- Главная/
- Игры/
- Wargame: Европа в огне/
- Рецензия
Третья мировая, ставшая продолжением «холодной войны», — популярная тема для стратегий в реальном времени. Но почти все превращают ее в балаган: достаточно вспомнить серию Red Alert и War Front: Turning Point. Более серьезные World in Conflict и Codename Panzers: Cold War, где нет боевых медведей и «vodka dealers», тоже пропитаны «клюквой». Так что тем, кто хотел лично пробиться через Фульдский коридор, светили только пошаговые воргеймы HPS Simulations.
Новое мышление
Занять пустующую нишу решила французская студия Eugen Systems, которая прославилась C&C-клоном Act of War. В основу Wargame: European Escalation лег движок ее предыдущей разработки — R.U.S.E. Его достоинство — не превосходная графика, а эпический размах и возможность плавно масштабировать изображение. Секунду назад вы рассматривали надписи на борту танка, потом покрутили колесико мыши и увидели всю карту с диагональю 25 километров, где бьются десятки машин и сотни пехотинцев.
Правила сражений напоминают World in Conflict, Order of War и прочие тактические проекты с борьбой за территорию. Игрок не строит базу и не добывает полезные ископаемые, а захватывает ключевые точки с помощью штабной техники. Те, что ближе к центру, дают ему ресурсы для покупки подкреплений, окраинные служат «воротами» – через них свежие силы выползают на арену. Однако нажимать сто кнопок в минуту, как во множестве других RTS, не нужно. Поле боя настолько огромно, что вы всегда успеете среагировать на угрозу. В этом плане Wargame похожа на R.U.S.E. — мудрый командир просчитывает события наперед и расставляет капканы на врага. Причем новичок выполнит задачу ничуть не хуже ветерана, если у него есть голова на плечах.
Ради доступности разработчики отрезали от игры многие детали, без которых иные стратегии мигом пошли бы ко дну. Юниты не владеют спецприемами вроде постановки дымовой завесы или активации тепловых ловушек. Вызвать бомбардировщики со скрытого за горизонтом аэродрома нельзя. Все приказы сведены к тому, куда ехать и в кого стрелять. Тем не менее, Wargame — отнюдь не ровня простенькой R.U.S.E. Конечно, условности мешают назвать ее чистокровным воргеймом: узлы техники выходят из строя всего на несколько секунд (в это время на нее налагают штраф — прямо как в Company of Heroes), инженеры восполняют «полоску жизней» потрепанным «Абрамсам» взмахом волшебной палочки, а броня и урон измеряются в абстрактных величинах.
Но с Combat Mission и «Второй мировой» действительно много общего. Дальнобойность оружия не занижена в угоду балансу, поэтому главное – своевременная разведка. Когда вы знаете местоположение неприятеля, танки смогут поразить его с расстояния больше километра. Если цель не удается уничтожить ни с первого, ни со второго залпа, порой стоит продолжать огонь. «Прижатые к земле» подразделения нервничают, воюют неохотно и могут удариться в бегство.
Впрочем, бездумно палить во все стороны – плохая идея, ведь Wargame тщательно считает запас снарядов и горючего у каждой боевой машины. Не желаете попасть впросак — придется наладить доставку припасов на передовую грузовиками или вертолетами. Кстати, чтобы экономить топливо, необходимо ездить по шоссе и избегать бездорожья.
Вот с инструментами для управления войсками здесь туго — сказалась тяга к простоте. Нельзя построить отряд в формацию или заставить бойцов двигаться с единой скоростью. Нет перечня юнитов, так что в горячке схватки можно потерять кого-то из подчиненных. Хорошо хоть радиус обстрела дают оценить, пусть и не самым удобным методом. Меж тем, есть в интерфейсе и отменные решения — например, пехоту поставляют в комплекте с транспортом.
Гонка вооружений
Вообще, богатый выбор техники — еще одна черта, роднящая Wargame с лучшими представителями одноименного жанра. За Варшавский пакт сражаются русские, восточные немцы, поляки и чехи, а в контингент НАТО вошли США, Великобритания, Франция и ФРГ. Одних вариантов Т-64 и Ми-24 — по пять штук; всего же в списке свыше 350 моделей. Как и в жизни, отличия между некоторыми из них едва заметны, тем не менее, дотошность подкупает. Сначала большая часть «арсенала» закрыта, и чтобы получить к ней доступ, нужно заработать «звезды» за основные/побочные задания и успехи в сетевых баталиях.
Очевидный способ понять, что к чему в этой груде железа, — пройти парочку из четырех кампаний. Сами по себе они не очень интересны, даром что завязки их сюжетов привлекают внимание серьезным тоном. В одной заварушка началась из-за того, что в Бонне отказались выдать дезертира, убившего двух сослуживцев и сбежавшего на Запад. Другая рассказывает о том, как забастовка на гданьской судоверфи в 1980-м обернулась вооруженным восстанием. В третьей СССР принимает учения Able Archer за подготовку к вторжению и наносит упреждающий удар. Заключительная посвящена еще более смелому прочтению альтернативной истории — в ней конфликт уже стал ядерным, и игрок расхлебывает его последствия.
Увы, развивается сценарий вяло. В роликах нам показывают только панораму Европы, по которой под бубнеж диктора ползают значки дивизий, а в самих миссиях иногда приходят короткие «телеграммы» о положении на соседних участках и далеких фронтах. И, собственно, все. Геймплей в одиночном режиме тоже не преподносит сюрпризов – ИИ пассивен, воюет числом и сильно опирается на скрипты.
Зато мультиплеер — настоящая отдушина для Wargame. По сравнению с World in Conflict, чья динамика схожа с шутерами, это — размеренная, спокойная игра, прямо-таки поединок интеллектов. Massive требовала шестым чувством угадывать, в какую точку прилетит «гостинец» с небес, здесь же важнее позиционная борьба и всевозможные тактические уловки.
Спасает и взаимовыручка, несмотря на то, что жесткого разделения на классы командиров, как в WiC, нет. Очки, необходимые для победы, подсчитывают совсем иначе: в Wargame надо уничтожать врагов, а не контролировать ключевые зоны, так что расслабляться нельзя вплоть до развязки. В общем, совершенно разные игры, хотя биться с живыми оппонентами в них одинаково увлекательно. Жаль, карт мало, да и слеплены они по одному шаблону («поле, лес, речка и пара деревень»).
* * *
До шедевра Wargame не дотягивает, но это — первый настолько яркий и качественный проект Eugen Systems. Если французы не забросят его, то смогут застолбить за собой целый поджанр.