Stronghold Legends
Нажмите, чтобы оценить
Рецензия
Средневековье нескоро выйдет из моды. Рыцари в сияющих доспехах. Поиски Святого Грааля, плавно переходящие в Крестовые походы и массовое аутодафе. Долгие осады и кровавые штурмы, когда горстка засевших в крепости смельчаков останавливала тысячи незваных гостей… Последний пункт заслуживает особо пристального внимания, ибо за двадцать с гаком лет индустрия видеоигр возмужала свыше всякого предела, но так и не объяснила, зачем наши (или их) предки надрывались, покрывая Европу неприступными бастионами. Ответить на этот принципиальный вопрос пыталась еще древняя Castles. За ней последовали Firefly Studios' Stronghold, Medieval: Total War, Medieval Lords, Castle Strike, Medieval 2 — и все впустую! Чрезмерное упрощение, логические ляпы, дисбаланс… Порочный круг.
Повторение, мать!
На первый взгляд Stronghold Legends неотличима от Stronghold 2. У костра греются бездельники-крестьяне, лесорубы таскают бревна, на стенах лениво почесываются копейщики… Через полчаса явственно ощущаешь: чего-то не хватает. И без того примитивная игровая модель напрочь растеряла былой шарм. Крысы, преступность, почтенные золотари, спасавшие народ от эпидемий, — средневековая специфика испарилась.
Военное положение диктует свои законы. Построить надежный конвейер, бесперебойно снабжающий фронт пушечным мясом, стало куда легче. Забудьте о податях и связанных с ними неприятностях. Незачем тратиться на церкви и кабаки, успокаивая недовольных налогами, ведь можно воткнуть 2-3 дополнительные каменоломни, приторговывать излишками и процветать. Возня с «королевской кухней», обеспечивающей приток славы, также отошла на второй план. Уродливый монумент места не занимает, недорог, а пользы от него ничуть не меньше.
Три одиночные кампании уводят нас в три различных внешне, но подозрительно похожих внутри мира. Кто согласен быть безымянным лордом, когда Legends позволяет вжиться в коллективный образ короля Артура и рыцарей Круглого стола? Вам по душе «Старшая Эдда» и «Кольцо нибелунга»? Играйте за прославленного Зигфрида. Опять не то? Тогда примерьте на себя облик Влада Цепеша — жестокого правителя, ставшего прототипом графа Дракулы.
Артура и Влада разделяет тысячелетие войн и кровопролитий, но это не сказалось на наборе домиков и юнитов или тактике. Просто северяне засыпают захваченные полянки снегом, а вампиры — пеплом (совсем как в «Героях уничтоженных империй»). Разнообразие вносят уникальные для каждой из сторон наемники. Звонкая монета поможет легендарному властителю позвать старикашку Мерлина, красавца Ланселота и других ребят, знакомых по «Монти Пайтону». У викингов живется веселее. Скандинавские монстриллы гораздо колоритнее и полезнее в хозяйстве — достаточно вспомнить «отмороженных» великанов, дрессированных волков или милых ведьмочек, осыпающих противника стрелами откуда-то из-за облаков. Дракуле-Цепешу выпала роль опереточного злодея. Послушные посланнику ада оборотни, летучие мыши и прочая мелюзга вряд ли вас напугают, а вот умение отдельных отпрысков тьмы ползать по стенам поначалу заставит понервничать.
Эйфорию от обладания чем-то новым быстро сменяет разочарование. Десяток синекожих гигантов раздолбает соседушке половину замка, но не справится со шмыгающими под ногами меченосцами — сколько ни топчи, толку не будет. Крылатых тварей лучники сбивают еще на подлете, а дорогущее яйцо дракона приходится высиживать чуть ли не час — и ради чего? Чтобы волшебная ящерица пару минут покружила над башнями, пыхая некрасиво нарисованным огнем? Если ее не подстрелят местные робингуды, она сама позорно издохнет, едва таймер в углу экрана отмерит положенный срок — столь незатейливым способом разработчики создают пресловутый баланс.
Зато катапульты, тараны и остальная псевдореалистичная белиберда теперь и даром не нужны. Бородатые акселераты с радостью снесут ворота, расчистив дорогу основному отряду. Помните жутких мужиков-с-дубинами из первой части? Преемственность налицо. Хотя устаревшую графику на «преемственность» уже не спишешь — движку Stronghold 2 давно пора на покой. Страшненькие модели, невзрачные эффекты, непослушная камера… После Medieval 2 и Warhammer: Mark of Chaos (они, как и Legends, вышли в октябре-ноябре 2006 года) смотреть на такое грустно.
Сэр Паровоз
Линейные миссии сегодня никого не удивляют, однако дизайнеры уровней из Firefly явно поленились. Скучно, предсказуемо, а под конец — чересчур сложно из-за многократного перевеса AI в живой силе, технике и наглости. Штурм, оборона, «героические» похождения и, конечно, классический вариант «построй базу и убей гадов»… Привычно. Ни откровений, ни крепкой сюжетной составляющей. Даже если вы прочитаете предысторию, интереснее не станет.
Под видом бонуса здесь выступают т.н. «the legends trails» — приукрашенные skirmish-баталии разной паршивости. Правда, карликовые размеры карт смущают. Замки противников почти примыкают друг к другу, что неудобно, да и выглядит комично. Жульничество в духе «давайте возведем казарму в центре неприятельской цитадели» пресекают четко обозначенные границы. Увы, это не единственная условность. Например, нам почему-то запретили атаковать склад (без запаса камней и досок враг обречен) и главную башню. Исчезли знаменитые бои на внутренних лестницах. Без вести пропала любящая супруга. Вымерли все грызуны и бандиты…
Остается действовать напрямик. Пробился сквозь толпу оцепления к боссу, настучал ему по шлему — и наслаждайся победой. «Харассинг» и крупные рейды не приносят морального удовлетворения. Здания стоят копейки и строятся мгновенно, работники бесплатны, в итоге нападающая сторона получает на свою голову больше хлопот и микроменеджмента, чем реальной выгоды. Истребление нейтральных (читай: кушающих всех без разбора) монстров и борьба за бесхозные деревеньки разбавляют серые будни храброго Сэра Рыцаря. Регулярные набеги зверья могут оказаться опаснее полноценной атаки.
О многопользовательском кусочке я скажу одно: бегает — и ладно. Было бы желание, а встроенный клиент подберет подходящую партию. Жаль, подробности усыпляют. Четыре стандартных режима («deathmatch», «king of the hill», «economic wars» и CTF), неизменный «раш» дешевыми наемниками, обкромсанная по сравнению со Stronghold 2 экономика… Поклонникам RTS неведом дефицит. Странно, что кто-то до сих пор посвящает досуг Legends.
Под замком
Судьба беспощадна к проигравшим. SL — типичный пример упадка. Ведь, привнеся в игру несколько занятных элементов, авторы выкинули из нее последние крохи уникальности. Пусть и кривоватый, но стильный «симулятор» средневекового лорда превратился в безвкусную «generic fantasy RTS #4397». Legends не лишена определенного очарования, многие не без удовольствия пройдут парочку миссий, однако на этом встреча со сказкой, скорее всего, закончится.
Системные требования для PC
Где купить
Игры как Stronghold Legends
Рецензии и комментарии Stronghold Legends
Наши друзья:
- «Канобу» — развлекательный портал о кино, сериалах, играх, музыке и технологиях
- «Игромания» — новости, статьи и видео об играх, железе и не только
- Если у вас есть онлайн-игры, которые вы хотите разместить на ag.ru и поделиться с большой аудиторией «Игромании» и «Канобу» — пишите на почту