Светлая тема

Рецензия на игру Total War: Shogun 2 - Закат самураев

«Великий Геракл! Вот и конец воинской доблести»! По легенде, именно эту фразу произнес спартанский царь Архидам, узнав об изобретении катапульты. Профессионализм, опыт, твердость характера – все потеряло смысл. Гигантская стрела с одинаковой легкостью пронзала полуголого рекрута и закованного в броню ветерана.

Две тысячи лет спустя в схожей ситуации оказались японские военачальники. Мушкеты, попавшие на архипелаг еще в XVI веке, так и не сумели вытеснить катаны и луки. Даже после появления казнозарядных винтовок самураи тешили себя иллюзиями, и лишь знаменитый пулемет Ричарда Гатлинга поставил кровавую точку. Бусидо умерло. Крестьянин, прошедший минимальное обучение, мог в считанные минуты отправить к праотцам сотню элитных бойцов.

Пуля – дура

Хотя, сказать по правде, война Босин, столкнувшая приверженцев императора (долгое время он выполнял чисто декоративные функции) и сёгуната, не была противостоянием старого и нового – обе стороны закупали оружие за океаном. Корни проблемы скрывались в глубине дряхлых политической и социальной систем. Феодалы, правившие Японией на протяжении столетий, вогнали страну в тяжелейший кризис. И когда 8 июля 1853 года в бухту неподалеку от города Эдо (нынешний Токио) вошли корабли американских ВМС с предложением «дружбы и сотрудничества»1, всем стало ясно, что единственное зло, от которого самураи защищали родину, исходило от них самих.

У каждого из основных кланов (вообще-то их десять, но в базовой версии доступны шесть) свои особенности. У Сацума две стартовые провинции, Тёсю получает больше выгоды от грабежей, Дзёдзаи бесплатно пополняет отряды на чужой территории, Тоса – отличные мореплаватели, Нагаока — стрелки, Айдзу – мечники. В Shogun 2 все воевали со всеми. Fall of the Samurai – история о борьбе двух могущественных группировок. Заключить союз с потенциальным врагом нельзя, зато торговые связи – обычное дело.

Да и так ли сильны противоречия? Несмотря на недостатки, индустриализация – штука полезная. Государство богатеет, растет качество жизни… Только это никому даром не сдалось. Люди с подозрением относятся к переменам. Вечно дымящие трубы на горизонте, военная академия с чопорными преподавателями-иностранцами, пушки на крепостных стенах – все вокруг внушает отвращение. Чуть перегнешь палку, и страна тонет в хаосе. Чтобы удерживать народный гнев в узде, приходится кормить немаленькие гарнизоны либо тормозить реформы. Открыли фабрику? Выделите бюджетные средства на рюмочную в национальном стиле – с нарядными гейшами и саке в изящных чайничках.

«Современные» здания увеличивают общий уровень модернизации. Технологии привычно разделены на мирную и военную ветви, и на этот раз нас заставляют лавировать между ними (Rise of the Samurai тяготела к экономике). Впрочем, легкий перекос остался. Зачем тратить деньги на развитие ВПК, если все можно купить за рубежом? США, Великобритания и Франция предоставляют экспедиционные войска любому, кто платит.

Механизм торговли со сверхдержавами изменился. Теперь нет нужды захватывать специальные сектора — достаточно «прокачать» порт. Купцы используют одни и те же маршруты, так что перехватить их проще простого. Надоело терпеть убытки? Создавайте собственный флот. С появлением зажигательных бомб завершилась эра деревянного кораблестроения. После обстрела на палубе вспыхивает пожар, и матросы в едином порыве сигают в воду. Металлическая обшивка менее восприимчива к огню, но и она не гарантирует победу. Бронебойные снаряды наделают дырок в бортах, а абордажная команда добьет раненого зверя. Встал боком – дал залп, развернулся – еще залп. Слишком банально? Попробуйте протаранить неприятеля или порадуйте его торпедой под ватерлинию.

Подплыв ближе к берегу, можно разбомбить город, объект инфраструктуры, армию… Япония представляет собой длинный и узкий архипелаг, что превращает флот в постоянную угрозу. Береговые укрепления отвадят всякую мелочь, однако против крупных соединений они бесполезны. С высадкой десанта приключения не заканчиваются. Если наземная часть операции проходит в радиусе действия корабельных орудий, командир вправе запросить огневую поддержку.

