Светлая тема

Рецензия на игру Wolfenstein

«Сам себя не похвалишь — цитируй вне контекста чужие превью», — правило всех нерадивых «пиарщиков». Эпитет «the grand-daddy of FPS games» из статьи Eurogamer.net, вынесенный Activision на обложку, относится, конечно же, к Wolfenstein 1992 года1. Неважно, что до обмана покупателей — один шаг. Зато фраза броская!

Уездный город И.

До дедушки этому «Вульфу» страшно далеко. У Raven Software, как и в случае с Return to Castle Wolfenstein, вышел не продолжатель династии, а снулый бастард. Он стерилен и беззуб, как всякий «коридорный» шутер, выращенный на жанровых шаблонах. Дряхлая графика пролетает со скоростью 60 fps, мешая вдохнуть пластиковый душок id Tech4 полной грудью, а физические эффекты поддерживают иллюзию свежести и разнообразия.

Расправившись с уберменшами из Return to Castle Wolfenstein, агент Блажкович получает следующее задание. Его цель — Айзенштадт; нацисты откопали там мощный источник энергии из соседнего измерения и вновь создают непобедимую армию. Несмотря на скромные размеры, городок набит гостями: повстанцы устраивают дерзкие вылазки на карикатурных злодеев, местные контрабандисты приторговывают патронами и апгрейдами для оружия, группа советских (!) ученых расшифровывает древние письмена.

Вся публика живет на глобальной карте из четырех кварталов — сознательно или по наитию, Raven позаимствовала свой мирок у Thief: Deadly Shadows. К финалу наш герой намотает десятки километров по этим районам, бегая по «заказчикам» через толпы возрождающихся фашистов: туповатых солдатиков, псиоников и безумных мутантов. Иных признаков жизни нет — чай, не Prototype или inFamous. Бессмысленные прогулки составляют добрую треть приключений. Не будь их, Wolfenstein отнимала бы не два вечера, а один.

Джон Блажкович против всех

Зато оглядок на творчество коллег — море. Ловкий невидимка, прыгающий по стенам (привет, F.E.A.R.!). Громилы в тяжелой броне, которых надо убивать меткими выстрелами в уязвимые точки. Дикие уродцы с колбами на спинах. Экспериментальные «стволы» из дюжины других игр. Лаборатории, где ставят Страшные Опыты. Стандартные «боссы» и дежурные способы их усмирения. В золотых руках груда повторов могла бы послужить закваской для отличного боевика. Raven подает уровень за уровнем с безразличием человека, работающего строго ради зарплаты. Не испытывал вдохновения и композитор Билл Браун (Bill Brown), написавший на удивление пресную музыку без намеков на мелодичность. Лишь щепки от расколотых ящиков и феерические кульбиты тел не дают захлебнуться в болоте уныния, но это — заслуга Havok.

Когда же Блажкович находит амулет, дарующий власть над временем и пространством, то ступает на земли воронежского уберзольдата Карла Штольца. Извини, Raven, русские раньше тебя догадались обратить «буллет-тайм» против фрицев.

Кристаллы чудесного артефакта — коллекция узаконенных чит-кодов. Первый позволяет видеть незримые лестницы, противников за препятствиями и проходить сквозь спрятанные порталы. Второй превращает врагов в камень, поднимает ударную волну и замедляет стрелки часов. Третий укрывает щитом и разворачивает пули на 180 градусов. Четвертый умножает силу оружия настолько, что свинец пробивает любую преграду. Все это потребляет энергию «Черного Солнца», но зачем экономить, если источники — везде, куда ни плюнь? Гораздо сложнее искать драгоценности, пополняющие кошелек Блажковича, и старые фолианты, открывающие улучшения для амулета в магазине подпольных дельцов.

Не беспокойте дедушку

Так мы и громим Третий Рейх — без идей в голове, с красивым «рэгдоллом» и убойной магией. Wolfenstein не впечатляет ни внешним видом, ни заезженными «сюрпризами», ни едва заметным повествованием. Стабильная посредственность во всем, без грубых ляпов и гениальных озарений. Таких троечников даже неинтересно ругать — ясно ведь, что выше им никогда не взлететь.

Вряд ли встанет с колен и мультиплеер, существующий только потому, что Activision постыдилась бы выпустить шутер без обязательной ныне сетевой части. Три класса (пехотинец, медик, инженер), каждый — с уникальным набором мистических талантов, три режима (командный дефматч, защита/уничтожение ключевых объектов и выполнение задач на время), восемь компактных карт… интересности — ноль. Спасать вторичный довесок от забвения издатель не будет: в дверь вот-вот постучит заведомо беспроигрышная Modern Warfare 2. Что же до Raven Software и Endrant Studios, то они зализывают раны после увольнений, случившихся в день релиза.

Наверное, это к лучшему. Спустя пару месяцев невзрачный сиквел окончательно уйдет из нашей памяти, а спрайтовый «дедушка» перестанет крутиться в гробу. Кто-нибудь когда-нибудь сделает увлекательный экшен про Уильяма Блажковича. Но не сегодня.

1В русском издании его еще и переврали: «Крестный отец всех 3D-боевиков возвращается».

Рецензии пользователей
на Wolfenstein2

Ну, такое. Всё-таки не зря эту игру причисляли к категории Б. Откровенно устаревший даже на момент выхода игры "движок" id Tech 4, фактическое отсутствие сюжета, беготня туда-обратно по одним и тем же локациям - достаточные основания, чтобы вообще пропустить эту игру и не тратить на неё своё драгоценно время. Тем не менее, классический линейный шутер всё же позволяет как следует насладиться отстрелом зомби-нацистов как в старые-добрые, так что если играть уж совсем не в чего, то можно дать Wolfenstein шанс.
Игра получила весьма средние оценки, а мне, на момент прохождения вполне зашла, было это уже довольно давно и эмоции мои уже вряд ли в полной мере буду оправданы, перепройди я ее сейчас, но думаю, что игра не совсем заслуженно была заминусована критиками.
Идея камней, дающих тебе мистические силы - была все таки оригинальным новшеством и уж не знаю, насколько она была обоснованна, но пришлась к месту. Может не будь у этой игры название вульфенштейн - к ней отнеслись бы по другому, но наверное все тру почитатели не смогли резко отвыкнуть от старого доброго Return to Castle.