- Главная/
- Игры/
- State of Decay/
- Рецензия
State of Decay берет с места в карьер: стоит только исчезнуть загрузочному экрану, как вам придется отбиваться от стаи живых мертвецов и оттаскивать особо прыткого зомби от шеи лучшего друга. Робкая надежда найти спасение на посту береговой охраны быстро улетучивается — вместо вооруженных солдат там ютятся трое напуганных до смерти «гражданских». 15 минут спустя ревущая толпа ходячих трупов ворвется в дом и избавит выживших от необходимости бояться. Из рации в руке растерзанного мужчины вдруг послышится испуганное: «Па-ап?»
Локальная война Z
Герой связывается с дочкой погибшего мужчины и узнает, что та с горсткой выживших держит круговую оборону в городской церкви. О том, что случилось с ее отцом, персонаж тактично (а на самом деле из вполне корыстных побуждений) умолчит. По приезду выясняется, что уцелевшие — в списке деспотичный шериф, фанатичный священник, истеричная дамочка и прочие, не менее шаблонные персонажи — гостям совсем не рады. Горячий спор, пускать ли внутрь прибывших чужаков, чуть не кончается дракой. И даже напускному, приторному дружелюбию предводительницы выживших находится объяснение: вскоре она обманом заставляет героя рисковать жизнью, чтобы продлить свою.
Авторы отрабатывают заявленную тему без иллюзий насчет моральных качеств выживших. Когда наступит конец света, каждый будет сам за себя, а спасающих человечество героев не найдется. Это честный, без поблажек, симулятор выживания после глобальной катастрофы. Здесь нужно не столько зрелищно расчленять зомби, сколько заботиться о надежном убежище, регулярно запасаться на день грядущий едой, бензином и пенициллином, искать кровати и запчасти, бегать в соседний поселок за стройматериалами. Девизом игры могла бы послужить брошенная одним из обитателей церкви фраза: «И не вздумай брать больше, чем заслужил».
Оставшиеся десять часов тема пользы обществу будет в State of Decay центральной. Хочешь пользоваться предметами коммуны и вообще оставаться под их крышей — плати. Поскольку деньги тут уже ничего не значат, расплачиваться придется условными единицами той самой пользы — «влиянием». В рамках механики игры это означает, что за взятую из общих запасов новенькую биту и пистолет 45-го калибра с вашего «счета» будет списано некоторое количество влияния. Заслужить его можно спасением других выживших, помощью в обороне церкви либо банально выторговать за ресурсы, такую же биту или дробовик — в цене все, чем так или иначе можно отбиваться от зомби.
Ходячие менеджеры
Номинальный экшен от третьего лица после таких усложнений едва не превращается в сложный экономический менеджер. Вместо бесшабашного избиения зомби металлической битой и созерцания разлетающихся мозгов приходится вести в голове сложные расчеты и прикидывать, что бы загнать за десяток патронов нужного калибра и самодельный глушитель. Вот старый будильник, например, и детскую игрушку, дурацкого звенящего бегемотика, точно нужно оставить — пригодятся для отвлечения шагающих трупов. Стелс-нотки здесь неожиданно сильны: в большинстве случаев разумнее всего оказывается отвлечь мертвецов детской погремушкой, а самому тихонько прошмыгнуть мимо.
Мародерство — основное занятие после конца света. Нас то и дело просят достать что-нибудь полезное. Раздобудь лекарства — где-то по соседству была ветеринарная клиника. Найди еду — лезь на вышку мобильной связи и ищи взглядом продуктовый неподалеку. Отыщи топливо — заправка на окраине ждет. Без всего этого коммуне придет конец уже через пару дней. Ресурсы в дефиците не только у выживших, но и в мире вокруг. Как только вы вынесли из дома все мало-мальски ценное, на карте он тут же будет зачеркнут, мол, ловить тут больше нечего.
Потом еще придется ставить в убежище парник, строить мастерскую (машины имеют свойство ломаться, и их количество на карте также ограничено), и даже искать специальную литературу по земледелию и садоводству. State of Decay вновь притворяется менеджером — отдельная вкладка в меню отвечает за строительство. Герой берет на себя обязанности типичного председателя ТСЖ, только вместо прохудившейся крыши приходится латать оборону церкви — ставить новую сторожевую вышку, а вместо разборок с шумными соседями искать управу на зомби — устанавливать ловушку на отдаленных форпостах (которые до этого нужно еще построить). Усилиями игрока коммуна будет прирастать новыми выжившими, и со временем потребует переселения в более просторное и защищенное помещение.
Одни из вас
Переезд — пожалуй, самый сложный момент во всей игре. Но куда более примечательны сами выжившие, и все благодаря тому, что главного героя тут фактически нет, а смерть бесповоротна. Рано или поздно придется переключаться между всеми персонажами и выполнять разные задания разными героями. Герои же эти — самые обычные люди, а не матерые спецназовцы. Повар отчаянно мажет из пистолета, а нарядная блондинка, отродясь не державшая в руке ничего тяжелее помады, еле-еле отбивается от зомби сковородкой. Благодаря постоянным тренировкам оба со временем превратятся в опытных истребителей мертвецов, но их страхи и проблемы никуда не исчезнут. Повар рискует уйти в запой, а у дамочки может случиться нервный срыв.
За редкими исключениями, героев State of Decay не назовешь запоминающимися, но даже таким «плоским» персонажам хочется верить. Просто потому, что так же вел бы себя самый обычный человек, окажись он в друг в центре зомби-апокалипсиса. Рутинная борьба за выживание подчас оказывается и важнее, и увлекательнее центральной истории или второстепенных миссий (где нужно, например, помогать армии или незнакомому шерифу из соседнего городка). Самые яркие впечатления от State of Decay обычно связаны с пустяковыми, на первый взгляд, вылазками, которые превращаются в настоящее приключение.
Как-то раз пошли со столяром снять стресс и снести пару гниющих голов бейсбольной битой. Наткнулись на огромную стаю зомби. Чудом добежали до ближайшего дома, забаррикадировались и уже почти попрощались с жизнью — мертвецы выломали забитые досками окна, — как нашли в прикроватной тумбочке «Кольт» и смогли отбиться. Или вот история, как поход за горючим закончился проведенной на вышке сотовой связи ночью — пришлось ждать, пока разойдутся особо опасные твари. Или про то, как попытка спасти еще парочку людей закончилась… бесславной смертью на первом же повороте по дороге из убежища. State of Decay прекрасна в своей честности: в случае «реального» зомби-апокалипсиса вы ведь, скорее всего, погибнете во время поиска припасов, а не пытаясь спасти человечество.
* * *
На первый взгляд, State of Decay вышла в фантастически неудачное время — всего за пару недель до The Last of Us. В таком противостоянии у нее никаких шансов; даже сравнивать их как-то неловко. Плохо выглядящая (чуть ли не на уровне прошлого поколения консолей), без внятного сюжета загружаемая игра от независимой студии — и ключевой PS3-эксклюзив, в который было вложено несопоставимое количество денег и сил и чей сюжет сравнивают с выдающимися фильмами или книгами. Но именно благодаря последнему пункту работа Undead Labs неожиданно проходит в дамки: если The Last of Usмогла бы с таким же успехом стать кинокартиной или книгой, то State of Decay полностью оправдывает свой формат. Вы не стали бы смотреть фильм, где героя убивают на пятой минуте во время неудачной вылазки за тушенкой или читать повесть, которая заканчивается на седьмой странице благодаря стайке зомби, засевшей в ветлечебнице. А вот в рамках игры такие коллизии выглядят совершенно органично. State of Decay — это и вправду самый честный конец света.