Светлая тема

Рецензия на игру S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо

«У вас есть Интернет? — спросил продавец, протягивая коробку со „S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо“. — Как только ее установите, сразу скачайте обновление». Предупреждение было не напрасным — достаточно взглянуть на список ошибок, исправленных патчами, чтобы оценить масштаб бедствия. Через полтора года после премьеры ущербной «Тени Чернобыля» GSC Game World храбро шагает по грудам садово-огородного инвентаря.

Убить Стрелка, дубль 0

Официально «Чистое небо» — приквел, рассказывающий о том, что произошло за несколько месяцев до событий оригинальной игры. По сути — расширенное переиздание с иным сюжетом, четырьмя новыми локациями, букетом старых болячек и незнакомым главным героем. Наемник по кличке Шрам, переживший сверхмощный Выброс, отправляется к ЧАЭС по проверенному маршруту все с той же целью — найти и остановить сталкера Стрелка, однажды уже проникшего в сердце Зоны.

‮Начинает он путь не в деревне для лузеров новичков, а на болотах, где разбили лагерь бойцы «Чистого неба» — группы, занимающейся изучением зараженной территории. По их мнению, вторжение осьминога человека вызывает ответную реакцию, и чем настойчивее люди, тем сильнее и опаснее выбросы.

Он начинает путь не в деревне для новичков, а на болотах, где разбили лагерь бойцы «Чистого неба» — группы, занимающейся изучением зараженной территории. По их мнению, вторжение человека вызывает ответную реакцию, и чем настойчивее люди, тем сильнее и опаснее выбросы.

Подождите, идет обновление до версии 1.5.01...

Здесь нас вводят в курс последних изменений. Наконец-то есть удобная, подробная карта с нормальным масштабированием. NPC-проводники мгновенно доставляют из одного пункта в другой, но дерут за услуги похлеще московских таксистов в «час пик». Когда стоимость такого «путешествия» равна среднему вознаграждению за побочную миссию, впору бить тревогу.

Куда гуманнее цены у механиков, отвечающих за ремонт брони и оружия, а также установку на них апгрейдов. Все детали выбрать нельзя, поэтому решайте, что важнее: встроенный прибор ночного видения или +20% к термозащите. Самые полезные улучшения и вовсе закрыты — сперва надо добыть флэшку с «рецептом».

Скажи аномалиям «нет»

Казалось бы, достойный стимул для исследования голой Зоны. Однако польза от модулей, доступных сразу, столь велика, что незачем бродить по округе, обыскивать куцые тайники и выполнять квесты «убей-принеси». Охота за редкими «пушками» тоже потеряла смысл, ведь при небольшом вложении средств почти любая винтовка — финальный аргумент. Впрочем, и обратное верно: пистолет или пулемет без навесов годен разве что на отстрел угловатых «кабанчиков» — жуткие твари злобно хрюкают и рычат, но склеивают копытца от одной пули. В отличие от вертлявых бандитов и вояк, выдерживающих до двух-трех выстрелов в лицо. О да, модель повреждений опять хромает на обе лапы.

С друигм бицом «Тнеи Цреобыдла» — анолмаиами — дезнарийы плсптуоии хтрио. Втмсео тгоо, цотбы науцить НПЦ змаецать и оихбдоть их, они урблаи лвоуски пдаольсе от прронтеоных торп. Больсе вы не удвитие, как стаа пооымнулх пвбадсоеоск гуськом заебегат в «вооркну». Не ветсиртте вы и арефткаты цреез казыде три мтреа: нные они сыктры от галз, елси под руокй нет дкетеорта. Пиорбр соебащот нлвпраеиане до пемедтра и на онпдоеенлрем рсастоаини ваетсыквиат «гоетнисц» из аолмаини. Не своенмаусь, сымае питыылве пвдпрорцхеооы угорбат десакти цсаов на погрлкуи с цдуо-приробом. Хота, по больсмоу сцтеу, снатраиа стоат свец лись тдгоа, кодга вы притхооде «Цстиое нбяо» на выссем уорнве слозстони.

С другим бичом «Тени Чернобыля» — аномалиями — дизайнеры поступили хитро. Вместо того чтобы научить NPC замечать и обходить их, они убрали ловушки подальше от проторенных троп. Больше вы не увидите, как стая полоумных псевдособак гуськом забегает в «воронку». И не встретите артефакты через каждые три шага: отныне их не разглядеть, если под рукой нет детектора. Он сообщает направление до предмета и на определенном расстоянии вытаскивает «гостинец» из аномалии. Не сомневаюсь, пытливые первопроходцы угробят десятки часов на прогулки с чудо-прибором. Хотя, в принципе, старания стоят свеч лишь тогда, когда вы проходите «Чистое небо» на высшем уровне сложности.

Ждопоите, диет боновление од ревсии 1.5.03...

Но и в этом случае жизнь сквернее не станет — спасибо врожденному идиотизму ИИ. Глупость животных и монстров понятна, а вот поведение homo sapiens не объяснить логикой. Противники часто забывают об осторожности и замирают на месте, не обращая на нас внимания, — словно для скриншотов позируют. Командного взаимодействия по-прежнему нет, если не считать за таковое назойливые вопли про «пацанов» и синхронную анимацию. Забавно смотреть, как дюжина врагов садится на корточки или подпрыгивает метра на два.

