Rise & Fall: Война цивилизаций
Нажмите, чтобы оценить
Рецензия
Обстоятельства часто встают на пути амбициозных игровых проектов. История создания Rise & Fall загадочна и печальна. «Революция», «невероятная смесь жанров», «убийца Rome и Age of Empires» — журналисты и посетители профильных форумов не скупились на прогнозы. Эйфория закончилась неожиданно: в ноябре 2005 года глава Stainless Steel объявил о закрытии студии.
Официальной причиной стал срыв сроков (рядовое событие в индустрии виртуальных развлечений), однако истинные мотивы Midway, решившей поменять коней на переправе, по сей день пребывают в тумане. Отголоски скандала видны невооруженным глазом: место сгинувших в недрах Тартара «нержавеющих» разработчиков в «Credits» заняла некая Pacific Beach Digital. Разумеется, смена команды сказалась на игре. Трудно игнорировать неопрятные серые нитки, которыми сшиты обрывки геймплея. Что-то сделано отлично, что-то примитивно, что-то отвратительно. Будто к «самому главному компьютеру» подходили случайные люди и прикручивали куски кода, не считаясь с общей концепцией…
Миссия «Клеопатра»
Редкая стратегия «про древность» обходится без Александра Македонского. Первое же задание, выполненное в духе песенки «враги сожгли родную хату», недвусмысленно намекнуло на то, что ближайшей ночью мне суждено защищать любимую Элладу от иноземных головорезов. На индийский поход творческого запала не хватило, хотя дюжина миссий — тоже не шутка. Борьба Клеопатры против римской экспансии оказалась не в пример сложнее. Вне «туториала» — никакого сюсюканья с игроком. Мелькающим там и сям знаменитостям отведена роль массовки. Вокруг египетской красотки вертятся бородатый Марк Антоний и Птолемей, Александр гуляет под ручку с облаченным в белую тогу мудрецом, но если вы ждете реализма и «атмосферности» Rome, то поскорее закройте дверь. Rise & Fall имеет приблизительно такое же отношение к действительности, как комиксы об Астериксе и Обеликсе — к Юлию Цезарю и галльской войне.
Начало не предвещало социальных потрясений. Незаменимый «таунхолл», казарма-инкубатор, парочка «специальных построек», деловитые «пейзане», вырубка лесов… Всего домиков не больше десятка, цены умеренные, поэтому вопрос «строить или нет?» носит чисто умозрительный характер. Помимо древесины и золота правитель вынужден заботиться о своем имидже. «Слава» — один из важнейших ресурсов. Ее можно заработать, третируя соседей, расширяя собственную базу или наводняя округу безвкусными монументами.
Популярность на хлеб не намажешь. Вожделенные «у.е.» идут на внутреннее развитие генерала, наем советников и полезные в хозяйстве апгрейды. Уже исследованные блага не исчезают вместе с экраном статистики, а остаются с нами вплоть до финальных титров. Кстати, после очередного level up'а рекомендую заглянуть в соответствующее окошко и выбрать невидимых помощников, с радостью присоединяющихся к великому лидеру. Раб без подсказки свыше починит здания, историк запишет наши деяния в скрижали (и увеличит приток «glory»), министр финансов оптимизирует экономику, а прирученный грабитель научит извлекать выгоду из любой потасовки.
Впрочем, герой не намерен скакать по полю, словно обычный юнит. Ловкий щелчок по «горячей» клавише превращает Rise & Fall в незатейливый 3D-экшен. Смотря на мир из-за спины, мы можем отдавать стандартные приказы («за мной», «беги туда» и т. п.) и, конечно же, лично участвовать в сече. Тут все по Гомеру и русским народным сказкам. Махнет Александрушка левым рукавом — половина войска падает замертво, махнет правым — выжившие обращаются в бегство, а достанет лук с калеными взрывоопасными стрелами — никому не будет пощады. Бесчинства строго ограничены, поскольку каждое движение отнимает кусочек «здоровья». Если дойдете до нуля, персонаж не умрет, но игра возвратится на круги своя.
Выглядят ратные подвиги не ахти. Это определенно не ParaWorld и не SpellForce 2, в приземленном режиме от третьего лица картинка ужасна. Непрезентабельные фигуры с угловатыми кулаками-варежками, мутные текстуры, от которых не спасает даже выкрученное на максимум сглаживание, невнятная анимация и пережатые bink-ролики удручают не меньше, чем муха, утонувшая в стакане с холодной газировкой.
