Светлая тема

Рецензия на игру Airborne Assault: Conquest of the Aegean

Думаю, вы знаете, что поклонников воргеймов из-за пользующихся непонятной популярностью мифов считают безобидными фанатиками, тихо переставляющими фишки по разбитым на шестигранники полям и держащими в голове миллионы цифр. Естественно, в их ограниченном мирке не находится места для свежего взгляда на геймплей и хорошей (или хотя бы не ужасающей) графики.

На самом деле у глупых обобщений есть пугающая причина — нежелание разработчиков развиваться, радовать нас интересными и новаторскими продуктами. Конечно, исключения бывают, и они на слуху. Но какова их доля в общей массе серых WWII- и Civil War-проектов?

Снайпер…

Conquest of the Aegean — уже третья игра в серии Airborne Assault. Посвящена она бравым парашютистам, в этот раз — немецким «зеленым дьяволам». Смелый ход? Более того, приевшиеся высадку в Нормандии и операцию «Огород» сменили десант на Крит, бои на материковой Греции и даже вымышленные сражения на Мальте. Набор сценариев не слишком богат, но ради редкого шанса увидеть в одних окопах наследников эллинов и потомков британских каторжников я готов простить и большее.

Фирменная особенность Airborne Assault — тут совсем нет гексов и кнопки «End turn». Двумерная игровая доска выглядит точь-в-точь как настоящая военная карта. Отряды, кстати, изображены символами натовского стандарта, что усиливает сходство. Битвы проходят в реальном времени, бег которого можно регулировать и останавливать. Подобная схема делает их на порядок реалистичнее и динамичнее, однако есть в ней и недостатки. Очень бедно обставлен огневой контакт с противником: скупая анимация совершенно неинформативна, а толковые отчеты о текущих потерях отсутствуют. Если не ставить игру на паузу каждые 30 секунд, в мельтешении одновременно движущихся значков легко заплутать.

Правда, следить за батальонами не нужно. Во-первых, не тот масштаб, Conquest of the Aegean — воргейм скорее оперативный, а не тактический. Во-вторых, на такой случай припасена рабочая система иерархического командования. Многие задания вы вольны передать командирам полков, дав им указания общего плана (защитить район, сдержать наступление, отходя определенным маршрутом, прощупать направление будущей атаки), а дальнейшие действия они выполнят сами. Несколько шаблонно, но зачастую тупая слаженность важнее творческих порывов. Да, иногда дружественный AI ошибается, и все-таки это — заметное достижение разработчиков. Не отстает и его «враждебный» коллега, порой серьезно удивляющий своими наглыми решениями. Разумеется, можно управлять юнитами и по отдельности или присоединять их к другим штабам. Жаждущие еще большей правдоподобности могут настроить шкалу задержки получения приказов (чем дальше отряд от штаба, тем она больше), причем опция распространяется на обоих участников конфликта.

В остальном Conquest of the Aegean консервативна. Когда речь идет о тщательном воссоздании погодных условий, комплектации подразделений и подробных биографиях ключевых офицеров, похвала сама слетает с «пера». А вот за традиционное отсутствие кампании и не шибко увлекательный игровой процесс, лишь частично освобожденный от бесконечного захвата и/или обороны переправ, стоит пожурить. К счастью, более сложный и разнообразный, нежели в предыдущих играх, рельеф смягчает удар.

…или пулеметчик?

Несмотря на то, что Conquest of the Aegean — продолжение удачное и качественное, от его новшеств не перехватывает дыхание. Впрочем, надо ли требовать революции от необычной «линейки» воргеймов? Так или иначе, «плотность огня» у списка изменений впечатляет.

Прогресс коснулся интерфейса: на панель внизу экрана вынесено множество фильтров карты и основные кнопки меню, изменено отображение «order of battle», добавлена пара полезных «измерительных инструментов» и другие приятные мелочи.

Основательно переработана организация снабжения. В прошлом она была весьма условной, а теперь ее красит, с одной стороны, возможность перерезать линии поставок и взять противника измором, а с другой — автоматизация рутинных обязанностей. Еще одна новинка, касающаяся логистики, — усложнение перемещений по пересеченной местности. Как же замечательно воевать стремительными и не знающими усталости моторизированными частями… только лес и прочие естественные преграды перечеркивают все их преимущества, и приходится вспоминать о неприхотливой пехоте.

Из остальных «добавок» (кроме очевидного расширения парка техники и вооружения) выделю появление новой цели — выхода определенного числа бойцов с поля боя через некий шлюз. Ранее задачи сводились к удержанию опорных точек и истреблению врагов.

* * *

Хотя оригинальный театр боевых действий и ряд улучшений не выводят Airborne Assault: Conquest of the Aegean в «Золотой пантеон», эта игра достойна внимания всех стратегов, интересующихся историей Второй мировой.