Зарегистрированные пользователи получают AGold за вход на сайт и тратят их на покупки в любых играх на платформе.
Присоединяйся!
Обратите внимание: ей был дан шанс. Нет, правда, мы старались. Целый месяц мы не брались за рецензию, наблюдая, как в интернет-потоках один за другим проплывают увесистые патчи, сражались с отвратительным сетевым кодом и с замиранием сердца нажимали кнопку "Обновить" в списке серверов. Ноль игроков. Ноль. Один. Два. Ноль. Пять! Семь! Ноль. Ноль. Ноль. Из максимально возможных шестидесяти четырех. Для онлайновой игры нет участи хуже, чем смерть от дефицита внимания.
Эта печальная история началась семь лет назад, когда группа энтузиастов, движимая желанием улучшить Quake, произвела на свет мод Future vs Fantasy. По тем временам идея была революционной - до FvF еще никто не пытался скрестить командно-ориентированный дефматч с ролевой игрой. Представьте себе Team Fortress, где вместо пехотинцев сражаются колдуны, андроиды, киборги-кемперы (sic!), монахи, ниндзя и варвары. Приверженцы технологии олицетворяют некий "Орден", адепты магии - могучую кучку под названием "Избранные". Из RPG-мира была взята простенькая система статистики персонажей, а собственно геймплей делился на две категории: режим совместного прохождения "Quest Mode", отличавшийся от обычного квейковского "кооператива" наличием "экспы", и брутальный "Purge", когда одной команде предписывалось найти и уничтожить священный портал противника.
Перенесемся на семь лет вперед. "Quest Mode" скончался, его прах развеян по ветру. Группа энтузиастов повзрослела, оформилась в юридическое лицо "Freeform Interactive", купила лицензию на престарелый движок LithTech Talon, ставший в последнее время излюбленным инструментарием разработчиков-неудачников, и вылепила Purge.
Результат? Невыдающийся. Восемь прегенерированных классов, каждый из которых представлен невзрачной моделькой. 16 карт на техногенную и фэнтезийную темы, варьирующихся от "посредственно" до "чудовищная безвкусица". К последним относятся все уровни типа "очередная военная база" - балом правят подогнанные под единый стандарт коридоры, нелепое освещение, прямые углы и комнаты ровной кубической формы. Открытые пространства выглядят несколько лучше. Здесь хотя бы заметно, что дизайнеры старались по мере своих скромных сил и возможностей: рисовали неплохие текстуры для земли, облагораживали территорию при помощи страшноватых, но все же зеленых насаждений и расставляли прочий декор. Не помешай им болезненное стремление к превращению уровня в набор узких переходов и активное злоупотребление функцией "copy/paste", возможно, визуальная оболочка Purge не была бы похожа на Unreal Tournament 2003 для бедных.
Оружия немного - каждый из героев получил по четыре вида "стволов" и магических палок-махалок различной степени штампованности. Внимательно присмотревшись, можно обнаружить, что арсенал Ордена и заклинания Избранных отличаются лишь внешне, - на практике они фактически дублируют друг друга. Дополняют боекомплект умения, обретаемые на 1-м, 11-м и 21-м уровнях (к слову, 21-й уровень является в Purge пределом) развития. Маги и андроиды возводят защитные барьеры, лечат свои и калечат чужие постройки. Киборги и коммандо способны на несколько секунд увеличить шанс попадания в противника или нанесения критического удара. Граждане "Wastelanders" разбрасываются аптечками, патронами и - чуть реже - тактическими ядерными зарядами. Ассассины успешно прикидываются невидимками, монахи изрыгают ударную волну всепоглощающего огня, воины улучшают свою ловкость и т.д. в том же духе.
