- Главная/
- Игры/
- Sam & Max Hit the Road/
- Рецензия
Sam: «I’m excited!»
Max: «Who isn’t?»
Вам что-нибудь говорит название «Freelance Police»? Полагаю, нет, если только вас зовут не Стив Парселл, и вы не делаете квесты для LucasArts. В этом необычном полицейском департаменте работает всего двое сотрудников, но зато каких! Знакомьтесь: Сэм и Макс, сыщики-любители экстра-класса, чья наипервейшая обязанность, по их же собственному признанию, «жестоко защищать права невиновных». Так что спите спокойно, дорогие налогоплательщики.
Open - Freelance Police!
Даже несмотря на то, что Сэм и Макс отличаются друг от друга, как Ниро Вульф - от Дэнни Бойла, большинство граждан умудряется путать их между собой совершенно непостижимым образом. Макс - это небольшого роста кролик-альбинос, похожий скорее на мутировавший гибрид Щелкунчика с плюшевым зайкой вашей пятилетней сестры, нежели на своих диких североамериканских родственников. Вид у него настолько обезоруживающе милый, что так и хочется потрепать симпатягу за непомерно длинные уши... Но лучше не пытаться! За фасадом улыбки, сделавшей бы честь любой стоматологической клинике, скрывается самый жестокий, беспринципный и отвязный дебошир современных квестов. Оторвать голову, вывернуть наизнанку (да-да, в буквальном смысле!) бродячего кота и даже поставить коллеге «фонарь» для него - обыденное занятие. Как для вас - поход в булочную.
Максов напарник Сэм - темно-рыжий пес в федоре а-ля Майк Хаммер, босс и супермозг «FP», - не в пример скромнее. Его инструменты - глаза, ладно подвешенный язык, руки клептомана со стажем и... уже знакомый вам кролик-альбинос! «Я никогда не использую людей наглым, бесцеремонным образом, - возмущенно заявляет Сэм, уличив нас в попытке поUSEать случайного прохожего. - Кроме разве что Макса...». Последний между тем совершенно уникальным образом заменяет собой все удаленные из некогда раздутого интерфейса SCUMM-квестов глаголы. Перекусить толстенную, с кабель толщиной, нить Самого Большого В Мире Клубка Шерсти? Мааааакс! Нырнуть в гудрон, со всей дури врезаться в электрощиток, схлопотать по голове толстенным фолиантом, обрить мамонта или просто набить морду гражданину неприятного вида? Макс, кто же еще! Впрочем, не извольте сомневаться - порядком разозлившись, Сэм способен на подвиги, вызывающие искренний восторг даже у белозубого садиста. «Черт возьми, Сэм, а я и не знал, что нижняя губа так легко натягивается на голову!» - изумленно восклицает Макс, выходя из малины под названием «Бабы-самогонка-пушки» (перевод вольный). И хотя излишне гуманные дизайнеры лишили нас радости насладиться подобным зрелищем a naturelle, вопли, что добрых полминуты раздаются из покосившегося притона, четко дают понять - эксперимент проходит на «ура». Ну, или на «уааааааа!» - это смотря с какой стороны.
King of the Creatures
Хорошая детективная история, каковой и является Sam ‘n’ Max, не может обойтись без хотя бы одной роковой красотки. Впрочем, в случае с Трикси-Жирафья Шея слово «красотка» можно совершенно безболезненно опустить - еще раз взгляните на ее имя, и вы поймете, почему. В один прекрасный день неблагодарная дамочка тихо слиняла из своего вагончика, стоящего на территории фрик-цирка братьев Кушман, захватив с собой... снежного человека - главный экспонат уродской экспозиции. Шантаж? Грабеж? Нет, друзья, то была любовь. Да и войдите в ее положение, господа! Ежедневно общаться с человеком-мухой и человеком-чайником - не самое лучшее занятие даже для фрика. Ну что они вам в ответ скажут, кроме «бзз-з» да «капп-п»? Скучища! В итоге сиамские близнецы Кушманы истерично рассказывают Сэму подробности инцидента, а элвисообразный певун Конрой Бампус, посетивший цирк с твердым намерением прикупить бигфута для домашней коллекции, срывает злость на туповатом помощнике.