Волки и овцы
Норовящий сойти с рельс баланс стал проклятьем авторов. Слишком уж круты герои! Пришлось идти напролом. К примеру, в «сингл» не попала дармовая регенерация «стамины». Припрятанные в ключевых местах кувшины с вином — единственная возможность набраться сил. Приняв на грудь, Александр (на середине повествования сценарист уже кокетливо кличет его Алексом) начинает бузить. Сотня убитых за минуту — сущая безделица. Подвернувшиеся под руку бедолаги разлетаются как пляжные мячики. Стрельба из лука похожа на кадры из плохой комедии. Получив «пламенный привет» (других стрел в игре нет) в голову, свежий покойничек выжидает долю секунды, чтобы потом элегантной птичкой взмыть в воздух, независимо от мощи и направления удара. Вы не поверите, но физическая модель одна на всех. Наткнувшись на летающего слона, я не знал, смеяться или плакать.
Rise & Fall вообще нельзя воспринимать серьезно. Клеопатра, отточенной сталью прореживающая вражеские ряды, способна на равных конкурировать с Жанной Д'Арк из Wars & Warriors. У Александра жизнь еще веселее: на гладиаторской арене ему предстоит методично переработать на фарш четыре «волны» нападающих. FireStarter и Sabotain отдыхают. Освобождение стенающих под персидской пятой деревушек, захват легендарного лука Геркулеса, романтическая встреча с «однорукими бандитами», коварная вылазка сквозь «незаметную» дырку — антуражи постоянно меняются, однако интерес к происходящему возникает редко.
Лучшим эпизодом, без сомнения, является штурм города, на время которого нам запрещают переключаться в RTS-режим. Динамично, жестко, увлекательно. Почему бы не выполнить весь проект в таком стиле? Довести огнедышащий «танк» до дворца и одним могучим «выдохом» спалить его дотла — вот задача, достойная будущего владыки мира. Заорать «вперед!» и увидеть, как мимо пронесутся послушные отряды, а в стену жахнут первые снаряды. Меткими выстрелами снять зловредных лучников, влезть по осадной лестнице и вместе с верными солдатами добить уцелевших. Здорово! Правда, расстреливая криворуких мореплавателей, имейте в виду, что, если к концу плавания вы не наберете указанной суммы очков, «триггер» не сработает, корабль не затонет, Александр не выплывет на остров, и вам останется лишь посыпать макушку пеплом и нажать на «рестарт».
Бестолковый AI усугубляет положение. Таланты компьютерных военачальников не затрагивают профессиональную сферу. Все, на что их хватает, — вовремя перегнать пару отрядов из тыла на линию фронта. За пределы этого шедевра тактической мысли компетенция начинающих Цезарей и Навуходоносоров не выходит. В итоге значительная часть игрового процесса сводится к тому, что мы упорно долбим многослойную оборону, стачивая об нее десятки бойцов и плодя сотни на замену павшим. Из бессмертного героя получился замечательный разведчик и диверсант; в случае чего он бесплатно возродится в генштабе. Рядовые ратоборцы таким фокусам не обучены, предпочитая брать количеством и… качеством. Повысив уровень альтер эго, не забудьте прикупить новую амуницию для подчиненных. Тощие, замотанные в тряпки меченосцы не чета лихим «companions» в модных шлемах.
Автоматические построения — настоящее чудо, простое и гениальное. Находящиеся поблизости юниты одного типа сами объединяются в группы и образуют симпатичные прямоугольнички. Морские баталии, проигнорированные в Rome, удались. Миллиона хитростей здесь не найти, зато зрелищ — навалом. Таран хорош всем, кроме необходимости заранее выйти на правильную позицию по отношению к противнику, абордаж невозможен без толпы солдат (иначе жертва и хищник поменяются ролями). На худой конец, вражескую галеру можно сжечь. Несколько смущает феноменальная вместимость палубы, но на общем фоне это мелочь.
А вот за одинаковые расы кому-то надо дать по ушам. Линейная схема развития поселения, полтора уникальных юнита (от которых совершенно ничего не зависит), безликие близнецы-советники… Какая разница, кого нанять — певца, дантиста или философа, — коли эффект и стоимость не различаются? Недостаток особенно ярко проявился в мультиплеере и «скирмише». Рассуждать о резонах, помешавших навести на игру лоск, бессмысленно — они и без того очевидны.
Резюме
На бумаге — одно, на деле — совсем другое. Rise & Fall = «тупейшее рубилово» + «посредственная RTS», и для улучшения формулы нужно что-то покруче компании безымянных «gaming industry veterans» из Pacific Beach.
Системные требования для PC
- Tomb Raider (2013)14,096
- Dead Space8,081
- DmC: Devil May Cry5,621
Рецензии и комментарии Rise & Fall: Война цивилизаций
Наши друзья:
- «Канобу» — развлекательный портал о кино, сериалах, играх, музыке и технологиях
- «Игромания» — новости, статьи и видео об играх, железе и не только
- Если у вас есть онлайн-игры, которые вы хотите разместить на ag.ru и поделиться с большой аудиторией «Игромании» и «Канобу» — пишите на почту