Наш паровоз вперед летит

В Total War подковерная борьба всегда была неотъемлемой составляющей. Секретные и не очень агенты из кожи вон лезут, пытаясь доказать, что без них государство не проживет и дня. Военный специалист удешевляет наём солдат, тренирует существующие подразделения, а по выходным сражается на дуэлях. Коллективный разум обывателей – вот поле битвы синсэнгуми и его «зазеркального» близнеца исин сиси. Первый агитирует за сёгунат, второй – за императора; несогласие жителей провинции с официальной доктриной порождает беспорядки. Гейша и ниндзя отделались малой кровью – на их долю досталось обновленное дерево умений. Взаимоотношения невидимых героев построены по принципу «камень-ножницы-бумага». Например, гейша уязвима для клинка наемного убийцы, а ее влиянию особенно подвержены дураки-«гайдзины».

Иностранцев манит экзотика, японцев – технологии. Символом времени стал поезд. Транспортная система – дело хлопотное, но, раскинув по стране сеть железных дорог (в некоторых провинциях строить их почему-то запрещено), даймё получает мощнейший инструмент. Выползшая из «тумана войны» орда больше не испугает – подкрепление прибудет быстрее, чем вы успеете придумать подходящее ругательство. AI действует в соответствии с темпераментом. Кто-то сразу кинется в бой, а кто-то и при значительном перевесе предпочтет осаду.

В плане тактики Shogun 2 была идейной наследницей Medieval 2, Fall of the Samurai гораздо ближе к Empire. Основу армии составляет линейная пехота – поначалу доступны лишь трусливые, плохо обученные ополченцы, но однажды их заменят гвардейцы и заокеанский «спецназ». Аналогичным образом эволюционирует кавалерия. Луки и копья постепенно уступают место револьверам и карабинам. Нет ничего веселее, чем внезапно налететь на врага, обстрелять его и слинять, не дожидаясь ответного залпа.

Да, многие приемы знакомы ветеранам серии. «Линейки» зажимают противника в клещи, конница прессует с тыла, генерал с улюлюканьем скачет туда-сюда, подбадривая подчиненных и стараясь не попасть под раздачу. Если бы не пулеметы Гатлинга, можно было бы подумать, что в Страну восходящего солнца занесло войска Наполеона. Помните финальное побоище из «Последнего самурая»? Подобные сцены здесь не редкость. А вот оборонять укрепления стало даже проще (и это несмотря на орудия Армстронга и Пэрротта). Раньше защитникам приходилось активно шевелить извилинами: прикрывать лучников копейщиками, пристраивать там и сям заградотряды, вспоминать для чего нужны «теппо» и бронированные бойцы. Теперь надо просто расставить стрелков на стенах.

В мультиплеере, конечно, все иначе. Основное противостояние развернулось между винтовкой и луком – пуля наносит более сильные повреждения, зато стрела дальше летит (возможность использовать зажигательные боеприпасы и бить навесом тоже нельзя списывать со счетов). Система позволяет владельцам Shogun 2 и Fall of the Samurai играть друг с другом, так что рано или поздно вы столкнетесь с этой головоломкой. Пока перевес на стороне «старшего поколения» – чтобы с нуля «прокачать» генерала, открыть продвинутые отряды и собрать свиту, необходимо провести в сети не один десяток часов.

Правда, не все эксперименты обречены на успех. Разработчики сознательно решили не трогать морские баталии. Легендарный «черный корабль» – и тот не ровня броненосцу. Пусть каждый выступает в своей весовой категории.

Дарвин-сан

The Creative Assembly – единственная компания, от которой я не жду подвоха. Fall of the Samurai – идеальный аддон. Тут нет ничего, что заставило бы ахнуть от восхищения, но все нововведения отлично вписались в игру. Эволюция в чистом виде.

P.S. Приятным сюрпризом оказалась сюжетная мини-кампания, знакомящая с героями и этапами войны Босин. В обозримом будущем SEGA планирует продавать ее в качестве DLC для Shogun 2.

1У командира эскадры Мэттью Перри были четкие инструкции: в случае очередного отказа японцев от установления дипломатических отношений с США (и заключения торгового договора – ради чего, собственно, все затевалось) он имел право немедленно начать бомбардировку Эдо.