Этот самый Бампус, надо сказать, крайне примечательная фигура. Не раз и не два ему суждено встать на пути наших сыщиков. Владелец города имени самого себя, обладатель уникальной в мире системы виртуальной реальности (которую, умело орудуя Максом, Сэм впоследствии взломает в два счета), а также пошлейший исполнитель кантри по эту сторону Млечного Пути. Его долговязый бодигард Ли-Харви, предпочитающий проводить свободное время в хозяйской библиотеке за чтением научной литературы, является единственным в мире человеком, голыми руками скрутившим Макса в мячик для крокодильего гольфа. Ох, и попотеет же Сэм, спасая белоснежную шкуру напарника! По крокодилам скакать - не фунт изюма слопать, доложу я вам! А наградой ему будет... «Ну ты и тормоз, Сэм! Я здесь чуть не подох, тебя дожидаясь!».
Гольф на выживание - далеко не единственная забава скучающих в разъездах детективов. Помимо садомазохистской карусели, управляемой тотально обкуренным сторожем («Это не татуировки! Я таким родился!»), фрик-шоу Кушманов славно угарной аркадой «Wak-A-Rat». Крепко сжимая киянку, понукаемый мышью Сэм беспрестанно награждает ударами целую семейку перекормленных крыс, выползающих из фанерной коробки. Естественно, от щедрот достается и Максу - целиться, куда надо, не так уж и просто! Правда, еще гаже ему станет во время гонок по магистралям - один неверный щелчок мышью, и прыгающий на крыше лимузина белозубик мигом пересчитает все указатели от Алабамы до Нью-Йорка включительно.
По-прежнему скучно? Посетив сеть придорожных забегаловок, где стандартизировано решительно все, включая убранство помещений, еду, напитки, продавцов и ключи от туалетных кабинок, можно за детскую сумму прикупить раскраски, наряды для мини-кукол Сэма и Макса, а также вполне играбельный «Морской бой»! Сразу видно: дизайнеры работали для души, уйдя в полный отрыв от глупостей типа маркетинга и объемов продаж. Уже за это LucasArts полагается воздвигнуть пятый по счету (после Maniac Mansion, Zak McKracken, Monkey Island 2 и Loom) памятник из чистого золота.
Greetings from the USA
К счастью, талантов Стива Парселла и компании хватило не только на мини-игры. Бывалых квестеров Sam ‘n’ Max поразит прежде всего удивительными логично-абсурдными загадками, ответы на которые хитроумно запрятаны под толщей нашего с вами пресловутого «здравого смысла». Едва завидев торчащий в реке резиновый макет толстопузика, игрок сначала искренне удивляется «а на хрена?», затем минуту скребет пятерней лысину, после чего приходит к единственно правильному решению. Более того - авторы не стали уподобляться менее удачливым коллегам, скрывая ключевые объекты в труднодоступных уголках стильных задников и выстраивая логические цепочки по принципу «а потому что так надо». Здесь не жалеют подсказок и при необходимости даже специально намекнут, что было бы неплохо умыкнуть ключ от туалета (а не то Макс попросту ДОСТАНЕТ просьбами сходить «пи-пи»!) и перепрограммировать мозги робота-уборщика. Воистину святые люди трудятся в LucasArts!
