Светлая тема

Рецензия на игру 25 to Life

Заведомо скандальная игра сегодня стала таким же обыденным явлением, как продукт по мотивам популярного фильма. Симптомы схожи — неказистая графика, изобилующее «дырами» действие, какая-нибудь лицензия (необязательно, но надо) плюс заражающая оптимизмом уверенность авторов, что на заветную коробочку неизбежно найдутся покупатели.

На 25 to Life еще до рождения наседали недоброжелатели. «Игра, пропагандирующая убийства полицейских» — столь «лестную» рекомендацию дал ей неугомонный адвокат Джек Томпсон (Jack Thompson). Не знаю, влияние планет тому причиной или массовые протесты «Общества разъяренных домохозяек», однако проект, начинавшийся под видом амбициозного многопользовательского шутера на «некорректную» тему, к премьере превратился в нечто невразумительное. Да, в нем есть полноценный «сингл», но не лучше ли было потратить драгоценные человеко-часы на рисование текстур и дополнительную шлифовку?

25 на одного

Приключения четко поделены пополам. В одиночной кампании мы «мочим козлов», проникаемся культурой чернокожих «гангста» и открываем новые шмотки для украшения мельтешащей на экране фигурки, а на просторах Интернета пытаемся опробовать приобретенные навыки.

Завязка напоминает дешевый боевик. Андре Фрэнсис — бывалый головорез, вознамерившийся навеки порвать с криминальным прошлым. Его босс Шон Калдерон не в восторге от того, что любимый «сотрудник» решил резко сменить «работу» и ПМЖ, но почему-то не спорит. «Выполни последнее поручение, и ты свободен» — подозрительно знакомая формулировка. Разумеется, «романтическое свидание» с наркодилерами обернулось ловушкой. На хвосте у Фрэнсиса повисли все легавые города, да вдобавок бедняга здорово задолжал. Чтобы он шевелился побыстрее (и не вздумал бежать), Калдерон приказал похитить его жену и ребенка. Единственный путь добыть необходимую сумму — «одолжить» ее в банке. И снова неудача! Куча холодеющих трупов, плотно набитый купюрами рюкзак, а на финише — детектив Мария Мендоза. Вместо счастливой семейной жизни — грязные нары, внушительный срок (пресловутый «25 to life») и пугающая неизвестность, окружающая судьбы самых дорогих на свете людей.

Конец? Как бы не так! В наших ручонках поочередно оказываются тела трех персонажей. Не обольщайтесь раньше времени — «хороший парень» здесь всего один, да и тот долго не протянет. Беспринципному Томми Версетти далеко до настоящих негодяев. Да, он подрабатывал убийцей и вымогателем, но, по крайней мере, не прикрывался от спецназа живыми щитами. Честный коп и злодей поневоле — не более чем тряпочные куклы из провинциального театра. Шон Калдерон — вот несомненный фаворит. Кривые зубы, жуткий мексиканский жаргон, патологическое отсутствие страха и совести, обожаемый братками спортивный костюм (жаль, нет листика «Адидас»)… Прекрасный пример для подрастающего поколения.

Сценарные изыски не отразились на геймплее. Любуясь на спину героя, мы прогуливаемся по пыльным переулкам и коридорам, безучастно вынося бесчисленные толпы идиотов. Два режима стрельбы (от бедра и прицельный) в лихом аркадном экшене совершенно не к месту — воспитать привычку вскидывать ружье удается не сразу. Попавшие под раздачу зеваки не приводят к рестарту, независимо от того, с какой стороны УК мы окопались. По ходу игры нам предстоит спасти «скриптового» заложника, но если его ненароком прибить, ничего непоправимого не произойдет. К слову, обыватели реагируют на творящийся вокруг беспредел с самурайским спокойствием. Редкая девица, в которую смеха ради ткнули «Кольтом», завизжит от испуга. «Что я тебе сделала»? — равнодушно вопрошает позевывающая у микрофона матрона, и игрок переносится из мира грез в протертое кресло. На кухне надрывается чайник, орет некормленая кошка и вообще спать пора.

