Светлая тема

Рецензия на игру Call of Duty: Black Ops II

«I guess you've really gotta watch your step in a game called „Hero's Doody!“»
Vanellope von Schweetz, «Wreck-It Ralph»

Call of Duty от Infinity Ward напоминает творчество 14-летнего подростка, долго читавшего книги Тома Клэнси на сон грядущий, – скучное, банальное подражательство любимому писателю. Call of Duty от Treyarch больше похожа на басни книжного барона Мюнхгаузена, добавлявшего каплю правды в бочку с наглым враньем и постепенно доводившего смесь до абсурда. Он летал на ядре, выращивал вишневое дерево на олене и вытаскивал себя за волосы из болота. В Black Ops 2 на скаку сбивают вертолеты и танки из «Стингера», взламывают чудо-«флэшкой» все серверы Пентагона разом, а один безумный мужик кромсает тесаком десятки солдат. А подают эту байку с очень, очень серьезной гримасой.

Тот самый Мейсон

Разбирать по косточкам сюжет Black Ops 2 – значит исподволь признать сборник нелепиц, избитых штампов и сопливых приемов, достойных «Рабыни Изауры», сколь-нибудь ценным для жанра. Злодей, собравший сотни миллионов поклонников в социальных сетях, чтобы с их помощью отомстить человечеству за случайную гибель сестры. Советский танк, приехавший из Red Alert 2 в афганскую пустыню. Враги, не желающие драпать из охваченного пламенем здания. Главный герой, получивший в детстве тяжелую душевную травму и – как следствие – амнезию. Ученый, которого бандитская пуля сражает ровно в тот миг, когда он хотел поведать нам Самое Важное.

Подобно Мюнхгаузену, Treyarch вплетает реальных людей и события в полотно небылиц, объединяющее два временных отрезка – «холодную войну» 1980-х и невеселый 2025 год. Нас отправляют на задания в компании с панамским диктатором Мануэлем Норьегой и лидером ангольских боевиков Жонашом Савимби, стращают статистикой про Китай, прибравший к рукам мировые запасы редкоземельных металлов, знакомят с коварством афганских моджахедов, новинками в области адаптивного камуфляжа и беспилотных боевых аппаратов. Хотя, кто знает, вдруг этот дикий винегрет подвигнет кого-нибудь отложить геймпад в сторону, открыть википедию и расширить кругозор настоящими фактами?

Они сражались за «хэппи-энд»

Отвращение вызывает не только сценарий, забивающий голову несвежим попкорном. После Battlefield 3 и Medal of Honor: Warfighter на пластиково-картонную Black Ops 2 неприятно смотреть. Движок IW 3.0, взращенный на костях id Tech 3, вконец устарел и усох. Назойливыми бликами а-ля Mass Effect1 и «блюром» не скрыть убожество текстур и бедные антуражи. Удались, пожалуй, лишь модели героев. Да, разработчики вновь сумели выжать 60 кадров в секунду из консольного «железа», но слишком дорогой ценой.

Застрял глубоко в прошлом и геймплей. Хитрый ИИ, интересный дизайн уровней, оригинальные ситуации – это не у Treyarch. Шоу заскриптовано вдоль и поперек, а противники, как и раньше, — суетливое «мясо», мешающее добраться из точки А в точку Б. Здесь подчас можно вообще обойтись без стрельбы и просто бежать вперед.

Но кое в чем Call of Duty превзошла предыдущие части. Поверите или нет, тут есть… вариативное повествование! Black Ops 2, понятное дело, — не RPG, однако эпилог честно сшивают из доброй дюжины кусочков, и, чтобы узнать все возможные исходы, надо несколько раз потерзать «сингл».

