- Главная/
- Игры/
- SpellForce: The Order of Dawn/
- Рецензия
Тяжел и тернист путь разработчика компьютерных игр. Меркантильный издатель требует красот и общедоступности, журналисты сочиняют полные скептицизма «превьюшки», самые ценные работники то и дело впадают в депрессию… Как в таких условиях делать игру своей мечты?
Амбициозные попытки усидеть на двух стульях, запихнув два популярнейших жанра в одну коробку, предпринимались и раньше. О каких жанрах я говорю, думаю, все поняли — RTS и RPG давно завоевали наши сердца и жесткие диски; если бы не особенности современных консолей, категорически не признающих «мышиное» управление и нормальный уровень детализации, игры, подобные SpellForce, неминуемо оказались бы на верхних строчках всевозможных чартов. При чем тут консоли? Просто одна из причин, которая заставляет игровые студии работать на «телевизионной» ниве, — более низкие требования к конечному продукту. Не знаю, к сожалению или к счастью, но только там «еще одна неплохая игра» может стать шедевром и блокбастером.
От заката до рассвета
Сюжет удивил и порадовал. Вернее, даже не сам сюжет, а интересная концепция мира, где разворачиваются судьбоносные события. Ужасный магический катаклизм превратил некогда процветающие земли в нечто малопригодное для жизни и научно-технического прогресса. Огромный континент оказался раздроблен на множество островов. Они соединены друг с другом сложной системой порталов, построенных последним из великих магов (по их вине и произошли описанные хулиганства). Еще одним чудом, оставшимся от древних мудрецов, являются особые обелиски. Они позволяют призывать в этот мир могущественных воинов, беспрекословно подчиняющихся владельцу волшебных кристаллов, внутри которых заточены их души.
Наш подопечный — один из таких рабов. Призвавший его колдун, как ни странно, решил не давить бедняге на мозги и договориться по-хорошему. Вернув герою душу, он не только освободил его, но и сделал практически бессмертным. В качестве ответного «жеста доброй воли» нам предстоит спасти мир. Вполне равноценный обмен. Ужасные чудовища наседают на пограничные замки, разрозненные стаи орков обретают былую силу, а тут выясняется, что благодетель — отнюдь не последний из настоящих магов, уцелевших после трагедии. Прячущий лицо под капюшоном злодей вовсю строит свои антигуманные козни, и только мы в состоянии предотвратить наступление эпохи Зла.
Если отгородиться от высоких материй, выяснится, что SpellForce — это, по большому счету, типичная военная стратегия в реальном времени. Заполучив парочку кристаллов, находим упомянутый обелиск, активируем его, после чего материализуем десяток-другой «крестьян» и с песнями-плясками принимаемся за вырубку окрестных лесов и строительство развесистой базы. Набор домиков получился на редкость стандартным. Кузница (к слову, в SpellForce их две) понадобится для производства пехоты, стрельбище снабдит нас арбалетчиками, храм позволит тренировать колдунов слабого посола, городской центр увеличит максимальную численность армии… Зачастую описания не нужны, все и так ясно. А вот семь видов ресурсов (камень, железо, дерево, еда плюс три магических) способны вогнать в холодный пот самого искушенного поклонника жанра; ведь для оптимизации добычи придется раскошелиться на специальные постройки, разместив их как можно ближе к источнику полезных ископаемых. Одним словом, на легкую и не отягощенную микроменеджментом базы жизнь уповать не стоит. Готовый к труду, обороне и прочим общественно-полезным действиям городок занимает изрядный кусок немаленькой карты, а его филиалы вынуждают игрока без устали метаться по округе.
Главное достоинство игры касается разделения на расы. Первоначальный, не подлежащий обжалованию выбор отсутствует; все зависит от желания и наличия соответствующих кристаллов, в недрах которых заключена «матрица» нужного создания (чудо-стекляшки можно заполучить по ходу развития сюжета или просто купить в магазине). Люди, гномы, эльфы, темные эльфы, орки и даже уродливые тролли — как видите, под нашими знаменами готовы объединиться самые разные существа. Впрочем, не спешите радоваться: все они делятся на «темных» и «светлых», так что, собрав бригаду невоспитанных людоедов, можете не рассчитывать на одобрение со стороны бесстрашных паладинов или остроухих лесных певцов. А вот принципиальной разницы, которая бы всерьез влияла на тактику и стратегию (об этих обостренно социальных явлениях читайте ниже), между расами нет. Каковы бы ни были ваши этнические предпочтения, великая цель процесса навсегда останется неизменной.
