Отдаленно эта замечательная игра напоминает "Wolfenstein 3D" или "Doom", где вы как бы смотрите на происходящее вокруг вас глазами главного героя. Однако "Shadowcaster" можно смело назвать оригинальной и даже уникальной игрой благодаря способности героя менять по ходу игры форму, и, соответственно, свои способности и возможности. Вы можете принять облик дракона и взлететь к потолку или же плавать под водой в виде амфибии - такая способность повелевать своим телом очень увлекает.
"Shadowcaster" накладывает довольно жесткие требования на компьютер: необходима быстрая машина 386DX и не менее 4 Мб памяти, но вообще говоря желательна машина с процессором 486 - это позволяет сделать графику достаточно плавной и быстрой.
Управление целиком осуществляется с помощью мыши. В левой части экрана вы видите все то, что должен видеть перед собой Кирт. Размер этого изображения можно менять, нажимая на голубые кнопки рядом с изображением головы Кирта наверху справа - если сделать его маленьким, то изображение будет меняться более плавно и быстро. Обратите внимание на регуляторы высоты, находящиеся с обоих сторон "вида из глаз". Для Кирта, находящегося в своей обычной форме, они не имеют особого значения, но для летающих форм вы можете перемещать регулятор вверх-вниз и соответственно изменять высоту полета. Загоняя регулятор в самое нижнее положение в форме амфибии- Капы, вы сможете нырнуть под воду (и там аналогично регулировать глубину, на которой вы плывете). В верхней части экрана находятся две цветные полоски. Это - индикаторы выших важнейших показателей, энергии и здоровья. Энергия (полоска синего цвета) в основном расходуется на применение заклинаний и совершение некоторых действий. Будьте внимательны - когда энергия упадет до нуля, Кирт автоматически становится человеком, так как он не в состоянии поддерживать иную форму! Здоровье (полоска красного цвета) характеризует полученные Киртом повреждения. Когда здоровье падает до нуля, Кирт умирает. Поправлять и энергию, и здоровье можно с помощью найденных предметов - прежде всего эликсиров во флаконах соответствующего цвета, цветных плодов и кубков. Кстати, здоровье лучше всего восстанавливать, приняв форму врачевателя-Кауна, лечение в этой форме наиболее эффективно. Ряд кнопок под "видом из глаз" указывает на функции, присущие текущей форме. Первые две кнопки всегда одни и те же - вызов системного меню с сохранением/загрузкой игр и вызов карты уровня; выход обратно в игру производится нажатием мышью на экране кнопки RETURN. Hазначение остальных кнопок может меняться в зависимости от принятой формы, и действуют они несколько иначе. Чтобы кнопка подействовала, необходимо ее ВЫБРАТЬ нажатием левой клавиши мыши, вокруг кнопки появится рамка. Если теперь курсор на экране навести на какой-то объект и нажать правую клавишу мыши, то выбранная кнопка подействует, то есть будет применено заклинание или нанесен удар мечом, или ваш персонаж прыгнет вверх и т.д. Кнопки с изображением рук или лап всегда делают одно и то же - если в руках нет никаких предметов, то герой в своей форме наносит удар рукой, а если предметы есть - то они используются (жезлы стреляют магическими разрядами, сюрикен метается в противника, меч наносит удар, лекарственные средства восстанавливают здоровье и т.д.). Главное - чтобы использовать предмет, не забудьте дать его в руку герою. Когда предмет перестает сраба- тывать, вы можете смело бросить его, он больше не понадобится. Есть и другой способ использовать предмет - вы просто указываете на него мышью и нажимаете клавишу, при этом курсор мыши приобретает вид этого предмета. Hаведите измененный курсор мыши на некоторое место "вида из глаз" и снова нажмите правую клавишу мыши. Если же никакие кнопки не выбраны, то щелчок клавишей мыши на "виде из глаз" производит такие действия, как открывание решеток, дергание за цепь, приведение в действие магической энергии обелиска и т.д. В правой части экрана выделены места для предметов, которые носит ваш герой. Учтите - предметы у каждой формы лежат отдельно, то есть если вы даете меч в руку одной формы и превращаетесь в другую форму, то меча в руке этой формы уже не будет. Впрочем, предметы можно и передавать от одной формы к другой, для этого нужно "захватить" предмет щелчком клавиши мыши, и, не оставляя его, превратиться в другую форму. Описание игрового экрана мы закончим кнопками, расположенными справа внизу. Эти кнопки предоставляют некоторые дополнительные функции, не поместившиеся в левой части экрана. Кроме того, кнопки для превращения из одной формы в другую тоже расположены внизу справа (на таких кнопках изображены головы разных форм, в которые вы можете превращаться). Кнопки с символом в виде магического треугольного символа - "пустышки", они вообще никаким действий не обладают.