Героиня нашего рассказа могла бы претендовать на любовь публики, шестизначные цифры в графе "Продажи" и благосклонное внимание критиков в какой-нибудь параллельной вселенной, где безальтернативный геймплей считается нормой жизни. "Есть один-единственный режим и восемь классов - вот и играйте", - шепчут нам господа разработчики. CTF, классический дефматч, ботов для одиночной игры и целый вагон атрибутов любого уважающего себя multiplayer-проекта в Purge не завезли. Разве что управление по-божески сделано. Увы, когда весь смысл действия сводится к банальному "замочи портал на чужой базе, повторить миллион раз", от скуки не спасает даже идеальная раскладка. Да и визуальный ряд трехлетней давности - не самое лучшее подспорье в завоевании успеха.
"Но тут же есть ролевая система!" - выкрикнет кто-то с галерки и будет прав. Да, действительно, есть и, как ни странно, работает. Однако нам от этого ни жарко, ни холодно. Разумеется, приятно узнать, что в одном случае из десяти игрок, угодивший под пулеметную очередь, автоматически делает спасительный бросок, тем самым продлевая свое никчемное существование на 3,248 секунды. Воин 7-го уровня обладает большей ловкостью, нежели воин уровня второго, хотя и тот, и другой умирают с одинаковой быстротой, получив в лицо огненный шар.
Некая Diablo-образная аддиктивность, конечно, присутствует - развивать своего подопечного, набирая опыт за убийство оппонентов, в какой-то мере любопытно, если забыть о невысокой планке "level cap" и общей бесцельности данного занятия. Однако перед нами - не RPG, a всего лишь шутер с необязательными "элементами". В пылу сражения вряд ли кто-то станет переживать из-за того, что его параметр "Safe Fall" на пять очков меньше, чем у товарища по команде. Будь авторы людьми менее корыстными, они наверняка сделали бы соответствующий мод для UT 2003 или Battlefield 1942 - благо, обе игры это позволяют.
Все, что не угробил вялый дизайн, растерзали недоработки и баги. К счастью, дыры в балансе, кошмарный лаг и программные ошибки, пугавшие первых покупателей месяц назад, с грехом пополам залатаны серией патчей. Кое-что, впрочем, осталось. Purge по-прежнему глотает оперативную память, как удав - кролика, вызывая тем самым жуткий "свопинг" после выхода в Windows даже на машинах с 512 Мб ОЗУ. При этом No One Lives Forever, открывшая миру LithTech Talon, хорошо себя чувствовала и на 128 Мб. Мы не сомневаемся, что рано или поздно эту прореху кодеры Freeform Interactive тоже зашьют. Вопрос в другом - кому она будет нужна, если уже сегодня поиск товарищей для игры превращается в мучительное истязание кнопки "F5"?
А мир тем временем продолжает кромсать фашистов в Battlefield 1942, охотиться на спецназ в Counter-Strike и участвовать в футуристических дуэлях на серверах Tribes 2 и UT 2003...
Устаревший движок, плохонький звук и полное отсутствие музыки, нежелание расширить узкие рамки мода 1996 года выпуска за счет добавления новых режимов, статистика, приносящая еще меньше пользы, чем параметры персонажей какой-нибудь Final Fantasy, плохо поставленный маркетинг и наличие целой плеяды зубастых конкурентов - вот причины провала, казалось бы, хорошей идеи. Едва появившись на свет, Purge оказалась на той же свалке, куда раньше попали Legends of Might & Magic, Motor City Online и New World Order. Как показывает практика, из этих мест не возвращаются. Помогут ли игре ежемесячные обновления? Вряд ли.
Дорогие начинающие разработчики! Если вас вдруг осенила гениальная мысль скрестить шутер с ролевой игрой, не пытайтесь делать коммерческий продукт. Занимайтесь модами, и все будут довольны: вы сэкономите нервы, народ - деньги, а ваш покорный слуга - время, потраченное на мучительные роды таких вот рецензий.
P.S. Любопытный момент: на официальном сайте проекта отсутствует традиционная рубрика "Пресса об игре". Вместо этого нам предлагают ознакомиться с т.н. "обзорами пользователей" на сайтах онлайн-магазинов. Их чрезвычайно бодрый тон наводит на мысль о том, что под видом "покупателей" скрываются сами авторы и им сочувствующие...