Почти в каждой миссии находятся один-два момента, меняющие судьбу персонажей. Иногда ими буквально тычут в рожу, как, например, однокнопочным QTE в сцене с допросом одного русского мерзавца, другие факторы нам выкладывают в табличке с итогами уровня. Скажем, на острове-курорте «Колосс» можно не догнать подлеца, похитившего заложницу, а в Панаме – плюнуть на приказ и сознательно промахнуться. Кое-где авторы расстарались на совсем уж косметическую мелочь. Будете уматывать на джипе из дождливого Пакистана – пролетите через струю горящего газа и увидите, что Treyarch не пожадничала и отрендерила две версии роликов: с нормальным и обожженным лицом героя.

В общем, замечательная идея для «коридорного» шутера, которой Black Ops 2, увы, недостойна. Уверен: кто-то осилит кампанию на «бис» и потом закрепит успех еще парой шестичасовых забегов. Но эта рецензия – не для них. Игроки, не потерявшие чувство вкуса, устанут продираться сквозь толпы глупых наемников и слушать бездарно написанные диалоги уже на первой попытке.

Тем более что для самой хорошей концовки (ух, какая там «Санта-Барбара»!) придется вытерпеть четыре побочные миссии «Strike Force» – неуклюжей пародии на тактические RTS, карты для которой стянули из мультиплеера. Цели в каждой вылазке разные (отразить атаку на базу, защитив три контрольных пункта, захватить вражеский форпост, сопроводить конвой по маршруту и прорваться к сбитому самолету), но дружественный ИИ везде туп. Помыкавшись в неудобном режиме «стратегической карты», где можно командовать подчиненными, я вселился в юнита и выполнил задание чуть ли не в одиночку. Жуткое, доложу я вам, зрелище – враги прут с утроенной силой, возникая порой прямо из воздуха. Конечно, никто не запретит проскочить эту суматошную ловлю блох, однако тогда США, Китай, Россия, Индия и Иран не покончат со «второй холодной войной»…

Дежурные переделки

Ловят блох и в мультиплеере, чья формула неизменна со времен первой Modern Warfare. Впрочем, заметных корректив хватает. Treyarch по-иному реализовала расчет попаданий, сделав игроков более уязвимыми, и перебрала редактор классов – отныне мы выбираем 10 любых элементов из широкого арсенала оружия, аксессуаров, снаряжения и «перков». Смертоносные бонусы (авиаудары, беспилотники и роботы нескольких видов, экзотика вроде микроволновых пушек) выдают не по числу «фрагов», а по количеству заработанных баллов. Виртуальную валюту «CoD Points» вырезали вместе с системой контрактов – не прижилась.

Что же до режимов, то большинство перекочевало в Black Ops из Modern Warfare 3. Приковыляли в сиквел и зомби. Мертвецов пересадили на движок сетевой части и прицепили две забавы к классической «Survival». «Grief» – командный матч, в котором участники охотятся на ходячую нежить, но не могут ни убивать, ни воскрешать оппонентов. Кто останется последним – тот и молодец. В «TranZit» бойцы путешествуют на автобусе, регулярно делают остановки и, отбиваясь от жмуриков, ищут улики, раскрывающие подоплеку местного «зомбокалипсиса». Карта, жаль, одна.

Да и вообще «Zombies» выглядит так, будто ее опять лепили по остаточному принципу. Мутное коричнево-желтое марево быстро утомляет, модели – стыд и срам, геймплей, как и два года назад, уступает Killing Floor (сталкивать эту поделку лбом с Left 4 Dead я не рискну – мало ли какую гадость подцепит Valve от Treyarch?).

Doody

За первые 24 часа продаж Black Ops 2 принесла Activision полмиллиарда долларов выручки. Удивительно, на что способен типичный «польский шутер», которому несказанно подфартило с бюджетом и мощнейшей рекламной кампанией, опиравшейся на «раскрученный» бренд.

1Call of Duty «увела» у фантастического сериала BioWare не только оптические эффекты, но и композитора Джека Уолла. Саундтрек, правда, получился куда менее ярким, чем мелодии для капитана Шепарда, хотя нет-нет да и радует слух. Во всяком случае, эта музыка гораздо лучше того, что звучало в World at War и Black Ops.