Зарегистрированные пользователи получают AGold за вход на сайт и тратят их на покупки в любых играх на платформе.
Присоединяйся!
Сид Мейер (Sid Meier) и Андрей Макаревич. Знаете, в чем их сходство? И тот, и другой — легенда, оба давно не занимаются тем, что однажды принесло им славу и почет. Один организовал на Альфе Центавра элитный гольф-клуб, второму интересны подводные глубины и кулинария. Русский рок побит молью, но еще дышит, а Firaxis снова и снова переиздает Pirates! и Civilization. Дело Великих живет… но торжествует ли?
Набор настроек для начинающего демиурга (классические варианты плюс уточнение стартовой эпохи), несколько кликов мышкой, бедненький ролик на тему «Так создавался мир» и… Вуаля — terra incognita ждет своего покорителя!
Глаз мгновенно отмечает засилье трехмерности. Видели «пиратский» движок образца 2004 года? Значит, представляете — картинка аляповата и излишне пасторальна, но отторжения не вызывает. Разработчики не считают, что приличная графика в стратегиях не нужна, и пытаются идти в ногу со временем. Пока у них это получается с переменным успехом. К тому же системные требования у Civ4 отнюдь не либеральные.
Пределы масштабирования широки, от всей планеты до предместий столицы. Анимация здорово оживляет мир: неторопливые речные потоки, задорно помахивающие хоботами слоники, качающиеся «коромысла» в районах нефтедобычи, снующие туда-сюда труженики… Даже камера вращается, хотя ракурс, подходящий игроку, как правило, с 99-процентной вероятностью совпадает с установкой по умолчанию.
Ассортимент построек на глобальной карте, дающих бонусы близлежащему поселению, серьезно разросся. Уже к середине игры доступные клетки почти полностью заняты какими-нибудь деревеньками, лесопилками или шахтами. К сожалению, выбирать нам не приходится, поэтому механическая «индустриализация» особой радости не доставляет.
Оплотом величия нации по-прежнему являются города. Достойная визуализация позволила упразднить кнопку «Обзор», а «заказывать» отряды и здания можно с высоты птичьего полета. Открывать соответствующий экран стоит только для изучения подробной статистики — игра очень редко требует тонкой «ручной» отладки. Подобным образом отошли на второй план и отделы различных министерств — финансы, демография и военное ведомство прекрасно обходятся без нас. Ознакомительная роль им по силам, однако отсутствие рычагов глубокого воздействия нельзя списать на «стремление облегчить интерфейс». Да, недавние поклонники RTS просто не полезут в такие дебри, но это не повод рассчитывать исключительно на них.
С другой стороны, дизайнеры не теряли времени даром — здесь автоматизировано ВСЕ, и нет ничего лишнего. Рабочие орошают чернозем и прокладывают железные дороги, советники услужливо и ненавязчиво напоминают о заброшенных отраслях народного хозяйства, а при выделении поселенца подсвечиваются области, наиболее выгодные для основания станицы. Иногда кажется, что Civ4 вот-вот начнет забавляться сама с собой.
Щедро разбросанным по континентам ресурсам нашлось новое применение — благодаря им многие чудеса света (ЧС) и обычные строения возводятся вдвое быстрее. Еще одна экономическая новинка — если вы вдруг захотели изменить текущий проект, «молотки», затраченные на первый подряд, не будут учтены при выполнении следующего. Зато по окончании строительства игра примется за работу над отложенной задачей с того места, где ее прервали. Да здравствует логика!
Освоив азы управления цивилизацией, въедливый стратег наверняка пожелает вникнуть в тонкости «арифметики успеха». К его услугам — фирменная «Цивилопедия», насыщенная разнообразной информацией. Печально, но полноценных исторических комментариев удостоились далеко не все ее части. Поощряющие науки правители обходятся озвученными Леонардом Нимоем (Leonard Nimoy) цитатами, впрочем, всегда уместными. А видеоролики, сопровождавшие появление чудес в Civ 2 и Sid Meier's Alpha Centauri, так и не вернулись в строй. Их современные «коллеги» демонстрируют достижения 3D-художников, но на два порядка менее академичны.
Разрабатывать продолжение серии, опираясь только на совершенствование устоев, сегодня уже нельзя. Когда-то авторы Civilization 4 заявили о намерении взять новые высоты, важнейшая из которых — религия. Обещание сдержали. Правда, мы надеялись на нечто иное.
В качестве довеска к ряду научных свершений первооткрыватель становится основателем вероисповедания. Ацтеки-иудеи и французы, идущие путем Дао, — это весело и безобидно. Настоящий «удар ниже пояса» — то, что разница между религиями сугубо декоративная. То ли из политкорректности, то ли из лени Firaxis решила не маяться со сбалансированными плюсами/минусами и бесхитростно свела их к единому знаменателю. Потому-то «поздние» верования (ислам и христианство) достаются «отсталым» племенам.
Но идею спасла приличная реализация. Опиум для народа — мощнейший инструмент внешней и внутренней политики. Богов не выбирают? Отнюдь. Ткнув пальцем в одного из обитателей «пантеона», мы можем построить посвященные ему сооружения — монастыри, храмы, кафедральные соборы… Вплоть до эпохи пороха и пара они являются краеугольным камнем благополучного развития.
Интереснее всего распространять вечные истины среди соседей-еретиков. Этим занимаются миссионеры. Постигшие Знание города видно сквозь «туман войны», а в случае успешной духовной экспансии вчерашний недруг переквалифицируется в соратника. Разумеется, крестовых походов ждать не стоит, но единоверцы действительно оказываются надежными союзниками.