Диалоги Sam ‘n’ Max - вот где, друзья, настоящее искусство. Шутить с таким задором не умеют иные «эстрадные юмористы», а тут... Разглядывая каждый, даже самый незначительный, объект или беседуя с персонажами, бравые детективы-любители ежеминутно выдают чуть ли не культовые остроты, заканчивающиеся вдрызг раздолбанной столешницей и слезами от гомерического хохота. «О, Сэм, мне кажется, этот котенок - сущий милашка, - задумчиво произносит Макс, разглядывая хвостатое существо с башкой гидроцефала. - Можно я сделаю из него теннисную ракетку?». А как изящно, словно бриллианты в царской короне, здесь вкраплены бесконечные кино-, игро- и музыкальные цитаты! Подменяя статуэтку в спальне Бампуса, Сэм ловко пародирует небезызвестного археолога И. Джонса, а продавец из злополучной тошниловки как две капли воды похож на Бернарда из Maniac Mansion - оторвать накладные усы, и мама родная не отличит! Легкий (я бы даже сказал «воздушный» - совершенно не раздражает) джаз, сопровождающий наших героев на протяжении путешествия, порой сменяется на неуловимо знакомые мелодии из предыдущих LucasArts’овских квестов... Однако Джомолунгмой издевательского мастерства является сценка «Who the hell is John Muir?», за две минуты которой сценаристы успевают элегантным образом вытереть ботинки о навязший в зубах всех нормальных людей жанр (точнее, «жанр») edutainment. Плюс, разумеется, песня в исполнении провозгласившего самого себя Королем Зверей Конроя Бампуса. Ей-ей, суперхит.
Создавая идеалы
Отчаянно хочется поругать игру, дабы у вас, дорогие читатели, не возникло ощущения, будто Sam ‘n’ Max идеален, но, увы, специально отряженная на поиски багов экспедиция вернулась ни с чем после двухнедельной отлучки. Графически Sam ‘n’ Max столь же безупречен, как и любой произвольно взятый квест от LucasArts. Яркий, навсегда запоминающийся «ломаный» стиль задников и, пожалуй, наидетальнейшая анимация персонажей из когда-либо виденных вашим покорным. Сэм и Макс - не просто спрайты, покорные воле игрока, а самые взаправдашние актеры. Макс, как и подобает заправскому сыщику, лично инспектирует каждую локацию - тыкает лапой в кровищу на асфальте, щупает бесхозный провод, внимательно осматривает полки магазина, а Сэм почесывается и лениво нахлобучивает съехавшую федору. Да что там главные герои! Даже развалившиеся на карнизе голуби-алкоголики - уж на что эпизодические личности, - и те умудряются показать высший класс анимации, проникновенно хлебая «из горлА» ядреную самогонку. А в адрес набирающей нынче моду трехмерности здесь вкрутили сочащуюся лисьим ядом шпильку. «Это что, виртуальная реальность?! - возмущается состоящий из десяти закрашенных ромбиков Сэм, глядя на двадцатиугольного дракона. - Я, должно быть, заболел и глючу». Ведь кто знает - сперва шутка шуткой, а, глядишь, к годику этак двухтысячному...
Illuminati #421 presents
Макс (разглядывая особняк Конроя Бампуса): «Если мы когда-нибудь станем такими же богатыми и знаменитыми, Сэм, будь добр, пристрели меня».
Сэм: «С превеликим удовольствием!».
Существуй среди множества жанровых определений сочетание «феерический квест», Sam ‘n’ Max оказался бы его лучшим и непревзойденным представителем. Впрочем, к черту сослагательное наклонение! Sam ‘n’ Max - великолепный феерический квест, он же - безбашенный автопробег по психоделической Америке, невероятной мощности драйв, сборник уморительных шуток, сияющая вершина творчества LucasArts и угроза вашему нормальному существованию на как минимум пару вечеров.
И напоследок - пара слов Сэму и Максу лично: не стоит торопиться с пальбой, ребята. Может, хотя бы до сиквела потерпите... а?
Историческая справка
1. Помимо флоппи-версии игры, доступной нынче по «подсобачьим» каналам, в том же 1993 году вышла полностью озвученная CD-ROM-версия.
2. В каждой игре, выпущенной «лукасами» после Sam ‘n’ Max, есть как минимум одно изображение длинноухого белозубого садиста. Как, вы еще не нашли Макса в Outlaws, The Dig и Shadows of the Empire?!..
3. RSAC, североамериканский аналог ELSPA, умудрился откопать в этой, казалось бы, безобидной игре жестокость на отметке... 50% («humans injured»). Видимо, товарищи цензоры имеют в виду тот милейший прикол с морозильной камерой. Ну что тут можно сказать... Столь высокий рейтинг - лучшая реклама!