Да-да, все описанные мытарства сводятся к банальной штамповке толпы юнитов и последующему разгрому бесчисленных вражеских деревушек. Я не случайно использовал множественное число. По милости сценаристов и древних магов в мире SpellForce так мало пригодной для сельского хозяйства земли, что плотности местного населения могут посочувствовать даже самураи из Battle Realms. Прорываясь к очередному порталу вместе со своим «взводом», то и дело представляешь себя героем какой-нибудь фэнтезийной аркады из тех, что по чьему-то недосмотру обзавелись сияющим ярлыком ролевой игры. Постоянно наседающие орды врагов не оставляют времени на размышления. Задача игрока сводится к тому, чтобы регулярно двигать всю толпу (не забудьте объединить ратоборцев в отряд) вперед, подгонять подкрепления и тыкать в кнопочки созревших заклинаний. Кстати, из личного опыта могу посоветовать использовать исключительно массовые виды колдовства. Попасть мышиным курсором в нужную фигурку, когда на экране мельтешат с полсотни бойцов, практически нереально.
Уровни производят впечатление. Играть интересно (особенно поначалу), а обилие скриптовых сценок и укромных уголков, плюс возможность свободно переходить с одного острова на другой сулят невиданные чудеса. Хотя в отношении последнего пункта обольщаться не стоит. Залетев по ошибке на уже зачищенный остров, я понял, что слегка погорячился. Проблема в том, что порожденные древней магией «клоны» существуют до тех пор, пока командирская тушка болтается где-нибудь поблизости. Вернувшись из загранкомандировки, вы рискуете обнаружить… пустырь — ни старательно отстроенной базы, ни могучей армии, наводящей ужас на окрестности. Все унесено могучим ураганом. Сохраняться нужно чаще.
Внешне игра смотрится отлично, хотя и предъявляет определенные требования к «начинке» компьютера. Даже при максимальном увеличении пейзаж не приобретает черты полотен Пикассо. Симпатичные модели, пристойная анимация… Единственный недостаток заключается в том, что некоторые юниты слишком похожи друг на друга, — издалека не разберешь. Для законченных эстетов имеется динамическая смена дня и ночи. В определенный момент елки погружаются во тьму, а в «бюргерских» домиках загораются уютные огоньки. В виде бесплатного и абсолютно бесполезного бонуса выступает вид «от третьего лица»; понятно, что авторам хотелось продемонстрировать всю мощь своего движка, но с позиции геймплея польза от него, увы, нулевая. С интерактивной музыкой ситуация тоже не совсем однозначная. Расправа над крошечным лесным паучком всякий раз сопровождается тревожными пафосными трелями, и это не вызывает ничего, кроме улыбки.
Трудно быть героем
«Где же тут RPG»? — спросит пытливый читатель и будет абсолютно прав, ибо о ролевой составляющей пока не было сказано ни слова. Причин для столь избирательного отношения, к несчастью, хватает… Игра начинается с создания героя. Выбираем пол, настраиваем внешний вид и переходим к «внутривенным» параметрам. Сила, здоровье, меткость, ловкость, интеллект, мудрость, харизма — знакомо, правда? Уничтожая злодеев, бравый товарищ получает очки опыта, повышает уровень и обрастает специфическими умениями. Легкое оружие, тяжелое оружие, несколько школ магии — в каждом разделе три-четыре подпункта. Разделение на классы отсутствует; если однажды вам надоест быть тупым «быком» со здоровенной оглоблей на плече, можно без проблем переквалифицироваться в некроманта. Мило, пусть и не слишком оригинально. Вот только назначение почти всех умений ограничивается тем, сумеет ли персонаж надеть модную кольчугу, помахать увесистой шашкой или выучить смертоубийственное заклинание. Никаких излишеств и экзотики.
Умолчать о таком явлении в жанре, как магазины, нельзя. Дураку понятно, что здесь продают и покупают разные штучки, однако об особенностях оплаты с первого раза догадаться сложно. Три вида валюты — золото, серебро и медь — это триумф псевдосредневекового капитализма. «Этот лук стоит 11 серебряных монет и 38 медных», — подобные цены в местных лавках в порядке вещей. С точки зрения баланса — настоящая находка. Распродавая тонны барахла, которое вы по привычке собрали с тел убиенных хулиганов, не надейтесь на то, что купец расплатится золотом. И обменять сотню ржавых ножиков на один сверкающий меч тоже не получится. Помнится, в Diablo мы писали разные слова кучками монет, так как их не на что было тратить; в SpellForce часто складывается почти обратная ситуация — деньги есть, но они никому не нужны. Ужас.