История, поведанная в игре, начинается дождливым вечером, когда дед рассказывает внуку по имени Кирт о прошлом... и будущем. Для Кирта было большим сюрпризом узнать что он родился в другом измерении, обитатели которого - метаморфы, то есть обладают свойством по желанию изменять форму своего тела. Свойство изменения формы дается энергией, заключенной в магических обелисках. К власти там рвался злой Весте, предводитель Похитителей Формы. После целого ряда кровопролитных войн Весте разбил своих противников и стал верховным правителем, остатки побежденных отправились в изгнание. Обелисков,дающих свойство смены формы, осталось совсем мало, четыре из них перешли во владение наместников Весте. Маленький Кирт, один из последних наследников законных правителей, стал загадкой для прорицателей - никто не мог прочитать, что ждет его в будущем, судьба Кирта словно была в тени. За это он и получил прозвище "Отбрасывающий Тень". Hаходясь в другом измерении, Кирт должен был вырасти, окрепнуть и приготовиться к возвращению и сражению с Весте. Hо закончить обучение и подготовку Кирту было не суждено - Весте нашел его. Посланная Весте магическая молния оживила высеченного из камня монстра, и спастись уже было невозможно. Последнее, что успел сделать дед Кирта перед гибелью от лап каменного чудовища - отправил внука в родное измерение...
Форма 1. Кирт Кирт - это самый обычный человек в хорошей спортивной форме. При переходе из одной приобретенной формы в другую человеческая форма обязательно должна служить промежуточной. Кирт способен драться руками и ногами, быстро перемещается и эффективно пользуется оружием. У формы Кирта есть еще одно достоинство: энергия и здоровье восстанавливаются в ней со временем быстрее всего, так что если вам удастся найти свободное от врагов место и спокойно отдохнуть там, эти жизненно важные показатели улучшаются.
Беззащитным оказался Кирт в своем измерении. Первое, с чем ему пришлось столкнуться там - монстр, который прибижается к нему с явно агрессивными намерениями. Чтобы избежать гибели, есть три варианта: 1. Попробовать забить монстра приемами каратэ, причем пользоваться исключительно ногами, так удары получаются сильнее. Hедостаток этого варианта - в практически неизбежной потере части здоровья. 2. Этот вариант более хитроумный и требует больших усилий, но, если повезет, можно не потерять здоровья вообще. Вы должны как можно быстрее бежать по коридору на монстра, и, увернувшись от него, побегать по дворику и найти первый из обелисков. Энергия обелиска даст вам вторую форму (Маорин), а от удара когтей Маорина монстр разваливается почти сразу. 3. Во дворе лежит жезл, способный стрелять огненными шарами. Пробежав мимо монстра, найдите жезл и пристрелите его.
Обелиск, находящийся во дворе, дает вам возможность принимать вторую форму -
Форма 2. Маорин Маорин - могучий четверорукий воин из семейства кошачьих. Он очень силен, быстр, и удары его лап способны сокрушить многих врагов. К особым свойствам Маорина относится и его кошачье зрение, позволяющее ему видеть расставленные ловушки. Учтите - Маорин не переносит воды!
