жертве или зарезав ее на глазах у товарища. В общем, грустно: или грызите толстую броню, повторяя одни и те же выпады, или «зачищайте» округу бесшумно, едва подавляя зевоту.
Of Orcs and… meh
Не добавляет интереса и дизайн уровней. Если в Game of Thrones были хоть какие-то потуги на исследование мира, то Оf Orcs and Men держит нас в ежовых рукавицах. Видели рисунок-мем, где слева — сложный лабиринт из шутера 1993 года, а справа – изломанный коридор образца 2010-го? Карта любой здешней локации сошла бы за иллюстрацию для современности.
Тут нет больших городов, широких полей, запутанных подземелий, только пляшущая черта, ведущая от пролога к титрам. Побочные задания, про которые уже в третьей главе (из пяти) никто и не вспомнит, отправляют на скучные «зачистки» в извилистые тоннели. Конечно, силком туда не тащат, однако ради крупиц опыта придется. Ведь важно не просто открыть умения, а еще и улучшить каждое, ткнув курсором в одну из двух доступных специализаций. Они, правда, унылы как на подбор, но без них под конец не выжить.
Похоже, разработчики опять, как в Faery: Legends of Avalon, придумали идею, набросали штрихами общую картину мира и успокоились. Пренебрежение сквозит даже в мелочах. Второстепенные персонажи вырезаны из словесного картона. Торговцы продают полтора никчемных предмета и исчезают во второй половине действа. Дурацкий интерфейс вынуждает совершать уйму лишних движений – уж на РС, где полным-полно кнопок, не стоило распихивать навыки по трем меню.
* * *
Смелость и талант – вот чего не хватило французам. Они разорвали шаблон, сделав героями тех, кому в прочих историях отведена роль чудовищ, и не заметили гигантского непаханого поля для сценарной фантазии. Обидно. Когда нам вновь представится случай побывать по ту сторону баррикад…