Квесты — как основные, так и побочные — основательно угнетают. Каждый случайно встреченный дворник норовит пристроить нашего героя к делу, причем делает это настолько непринужденно, что сил сопротивляться уже не остается. «Пойди туда-то и убей гадов гоблинов, которые сожрали всю рыбу в реке и ничего мне не оставили», — примерно в таком духе был выдержан монолог (заметьте, именно монолог) неудачливого рыбака, с которым я рискнул заговорить. О награде речь, как правило, не идет; рисковать шеей нужно за идею. Излишне болтливые персонажи помечаются специальным значком, чтобы ни с кем их не перепутать. Бодренькая озвучка добивает окончательно, хотя актерам, зачитывавшим столь скучные и безликие тексты, тоже надо посочувствовать.
Схватки реализованы, мягко говоря, не очень здорово. Типичный ночной кошмар депрессивного «варкрафтера». Неуправляемая куча — вот единственный способ ведения боевых действий. Похоже, разработчики сами прекрасно видели недостатки боевой системы, и кое-где нас хватают за шкирку, чтобы в буквальном смысле заставить применить базовые тактические приемы. Умный компьютер популярно намекнет, кого и куда нужно поместить, а игроку останется только пригнать положенное количество юнитов и насладиться результатом. Не нравится? Нет проблем! Вызывайте дорогущего титана, побольше тяжелой пехоты и всей оравой атакуйте в лоб. Незачем выбиваться из общего стиля.
AI полудохлый, поэтому его место занимают вездесущие скрипты и поголовный «респаун» врагов. Наступили на триггер — получите партию головорезов, в следующий раз будете внимательнее. Проблема самовоспроизводства в стане неприятеля решена с убийственной гениальностью. Строить полноценную базу виртуальные военачальники не хотят, поскольку в центре вражеского поселения имеется специальный портал, исправно пополняющий армию свежим «мясом». Разносим окружающие домики, в центр деревушки жахает красивая молния, и халява закрывается навеки. Дешево и сердито. Зато теперь вы знаете, почему в игру «забыли» положить любимый многими skirmish-режим, — искусственный интеллект с такими сложностями просто не справится. В виде хоть какого-то утешения скажу, что бойцы, самовольно покинувшие пост ради участия в завязавшейся неподалеку драке, после победы добровольно возвращаются обратно.
Герои активно пользуются преимуществами вполне официального бессмертия. Протагонист вынужден «записываться» на таинственно мерцающих каменюках, а его боевые высокопоставленные соратники в случае гибели почти мгновенно восстанавливаются около специального обелиска. Так и напрашивающаяся идея пройти всю игру в одиночку на практике себя не оправдывает. Опыт, ценное обмундирование — после перерождения все остается с нами, но пока вы приходите в себя и вновь бежите к «месту преступления», количество врагов может удвоиться. Сизифов труд.
Настоящая беда SpellForce — общее однообразие геймплея. От этой напасти игру легко могли спасти интересные нелинейные квесты, но, увы, все «хорошее и вечное» я о них уже рассказал. Суть практически любой миссии сводится к постройке базы, производству армии и нескольким разорительным рейдам на вражескую территорию (одного удара наверняка не хватит). Хождения «по мухи» в одиночку приедаются еще быстрее, ибо процесс курощения злодеев не дотягивает даже до уровня первых «Аллодов» (!).
Всего понемножку
Неплохо. Даже почти хорошо. Только избавиться от этого «почти» нам вряд ли удастся. SpellForce — обычная среднестатистическая строительно-военная RTS, но с отличной графикой и столь модными в последнее время элементами RPG. Не революционная вещь, хотя затянуть на несколько дней она способна. По нынешним меркам — неплохо. И даже почти хорошо.
P.S. Не удивляйтесь, увидев в галерее скриншотов, прилагающихся к нашей рецензии, иллюстрации, разительно отличающиеся друг от друга по качеству графики. Мы намеренно «отщелкали» несколько кадров на GeForce 4 Ti4600, а остальные — на GeForce 4 МХ 440, дабы вы могли оценить весь спектр возможностей Krass Engine.