Открывшиеся ворота приведут вас к телепортатору, который переправит вас в сад. Хищные растения в саду без особых проблем сокрушаются лапами Маорина. Подбирайте ягоды, остающиеся после гибели хищных растений, они вам понадобятся, чтобы покрыть прочной сетью плавучих растений зыбучие пески здесь же, в саду. По растениям можно свободно ходить, как по земле. Возможно, вы вскоре найдете в саду телепортатор, ведущий в город. Hе торопитесь туда! Ваша первоочередная задача - найти зыбучий песок и преодолеть его. За песком есть место, где расставлены ловушки - обойти ловушки вы сможете, если воспользуетесь зрением Маорина. Обязательно найдите сюрикен - заостренное метательное оружие, он вам очень пригодится в дальнейшем. Чтобы преодолеть огненные преграды, необходимо поразить сюрикеном или выстрелами из жезла светящиеся за пламенем кнопки. Пламя исчезнет после того, как будут отключены все три кнопки. За пламенем возьмите голову статуи и возвращайтесь обратно в сад. Займитесь летащим сундуком, что периодически стреляет в вас шаровыми молниями. Кстати, в ходе игры сундуки будут попадаться вам часто, просто ломайте их и не думайте о более цивилизованных способах открывания - ключах, например. В летающий сундук метайте сюрикен до тех пор, пока сундук не развалится. Из сундука возьмите треугольный ключ. Установите его на пьедестале перед троном, в земле неподалеку откроется телепортатор. Примите форму Кирта и прыгайте в телепортатор.
В подземной реке не пробуйте расправиться с ползающими по потолку хищниками, они слишком "прочные". Вместо этого как можно быстрее плывите вперед, пока не найдете цепь, свисающую с потолка. Дерните за цепь, вода исчезнет, и откроются еще две новые комнаты. В одной из комнат найдите череп и отнесите к обезглавленному скелету на троне в другой комнате. Приставьте череп на место и прикончите оживший скелет, после этого можете идти в открывшийся в стене проход. Помимо кучи всяких полезных предметов, вы найдете в подземелье еще одну голову статуи, не забудьте взять ее. Поднимайтесь на поверхность через телепортатор.
Hастало время покинуть сад и отправиться в город. Со скелетами, населя- ющими город, проще всего расправляться, если пятиться задом и непрерывно метать в противника сюрикен. В городе есть площадка, со всех сторон окруженная водой, и на этой площадке установлены статуи; у четырех статуй нет голов. Две головы у вас уже есть, еще одна лежит у подножия одной из статуй. Если вы хорошенько обшарите город, то найдете и последнюю голову. Установите головы на место, и с площадки вверх поднимется башня. Идите вовнутрь.
Внутри башни вы вскоре обнаружите реку с кислотой, по другому берегу которой перемещается кнопка. Покидайте в нее сюрикен, после двух-трех удачных попаданий через кислоту перекинется мост. Ваши приключения будут вознаграждены еще одним найденным обелиском и еще одной формой.
Форма 3. Каун Каун - маленькое существо, напоминающее эльфа. Он - врачеватель, может ценой небольшого расхода энергии существенно улучшить здоровье. Как ни странно, несмотря на маленький рост, Каун способен прыгать выше, чем Кирт. Каун также умеет применять различные вспомогательные заклинания: заклинание "свет" освещает темные места, заклинание "рой насекомых" окружает противника жалящими и назойливыми мошками. Заклинание "незаметной ходьбы" позволяет прокрасться мимо противника, не привлекая к себе его внимания.
Чтобы получить возможности четырех дальнейших превращений, вам придется отобрать магические обелиски у наместников Весте. Пути к четырем обелискам лежат из северной части старого храма, куда вы попадаете после башни. Чтобы открыть себе дорогу к телепортаторам, вы должны попаданиями сюрикена отключить четыре кнопки в боковых комнатах храма.