Представить содержание миссий нетрудно. Ограбление казино, побоище в торговом центре, задержание особо опасного преступника, суровая разборка на шикарной вилле, бунт в кутузке «Crazy Horse» — и везде нас ждет железнодорожная линейность. Несмотря на запрет сохраняться где угодно (прогресс автоматически записывается на «чекпоинтах»), дюжина уровней пролетает за день. Боеприпасы в избытке, а потрепанную шкуру можно залечить, порыскав по углам.

Игра искренне гордится взрослым рейтингом. Обещанных в описании сексуальных тем днем с огнем не сыщешь, зато ругани и кровищи — море разливанное. Заляпанная майка — первый признак открытого перелома. В 25 to Life не нужен «health bar», все и так понятно (в случае тяжелых повреждений организма картинку дополнительно заволакивает противный «блюр»). Дабы сберечь нашу психику и втиснуться в технические рамки PlayStation 2, подбитые гады растворяются в воздухе. Мутные текстуры, невзрачные модели и примитивная анимация — тягостное наследие консольного прошлого. Физика традиционно пошла по грибы и не вернулась, оставив после себя небьющиеся мониторы и аквариумы.

Один на 25

Сетевые баталии, заявленные в качестве главного блюда, разочаровали. Крошечные карты, ограничение на 16 человек, набор из «Robbery» (бандиты стараются донести сумку с реквизированным барахлом до базы, стражи правопорядка им мешают), «raid» (то же самое, но наоборот), «tag» (захват и удержание ключевых точек) и «war» (типичное командное «мясо»)… На таком фоне приятно удивила подробная настройка внешности персонажа. А вот ранговая система пресна и скучна. Кажется, что звездочки дают за «выслугу лет». Иначе откуда тут аутсайдеры с золотыми нашивками?

Боекомплект мы выбираем заранее, согласно личным предпочтениям: нож (кое-кто наверняка возьмет элегантную «розочку»), основное оружие (пистолеты-пулеметы, автоматы и «снайперки»), вспомогательное и гранаты. Нравится трясти официальным значком? Извольте обойтись несмертельными смесями. Слезоточивый газ с забавным шейдерным эффектом (как в кривом зеленовато-мутном зеркале) или слепящая вспышка «flashbang» вряд ли придутся по вкусу обнаглевшей шпане.

«Стволы» сбалансированы плоховато, шотганами никто не пользуется, а разница между отдельными образцами в одном классе незаметна. Штурмовая винтовка с оптикой — чудо, которое хулиганы видят в эротических снах. Компенсировать военно-техническую пропасть призван солидный запас коктейлей им. В.М. Молотова и могучий, пусть и не слишком точный, «Калаш». Важная деталь, сгубившая немало моих нервов, — у афроамериканских «киллаз» всего две руки, и если в каждой из них находится по «пушке», бросать «зажигалку» уже нечем. Стрелять из пары SMG стильно и весело, но по совокупной боевой мощи боец, игнорирующий ручные бомбочки, существенно проигрывает своему консервативному коллеге.

Чертовски недостает аптечек или иного способа восстановить пошатнувшееся здоровье; жалко дарить противнику легкий «фраг». «Неуловимых мстителей» в мире 25 to Life нет — к концу раунда заклюют любого чемпиона. Сцены, когда двое, стоя нос к носу, одновременно вышибают друг другу мозги, встречаются сплошь и рядом.

Пожизненное заключение

Counter-Strike про полицейских и бандитов — это отнюдь не аморально, глупо и вторично, а очень и очень интересно. Увы, до релиза 25 to Life выглядела симпатичнее. К редким достоинствам стоит отнести разве что нетребовательность к скорости интернет-соединения (64 Kbit хватит за глаза), однако безнадежно устаревший движок и дурацкий вид от третьего лица все портят.

Зато игра обскакала родственную Crime Life. Если так пойдет дальше, то в обозримом будущем мы увидим добротный гангстерский шутер «не от Rockstar North».

P.S. Подборка музыки — отличная: Xzibit, Public Enemy, DMX, 2Pac, никаких «соплей», только жесткий «пацанский» рэп. Впрочем, разнузданные песенки звучат далеко не всегда. По округе кем-то заботливо расставлены «бумбоксы»; желаете дослушать композицию — встаньте поближе к динамикам и наслаждайтесь.