Светлая тема

Рецензия на игру Alpha Protocol

Штирлиц еще никогда не был так близок к провалу.
к/ф «Семнадцать мгновений весны»

Шпиону Майклу Тортону крупно не повезло. Проработал каких-то три месяца полевым агентом, получил первую важную операцию, после чего был предан, едва не убит и превращен в козла отпущения. А ведь парень просто хотел послужить Родине!

Его звали Михаил

По иронии судьбы, Тортона невольно спасает та самая организация, по чьей вине он стал изгоем. Программа «Alpha Protocol» действует за рамками правительственных учреждений и настолько глубоко засекречена, что опальному разведчику ничего не стоит затеряться в ворохе тайн. Благо, у Майкла есть инсайдер в АР – аналитик Мина, помогающая ему на каждом шагу. Регулярные донесения, доступ к черному рынку вооружения и аксессуаров, роскошные конспиративные квартиры в Москве, Тайпее и Риме…

Три региона – три почти самостоятельных эпизода, в которых так или иначе замешана корпорация Halbech. В России по традиции приторговывают крадеными ракетами, в Риме замышляют теракт, на Тайване готовят покушение на президента. Авторы даже не пытаются скрыть имена злодеев; наоборот, они выстраивают рассказ как ретроспективу – плененный герой и Кури… в смысле, Приз… то бишь, глава Halbech Генри Лиланд обсуждают дела последних недель. (Кстати, недавняя Tom Clancy’s Splinter Cell: Conviction тоже использует этот классический прием.)

Поговорить есть о чем — Тортон наломал немало дров за 15 часов путешествий. Страсть сценаристов к ветвящемуся повествованию – самая сильная сторона Alpha Protocol. Не претендуя на новое веяние, игра внимательно следит за репликами и поступками. Диалоговая система, подсмотренная в Mass Effect (от себя Obsidian добавила лишь таймер), предлагает три подхода: агрессивный, обходительный и профессиональный. Пусть она не всегда дает понять, что именно скажет герой, но честно позволяет менять ход событий и учитывает прочие параметры. Спец по техническим средствам легко запудрит мозги компьютерным жаргоном или найдет способ перехватить сразу два источника информации. Оперативник, скрупулезно собирающий досье на друзей и противников, знает, как лучше надавить на собеседника. А чтобы ушлые граждане не загружали «чекпойнт» в поисках выгодного варианта, разработчики запрещают выходить в меню из беседы и часто перезаписывают автоматический «сейв». Слово – не воробей!

Некоторые решения могут аукнуться мгновенно, вторые «стреляют» под занавес, третьи постепенно влияют на отношение людей к Майклу. Троньте хоть одного морпеха при штурме американского посольства в Москве, и вам не раз припомнят погибших бойцов. Пощадите главаря группировки «Аль-Самад», и «враг США» выручит в трудную минуту. Столкнувшись с наемницей Зи на Ленинградском вокзале, вы можете заключить пакт о сотрудничестве или расстрелять нахалку без долгих пререканий. Alpha Protocol не трясется над персонажами, какими бы ценными они ни были.

Секретарша или Рим

Оно и понятно – кому интересны штампы и карикатуры? Удачно вышел только наш подопечный, да и то во многом благодаря приятному голосу. Obsidian, похоже, так и не определилась, что ваять: «Идентификацию Борна» или «Остина Пауэрса», Splinter Cell или No One Lives Forever. Не сумев придумать яркие характеры, авторы то лезут в мешок за провонявшими нафталином клише (угрюмый заместитель главного негодяя, журналистка, охочая до сенсаций, секретарша, сунувшая нос куда не следовало…), то ударяются в фарс.

Кейт Арчер, светлая ей память, воевала с отрядами ниндзя и оперными певицами, потому что NOLF пародировала жанр. В серьезной истории нет места русскому гламурному «братку», обожающему диско и аркадные автоматы, шизанутому цэрэушнику, помешанному на теориях заговора, и китайскому киллеру с манерами «редиски» из японской RPG. Ладно бы при этом сценаристы остроумно шутили… Зато вам без издевки подкинут умопомрачительно глупый выбор: спасти почти незнакомую девушку (ну переспали разок, и что?) или пол-Рима. Хм-м, дайте сообразить…

От распыления страдает и дизайн игры в целом. Она слишком примитивна как шутер (см. также Mass Effect 2) и чересчур банальна, чтобы тягаться с Hitman или Splinter Cell. По сути, это – набор из двух дюжин линейных уровней в декорациях, чье качество прыгает от «симпатично» и «я видывал лучше на PlayStation 2» до «за такие задники надо отрывать руки». Забудьте о переодеваниях, хитрых тактических фокусах, интерактивном окружении и перебежках из тени в тень. Тут охранные камеры елозят по полу огромными зелеными конусами, какой еще «стелс»? Притаился за стенкой, выждал момент, подбежал к патрульному, придушил, пошел дальше. О чем вообще говорить, если из здешних «гаджетов» полезнее всего гранаты, карманная аптечка и ЭМ-заряды, избавляющие от надоедливых «хакерских» головоломок?

Рассчитывать на смышленых оппонентов тем более не стоит. Массовка шокирует дерганой анимацией, отставшей от прогресса лет на десять, и начисто лишена разума. Заметив Тортона, враг не спешит залечь в укрытии, а мечется по комнатам, будто обезглавленная курица, и прет врукопашную. Толстокожие «боссы» ничуть не умнее, даром что палят из спаренных «стволов» с лазерными прицелами и рисуют из воздуха толпы «мяса». Очень увлекательные схватки, особенно в третий-четвертый раз.

Шпионы, как ME

Ролевую механику Obsidian скопировала, опять же, у Mass Effect. Пять полосок развития отвечают за оружие (пистолеты, автоматы, дробовики, винтовки, боевые искусства), от «toughness» зависит крепость тела, «sabotage» упрощает взлом электроники и замков, «technical aptitude» усиливает «гаджеты» и, наконец, «stealth» в буквальном смысле делает Майкла невидимым. Распределяя action points, мы обретаем новые и совершенствуем уже существующие способности. Увы, многие из них никчемны, да и переключать таланты в пылу сражения неудобно. Унылую «прокачку» оживляют «перки» за всевозможные достижения, будь то секс с коллегой или результативный допрос.

Магазин снаряжения, открытый между вылазками, – сплошное расстройство. Куда проще подбирать бесхозный скарб на миссиях и копить деньги, чем слепо покупать дорогие «пушки», броню и апгрейды, дающие микроскопическую выгоду в 1-2 балла (их установка – отдельное «удовольствие»: в кривом инвентаре РС-версии непросто попасть курсором по нужной кнопке). Единственный по-настоящему приличный раздел виртуальной лавки – секция с документами, где продают досье, карты локаций, услуги союзников и бонусные задания. Например, отсчитайте неизвестному благодетелю тысяч пять, и автотурели примут вас за «своего».

Альфа прокол

А вот кто примет Alpha Protocol за «свою» — вопрос на миллион. Ролевой экшен про современный мир, полный политических и корпоративных интриг, стоял особняком в океане фэнтези, древних мифов и космической фантастики. Но хорошую идею сгубило слабое исполнение. Теперь уже не важно, чья тут вина: кучи поваров на дизайнерской «кухне», самодурствующего директора проекта или вмешавшейся Sega. Шпион «сгорел», явка провалена.