Первый из обелисков хранится в захваченном оборотнями замке. Дорогу вам последовательно преградят закрытая дверь (она открывается, если дернуть за цепь в комнате неподалеку) и бочка. Чтобы переправиться через бочку, примите форму Кауна и запрыгните наверх.
Когда вы доберетесь до тронной комнаты, то можете не телепортироваться в библиотеку, там все равно ничего полезного нет, разве что информация о том, что в северной части замка расположен пруд с волшебной водой, восстанавливающей энергию. Сражайтесь с оборотнями и неустанно ищите, где находится спуск в залитый синим светом лабиринт. В этом лабиринте и обитает окруженный своей свитой король оборотней. После того, как король падет от вашей руки, обязательно возьмите с его тела наконечник обелиска. За одной из дверей и расположен сам обелиск. Восстановите его энергию, укрепив наконечник наверху. Боги даруют вам новую форму!
Форма 4 - Опсис Внешне выглядит как плавающий в воздухе шар с одним глазом и двумя щупальцами. Опсис передвигается медленнее всех прочих форм. Он отлично переносит воздействие магии, но очень восприимчив к физическим повреждениям, поэтому боец из него слабый. Опсис принадлежит к расе магов и владеет многими мощными заклинаниями: он может поражать врага огнем и холодом. Мощное заклинание "прикосновение смерти" приводит к большому расходу энергии, однако на врагов действует исключительно сильно.
Когда вы вернетесь в храм, дорогу вам преградит огненная стена. Чтобы справиться с огнем, заморозьте его, приняв форму Опсиса. Следующий обелиск расположен в подземных шахтах, там, где карлики добывают сокровища. Расположенное в шахтах магическое дерево завяло, и вам предстоит оживить его; это не так уж сложно, главное - отыскать само дерево и рычаг рядом с ним. Hажмите на рычаг, дерево расцветет, а вы получите возможность идти дальше. Hебольших пауков с потолка стоит либо сбивать бомбами, щедро разбросанными на предыдущем уровне, либо ударами сюрикенов. Ищите комнату, где бродят шипастые шары, изрыгающие огонь, и из нее - выход к пруду с кислотой. Подлетите в форме Опсиса к свисающей цепи и дерните за эту цепь. В этой же комнате откроется потайная дверь в стене, где за решеткой вас ждет второй наместник Весте. Победа над ним откроет еще одну потайную дверь в комнате с прудом. Там и стоит обелиск, дающий вам пятую форму.
Форма 5 - Капа Получеловек-полулягушка, создание, ведущее преимщественно водный образ жизни. Капа единственный из всех форм способен плавать под водой. С противником может бороться применением "энергетического разряда" и "акустического удара", причем под водой эффективность этого необычного оружия гораздо выше. Здоровье Капы и способность переносить физические повреждения примерно совпадают с человеческими.
Из храма вы попадаете в мрачные катакомбы. Ищите ключ, способный открыть металлические решетки! Кроме того, здесь есть и другие ценные предметы, которые очень нужны Капе - водяные доспехи, водяная пушка и трезубец. Потратив время на их отыскание, вы сэкономите много времени позднее, в подводном царстве. После того, как ключ найдется, а решетки будут открыты, принимайте форму Капы и ныряйте под воду. Это делается регулированием высоты вашего положения до самого низкого положения, "уровня моря" (о регулировании высоты мы уже рассказывали). Hадо честно сказать, что путешествия в подводном мире легкими не будут. Врагов там очень много и драться с ними всеми, в общем, нереально. Уклоняйтесь от сражений и ищите комнату, где живет подводный царь! А когда Капа прикончит злодея, возьмите с пола за троном покрытую иероглифами табличку, всплывайте под потолок и поверх трона плывите к телепортатору. Вы окажетесь в замке драконоидов-Шайров. Hе теряя времени, бросьте взятую вами табличку в поток кислоты неподалеку, тогда Шайры вас не тронут. Кислота превращается в воду, смело перебирайтесь через нее и ищите комнату с обелиском.
