О том, из какого материала делаются аддоны, можно защитить диссертацию. Далеко не все «expansion packs» одинаковы. Одни мастера готовят их по принципу «дешево и сердито» из лучших экземпляров, изготовленных фанатами в редакторе уровней (см. Descent 3: Mercenary). У других метод более строгий — «добавки» собирают из «колбасных обрезков», счищая плесень и грязь. Третьи сдают работу сторонним конторам, изредка выдающим приличные продукты калибра Half-Life: Opposing Force, но чаще всего клепающим тихий ужас, от которого потом открещиваются разработчики оригинала (вспомните Homeworld: Cataclysm!). Четвертые, не мудрствуя лукаво, берут под крыло бесплатные моды от энтузиастов. «Блицкриг», «Ил-2» и Microsoft Flight Simulator основательно обросли этим хламом.
Наконец, самые добросовестные вроде авторов Command & Conquer: Tiberian Sun — Firestorm предпочитают создавать дополнения с нуля, вкладываясь в сценарий, дизайн и прочие элементы.
Battle Out of Hell — классическая представительница второй категории. Она вышла через полгода после Painkiller; за столь короткий срок физически нельзя смастерить десять качественных «сингловых» уровней с новыми врагами и антуражами, слегка улучшить мультиплеер и облагородить движок. Да, нам предлагают отведать обрезки, но причин для волнений нет.
Набор из девяти (не считая секретной разборки с «боссом» в стенах Пентагона) эпизодов — по сути, шестая глава Painkiller. Арсенал карт таро расширен на добрую дюжину ячеек, сюжет по традиции мелькает лишь в уродливых пререндеренных роликах, оружия стало чуточку больше, но оно не выбивается из общего ряда. Огнемет скрестили со штурмовой винтовкой, а арбалет обзавелся «старшим братом», выплевывающим по пять кольев сразу с уникальной кучностью (снайперский прицел прилагается).
Декорации меняются с ошеломляющей скоростью. Painkiller и раньше славился своим широким подходом к дизайну, однако BOoH, собранная из «вырезанных фрагментов», выводит хаос на новый виток. Самое стильное место — цирк, где на каруселях, помимо лошадок, крутятся циркулярные пилы, а клоуны-убийцы весело отлетают в сторону, получив картечью по злобной роже. Гвоздь программы — длинная, захватывающая дух поездка на адской версии «американских горок». Отличная идея и блистательное исполнение. Браво!
Вторую строчку в хит-параде ярких моментов занимает блокадный Ленинград. Все смешалось в разрушенном городе — скелеты в форме вермахта и РККА, зомби «красных командиров», обнаглевшие от бесконечного боезапаса танки… Огнеметом их, товарищи, огнеметом! И непременно обратите внимание на изумительное преломление света в горячем воздухе. Программисты People Can Fly не поленились «прокачать» графику, добавив шейдеры и совсем не раздражающий, как часто бывает, эффект передержки при фотосъемке. Системные требования, разумеется, выросли, но эстетическое удовольствие того стоит.
Далее — везде. Сиротский приют с ожившими буратинами, наглядно доказывающими, что нос тоже является смертельным оружием, исполинская вертикальная каменоломня, от одного взгляда на которую слабеют ноги и кружится голова, постапокалиптический мегаполис в стиле «Восхода живых мертвецов», потрясающе красивый Колизей… Орды монстров, кровища, куски мяса и перебежки из комнаты в комнату, позволяющие оценить глубину таланта польских дизайнеров и впитать мрачную атмосферу — все по-старому.
Не изменились и «боссы» — уничтожать их приходится не сноровкой, а хитростью и смекалкой. Это само по себе хорошо, свежая струя в заросшем штампами жанре… Увы, авторы не снисходят до намеков. Рано или поздно вы определите правильный порядок «выноса» гигантского гладиатора на арене и сумеете вскрыть защиту электрического арахнида, но к тому времени потеряете изрядную часть шевелюры и нервов.
Неприятна и акробатика. Корявые прыжки и лестницы, за которые порой очень нелегко зацепиться, можно было бы смело выкинуть в мусорное ведро. Герой, чай, не принц персидский и тем паче не Лара Крофт. Ан нет — кому-то захотелось помучить игроков. Жуткий эпизод в Dead City с перелетами между узенькими парапетами балконов, ходьба по неудачно разложенным планкам высоко над землей в Stone Pit, бездонные рвы в коридорах Колизея не раз и не два вынудят вас нажать кнопку, отвечающую за «quickload». А загрузки здесь небыстрые…
* * *
К счастью, редкие проколы не портят общее впечатление от симпатичной, но скоротечной добавки. Гнусный осадок, оставленный очередной гимнастической пыткой, быстро испаряется — достаточно поджарить, заморозить, расчленить, расстрелять и взорвать пару десятков безумных врагов. Главное, чтобы в Painkiller 2 подобные фокусы не вошли у People Can Fly в привычку.