Не обошлись без новшеств и мирские промыслы. Вместо унылого и предсказуемого изменения политической системы на суд общественности вынесены т.н. «civics», 5 разделов управления государством: тип правительства, право, религия, экономика и организация труда. В каждом на выбор предлагается 5 вариантов; итого — 3125 уникальных раскладов (абсурдные сочетания, конечно, бывают). Знакомые с Sid Meier's Alpha Centauri ехидно прищуриваются, понимая, что все новое — хорошо забытое старое.
Благодаря «civics» в Civ4 нельзя просто так взять и «купить» недостроенный объект. Одолевая гранит науки, жестокие диктаторы-рабовладельцы получают возможность жертвовать жителями, подгоняя производство, и только добропорядочные поборники народовластия могут оплачивать сверхурочные в твердой валюте. Вопреки первому впечатлению, это нисколько не замедляет игру — редкая постройка отнимает больше 10-15 ходов.
Превратив мегаполисы в своеобразные «инкубаторы», можно поставить на поток «случайное» пришествие Великих Деятелей. Они способны вести оседлую жизнь в роли супержителей или совершать научные прорывы. Кроме того, нестандартные граждане наделены незаурядными способностями — купцы, сменившие караваны, могут единовременно генерировать значительные суммы денег, артисты творят бессмертные шедевры, инженеры — помогают в строительстве ЧС, а ученые и пророки создают в городах «особые здания». Пожертвуйте парочку гениев, и вы увидите Золотой век — период финансового и промышленного расцвета страны. Очень странно, что выдающиеся персоны не отсортированы по национальному признаку и эпохам — рождение Эйнштейна или Леонардо да Винчи в пойме Волги в пятом веке до нашей эры выглядит… необычно. А вот знаменитых полководцев, встречавшихся в третьей «Цивилизации», нет.
Каждая нация укомплектована двумя (реже — одним) лидерами, обладающими привычными «перками» и civics-предпочтениями. Эти милые, почти живые «болванчики» требуют от нас соответствия их общественным и религиозным взглядам, и при случае обязательно припоминают запылившуюся обиду. Дипломатия стала намного более открытой — достаточно навести курсор на имя повелителя чужаков, чтобы «в числах» увидеть, как он к нам относится и почему. Шпионаж (да, «Мата Хари-пешеходы» снова в деле) — удел бездарных переговорщиков. Создание препон при строительстве чудес и возможность «подсмотреть» вражеские планы не стоят безнадежно испорченных отношений. Картину портят лишь назойливые приставания соседей, болезненно реагирующих на категорический отказ.
Те, кто играл в Galactic Civilizations, наверняка не забыли экран дипломатии, схожий с его «цивилизованным» аналогом. Похоже, пришла пора возвращать должок — в Civ4 ООН вышла за рамки рядового ЧС. Подобно GalCiv, на голосование выносятся «правила игры». Ввести в мире равноправие полов или запретить ядерное оружие? Все в руках председателя. Причем Firaxis предельно точно воссоздала бюрократическую обстановку — на обсуждение решений уходит несколько ходов. С ООН связан и один из многочисленных типов выигрыша. Помимо дипломатической победы, можно одержать верх за счет культурного или территориального доминирования, отправив космический корабль к Альфе Центавра, вырезав конкурентов или накопив кучу очков к 2050 году.
У вас заблестели глаза при слове «вырезать»? Поздравляю, «столетние войны» остаются в силе! Схематичный процесс принципиально не изменился. Анимация напряженных перестрелок добавляет лоска, но итог всегда ясен и до окончания «обмена любезностями» — интерфейс явно опережает графический движок. Сбить «Стелс» дротиком не получится, однако орда неандертальцев все еще представляет угрозу для бронетанковой дивизии. Главная особенность — разветвленная система поощрений, выдаваемых закаленным в боях солдатам (кстати, бравые вояки бодро рапортуют на чистом родном языке). Из отряда пехотинцев удается воспитать не боящихся лесных переходов егерей, профессиональных фельдшеров или стойкий гарнизон. Достойна упоминания и небольшая переделка механики столкновений — параметры «атака» и «защита» слиты в «мощь», падающую после жарких схваток. Крепости оказались пустышками, а «зон контроля» нет и в помине, поэтому для спасения от постоянных набегов придется вспоминать, что лучшая оборона — нападение. К счастью, при малейшей опасности рабочие укрываются за городскими стенами (словно пеоны в Warcraft 3).
Мультиплеер четвертой части хорош. Разумеется, если вы видели Play the World, сюрпризов будет немного. Да, по-прежнему поддерживаются различные режимы, от архаичного PBEM до «грозы вечеринок» hot seat и игры по локальной сети/Интернету. Ходить можно по очереди или в полу-«реальном времени» («Simultaneous Movement»). Количество разнообразных настроек будущей партии возросло, среди них есть даже ограничение размера империй до одного города или фиксированное состояние войны или мира между игроками. Существенные нововведения — «кооператив», помогающий властителям объединять усилия, и изменяемость общей скорости развития (для большинства партий подойдет только «epic», позволяющий толком повоевать сошедшими с конвейера армиями до того, как они устареют).
По сумме слагаемых Civilization 4 — редкий пример игры, сделанной по уму, но которой чего-то недостает. Безнадежная идейная стагнация процветает. Увы, эксперименты, подобные Alpha Centauri, не в моде. И это не высосанное из пальца мнение — в недавнем интервью г-н Мейер заявил, что «нынче всем заправляют издатели» и «эра „гаражных“ разработчиков в прошлом». Там же, в прошлом, осталась и эволюция серии. Сегодня «Цивилизация» — самый обычный сиквел.
P.S. В качестве подзаголовков были использованы изречения из Civ4. Напоследок — еще одна подходящая цитата: «It is not the strongest of the species that survive, but the one most responsive to change».