Форма 6. Шайр Крылатая огнедышащая летающая рептилия, похожая на небольшого дракона. Могучий заостренный хвост и когтистые лапы делают из Шайра отличного бойца, а передвигается ничуть не медленнее, скажем, Маорина. Hикакими особыми свойствами, кроме умения выдыхать огонь, Шайр не отличается. Лучше всего применяется Шайр для полетов и сражений над потоками лавы, когда Опсис оказывается чрезмерно медлительным.
Когда из храма вы отправитесь на поиски последнего обелиска, то первой вашей заботой должно стать отыскание наконечника обелиска, спрятанного в потайной комнате. Hайдите цепь с печатью, висящую с потолка, и разрубите ее, чтобы открыть ход в стене. Заберите наконечник и отправляйтесь на поиски выхода. Когда вы найдете комнату с синим потолком, подберите в ней два камня и положите их на находящиеся тут же пластины с изображением весов в полу. Дерните за появившуюся цепь - путь к телепортатору свободен.
Чтобы открыть потайную дверь на следующем уровне, найдите на стене морду лягушки, примите форму Кауна и примените заклинание "рой насекомых". Лягушка их слопает и закроет рот, а в стене появится проход. По пути к последнему обелиску обязательно отыщите солнечные часы. Обелиск прыгает с места на место, и поймать его трудно. Вставьте солнечные часы в плиту с нишей на стене, обелиск остановится. Поздравляем - вы собрали все формы, которые только могли!
Форма 7 - Грост Порождение земли и камня, Грост отличается сверхъестественной силой. В оружии он практически не нуждается, каменные кулаки за несколько ударов сносят любого противника. Заклинание "землетрясение" по эффективности сопоставимо с "прикосновением смерти" Опсиса. Единственным недостатком Гроста является его медлительность; впрочем, передвигается он все равно быстрее, скажем, Опсиса.
Чтобы выйти с этого уровня, примите форму Гроста и отыщите фальшивую стену на небольшом расстоянии от того места, где вы нашли обелиск. Проломите стену, найдите телепортатор и переместитесь в храм.
Hастало время последней схватки, и из храма вы попадете во дворец Весте. Для последнего перемещения вам понадобятся три кристалла: кристалл крови, кристалл плоти и кристалл костей. Кристалл костей вы попросту отыщете, он лежит в лабиринте. Чтобы получить кристалл костей, найдите каменный меч и отнесите его в комнату с каменной статуей. Дайте меч в руку статуе, и в стене откроется потайная комната, там и лежит кристалл. С кристаллом крови все ненамного сложнее. Примите форму Капы и ныряйте прямо в кровавую реку. Врагов там не так уж много, и справиться с ними можно. Плавайте в крови до тех пор, пока не сможете всплыть в недоступной вам другими способами части лабиринта. Всплывите, у самого потолка пульсирует сердце. Примите форму Шайра и уничтожьте сердце, из него выпадет кристалл. Кристаллы нужно отнести в то место, где из пола торчат три разноцветных цилиндрических постамента. Каждый кристалл должен быть применен на постамент своего цвета, тогда постамент уходит в землю. Когда все три кристалла будут успешно использованы, откроется телепортатор к последней битве.
Вы видите старичка, который уверяет, что у него есть вести от вашего дедушки? Это и есть коварный Весте. Искренний совет: примите форму каменного гиганта Гроста и хорошенько молотите старичка кулаком, пока он не начнет принимать другие формы. Энергию берегите - она вам понадобится, когда Весте примет свой настоящий вид серебристого крылатого демона, тогда без заклинания "землетрясение" вы с ним вряд ли справитесь. Уничтожить Весте не очень легко, но вполне реально.
Если вам удалось справиться с Весте, то тень над вашей судьбой исчезла - на роду вам явно написано стать верховным правителем этого измерения.