Светлая тема

Рецензия на игру Armada 2526

Об Armada 2525, одной из первых 4X-стратегий, мало кто помнит. Всего через год после релиза ее затмила Master of Orion, ставшая общепризнанной классикой. Новой версии, вышедшей 18 лет спустя, тоже грозит забвение. Несмотря на горстку оригинальных идей, она почти не выделяется из армады бюджетных поделок.

Звезды – клонированные игрушки

Схожесть Armada 2526 с прочими представителями жанра – ее благословение и проклятие. В ней очень легко разобраться, если вы уже видели пару подобных игр. Геймплей точно следует канонам: будущий Император Вселенной отправляет разведчиков и поселенцев к соседним светилам, собирает налоги с подданных и готовится к встрече с внеземными цивилизациями. Однако сравнения с лучшими проектами, основанными на такой же механике, неизбежны.

Догнать и перегнать удалось не во всем. Космос здесь редко подбрасывает сюрпризы, не то что в Master of Orion 2 и Galactic Civilizations 2. Жизнь правителей размеренна – их не тревожат моральные дилеммы и особые события галактического масштаба. Зато со стратегическими тонкостями порядок: одни планеты идеально подходят для колонизации, другие требуют терраморфинга, но вознаграждают высокими доходами, третьи пригодны лишь для «заправочных станций». Кроме того, при планировании маневров нужно учитывать расположение «вязких» туманностей и «червоточин»-телепортов.

Возня с экономикой и строительством тоже заставляет напрягать извилины. Игрок, бездумно клепающий здания, быстро сядет на мель, ведь за их содержание надо платить. Вдобавок крупные промышленные комплексы огорчают местных жителей. Снизив подати, усилив гарнизон или покрутив пропагандистские мультики, можно избавиться от этой напасти. В противном случае — забастовки и бунты.

С наукой ситуация хуже. Единственный серьезный прорыв – специальные лаборатории, в которых ученые-импровизаторы ведут исследования наугад с удвоенной эффективностью. Увы, «технологическое древо» не очень велико, хотя ветви «Псионика» и «Информация» предлагают любопытные возможности. Многие изобретения просто открывают новые типы кораблей, так как конструктора звездолетов в Armada 2526 нет. Впрочем, выбор богат: истребители, линкоры, органические крейсеры, авианосцы, «невидимки»…

К сожалению, блеснуть тактическим мастерством не дают. Бои в реальном времени — это свалка «стенка на стенку», где побеждает тот, кто привел толпу побольше. Да и выглядят перестрелки паршиво. Дрянная графика губит даже эпичные штурмы, когда битвы идут сразу на орбите и на поверхности. В общем, все неоднозначно.

Space: Total War

Вынырнуть из болота Armada 2526 помогает опыт ее создателя, Роберта Смита (R.T. Smith). После первой «Армады» он устроился в The Creative Assembly и к Medieval 2: Total War дослужился до главного дизайнера. Скромный бюджет не помешал Смиту использовать навыки, полученные в студии с мировым именем. Например, из Total War перекочевал «советник», пичкающий нас подсказками и вариантами решения проблем. Чаще всего он говорит по делу, поэтому в дебри меню приходится лезть в крайних случаях.

Благодаря удобному интерфейсу, командовать самыми громоздкими империями несложно. Списки систем, флотов и недавних событий всегда под рукой. Управление планетами можно частично или полностью поручить автоматике. Она же упрощает рутинную перевозку грузов или патрулирование.

Разработчики допустили просчет лишь с картой. По чужим владениям четко видно отношение их хозяина к игроку: друзья помечены зеленым, неприятели — красным, «нейтралы» – желтым. Куда тяжелее определить, кому принадлежит колония, ибо значки фракций слишком малы. На крохотном «радаре» вообще трудно что-то разобрать. Это немного портит удовольствие от затяжных противостояний в огромных галактиках. В отличие от большинства космических стратегий, где есть всего три-четыре дороги к триумфу, цели каждой из дюжины рас уникальны. Убийство врагов, развитие науки, грабеж миров – то, что приносит призовые баллы одним, совершенно бесполезно для других.

Создать собственную цивилизацию с нуля нельзя, однако первые несколько партий будут увлекательными: разница между игрой за агрессивных пиратов-мутантов и мудрых медуз-псиоников существенна. Жаль, что мультиплеер доступен только в режиме hot seat: заключать сделки и плести интриги интересно, но собрать вместе фанатов таких развлечений – нетривиальная задача.

* * *

«Не дожали» – так можно сказать про любой элемент Armada 2526. Если одна грань отшлифована до блеска, то вторая обязательно шероховата. После замечательной Galactic Civilizations 2 браться за эту игру нет смысла.