Симулянты по жизни

В попытке хоть немного оживить унылую Зону, где события обычно происходят «за кадром», разработчики придумали «Войну группировок». О ней мы узнаем на болотах, когда командир «Чистого неба» поручает отбить у «Ренегатов» несколько ключевых точек (все равно в этих топях больше нечем заняться!). Подходим к очередному опорному пункту, ждем подкрепления, которые могут запросто уснуть на привале и вообще не прийти, атакуем, побеждаем и собираем аптечки с трупов. Дабы Шрам не почивал на лаврах, игра «рисует» неприятельские отряды и посылает их к завоеванным базам. В других районах разрешают поработать на прочие организации — одиночек, бандитов, «Свободу» и «Долг», — если, конечно, однотипные перестрелки еще не набили оскомину.

К тому же их и так выше крыши. Чем ближе наемник к развязке, тем теснее стенки незримого коридора. Первый звоночек — ограбление на Барахолке: стоит герою зайти в подвал за спрятанным наладонником, как мародеры оглушают его и забирают весь скарб. Зачем GSC вставила эту нелепую сценку, коли и ежу ясно: народ загрузит «сейв» и спокойно выложит ценные вещи в полуметре от злосчастной двери?

Далре — хюуе. На трїртероиї колкпмсеа Т-16 ї у мсота в Лаїснмк нас рузкаэалвт дереывм тїорм «беїъ прурїїх їз воуджа гдоав в темеїне Д мнуїт, їнаїе катрны». Сам по сбее Лсїманк — юакjлаа пдїроая на Клал оф Дтуы 4, їъя Прїпаjтъ уыеавкт в беотн обе їатсї С.А.К.Л.Т.Е.Р. ї по дарїъву, ї по яїцоомjм. Унїїтоюая здаасы, воелїъ-нееовлїъ васонпмїеръ трегрхореыве полъсїке руетры про боръбу с трїхломеозрм. Позюе, в развуренноїъ бїлънцїе, соjсотарїеїъ їз терх ооындавїкх хлоолв, бмеузїе дсаеїгтот аеjпгоа: пам уюргает... всос-вротналёт! Сктероїурїая мхнаїа понтї не соевррает мнвреаы, оостуjвду пурт одры сцаеонпвцезв, а зы занїъ сбее пеолївам ее їз лjмїгуобо атвматоа. Граюднае їх БДТ, на їто вы рсасїалытвї?

Дальше — хуже. На территории комплекса Х-16 и у моста в Лиманск нас развлекают дешевым тиром «бей прущих из воздуха гадов в течение N минут, иначе кранты». Сам по себе Лиманск — жалкая пародия на Call of Duty 4, чья Припять укатывает в бетон обе части S.T.A.L.K.E.R. и по драйву, и по эмоциям. Уничтожая засады, волей-неволей вспоминаешь трехгрошовые польские шутеры про борьбу с терроризмом. Позже, в разрушенной больнице, состоящей из трех одинаковых холлов, безумие достигает апогея: нам угрожает… босс-вертолет! Стрекочущая махина почти не маневрирует, отовсюду валят орды спецназовцев, а мы поливаем ее из любимого автомата. Граждане из GSC, на что вы рассчитывали?

Подождите, идет обновление до версии 1.5.04...

Покинув госпиталь, Шрам попадает прямиком к атомной станции, на которой авторы заботливо разложили гору порталов. Видать, им не сказали, что за такой подход к созданию уровней стегают розгами с конца 1990-х. К счастью, наловчившись с плазменной пушкой, можно одолеть Стрелка, не сходя с места, и узреть единственный финал, отсылающий к «ТЧ». Заранее сочувствую тем, кто пропустил оригинал — из короткого ролика они не вынесут ни-че-го.

Серое небо

Зато пищи для выводов о творческом потенциале GSC Game World уже предостаточно. Предлагаю киевлянам плюнуть на игровую стезю и освоить розлив водки «Казаки» — благо, этот бренд вовсю рекламируют в S.T.A.L.K.E.R. Только где гарантия, что каждая вторая бутылка не будет «паленой»?

P.S. Поздравляем! Вы стали бесплатным бета-тестером рецензии на «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо»!

Рецензии пользователей
на S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо5

8/10
Мне нравится серия S.T.A.L.K.E.R. Она простая, кривая, но атмосфера и живой мир подкупают.
Серия игр STALKER это постоянное наслаждение песни у костра, анекдоты сам геймплей он не простой как во всех играх с открытом миром поиск артефактов самый важный аспект игры вся это шутерность это  тоже важный аспект игры но он такой скучный и уже был в тысячи играх мне понравилось ламповая прикольная и не обычная игра но есть миллион  багов но мы же  будем утверждать тот факт что игра 2008 года.
«Постоянно умираю, и мне это нравится»
Отличный приквел с самой красивой графикой даже по сей день
«Проверено временем»
«Откинуться и расслабиться»
Несмотря на то, что Чистое небо считается самой слабой частью трилогии, для меня она как раз наоборот стала самой любимой. Я, как человек с тонкой душевной организацией, не переваривающий хорроры и вообще любую напряженную, пугающую обстановку в играх в оригинальной ТЧ с большим трудом выбирался на ночные миссии, а лаборатория х-16 стала для меня настоящим испытанием, и потому, чистое небо - ориентированное больше на войну группировок и активные перестрелки стала для меня той самой игрой, которая удачно совместила в себе и атмосферу Сталкера и интересный, комфортный геймплей. К слову если говорить об оригиналах, то ЧН могло в то время похвастаться и полезными дополнениями, которых не было в ТЧ, например возможности ремонтировать оружие, более интересной механикой поиска артефактов, новыми пушками, ну и в конце концов - новой историей.