Светлая тема

Рецензия на игру Cold War. Остаться в живых

Cold War — квинтэссенция образов, всплывавших в голове рядового американца конца 80-х при слове «СССР»: Perestroyka, Gorbatchev, glasnost, KGB с ужасной Lubyanka Prison, нехорошие apparatchiks и отравивший пол-Европы Chernobyl. Где-то в Кремле стоит мавзолей Ленина, по размерам не уступающий усыпальнице Тутанхамона, на посту дежурят милицанеры в нелепой форме, а реактор охраняет Spetsnaz с надвинутыми на глаза шахтерскими фонарями. Вы делаете шаг, и ноги вязнут, заплетаются в зарослях раскидистой клюквы, сбивая килограммы болотной ягоды в отвратительно кислый морс. Welcome to USSR, Mr. Carter!

1984+2

Он — очкарик, но не Фишер, бородач, но не Снейк. Ему претят акробатика и даже прыжки. Он не умеет вжиматься в стены, лишен навыков рукопашного боя, но его слово разит как тысяча пистолетов. Джек Картер — американский репортер из породы особо ушлых, мечтающий о сенсациях, больших гонорарах и Пулитцеровской премии. В поисках материала для статьи о заговоре в высших эшелонах советского руководства он прилетел в Москву… и тотчас угодил в неприятности. Казалось бы, раз плюнуть: узнать, с кем встречается Президент сырой апрельской ночью в склепе дедушки Л., подслушать беседу, отщелкать парочку снимков и растрезвонить на весь мир о секретах «империи зла».

Тут-то и вскрылась подстава. Верный фотоаппарат был не простым, а рентгеновским, отовсюду вылезли чекисты, и охотник за «жареным» превратился в шпиона номер один. Скрыться от преследователей не удалось. Выбравшись из кремлевских катакомб, Картер попал под колеса партийного «членовоза» и очнулся в карцере на Лубянке. Товарищ по несчастью — глава президентской охраны Грушков — проникся честностью журналиста и раскрыл тайну.

Оказывается, врагом государства Джека сделал лично главный разведчик страны — председатель КГБ Баринский, ярый сталинист и гнусный злодей, не убоявшийся повесить в своем кабинете портрет Вождя народов в натуральную величину. Он жаждет встать у руля власти, покончить с либерализмом и возродить могучий Советский Союз. Ну, а поскольку убрать Михаила Сергеича при помощи иностранца не вышло, негодяй решил устроить putsch — то бишь, взорвать лидера нации плутониевой бомбой.

Грушков закончил рассказ, затем, не обращая внимания на сломанную руку, свернул шею пришедшему охраннику и снял с его пояса ключи. Что делать? Бежать прямиком к посольству! Но сначала надо найти доказательства невиновности — запись допроса младшей научной сотрудницы Sonya Yakovleva, пытавшейся предупредить Президента об опасности…

Копия с пасты

В этом месте маститые игроделы, поклоняющиеся иконе тов. Клэнси (Tom Clancy), с высунутыми от усердия языками принялись бы строчить толстый дизайн-документ, живописующий приключения американца в немытой Совдепии. Декораций — море, колоритных персонажей — пруд пруди, а идей для миссий… Придумывай — не хочу!

У Mindware Studios не было ни опыта, ни бюджета, поэтому они экономили. Двадцать с гаком уровней Cold War собраны из трех крупных локаций: Кремль, Лубянка, Чернобыльская АЭС. Минимум три визита на одну и ту же карту здесь в порядке вещей, хотя авторы, отдадим им должное, орудуют ловко — изготовили огромную зону, разбили ее на кусочки и жонглируют ими, удаляя одни помещения и открывая другие. В итоге мы бегаем по офисам электростанции целых четыре раза: ищем путь в важную комнату, следим за Баринским, отключаем силовой щиток и, наконец, вскрываем дверь, ведущую в турбинный зал. Трупы, что закономерно для запущенных случаев «copy/paste», исчезают, а на дежурство заступают новые люди.

Реакторный отсек и вовсе станет родным. После двух прогулок в облике Картера, вытаскивающего на своем горбу осоловевшую от пентотала натрия хакершу Соню, приходит черед Грушкова. Президентский телохранитель уже напрочь забыл о раздробленной кости и лихо косит зеленооких спецназовцев, вылезающих, натурально, из воздуха. О да, на сладкое Mindware заготовила оголтелый «респаун».

…А сюжетные комиксы, вопреки усилиям ленивых дизайнеров, рвутся вперед. Кассетный магнитофон, украшенный массивной пятиконечной звездой, и дисплей марки «МОНИТОR» проливают свет на леденящие душу подробности. Грушков находит магический «уоки-токи», достающий, судя по легкости, с которой он его применяет, куда и откуда угодно. Усатый гэбист, как и положено опереточному «редиске», мерзко хохочет и делится планами с жертвой. Кадмиевые стержни опускаются в сердце четвертого энергоблока, но цепную реакцию, протекающую так бурно, что трясется все здание, уже не остановить. Элитные зольдатен, вместо того чтобы улепетывать подальше, терпеливо караулят нас в горящих лабиринтах подвала, стряхивая пламя с тельняшек. И лишь президент в модном пиджаке с офицерской кокардой на лацкане понятия не имеет, что его вертолет скоро окажется в эпицентре катастрофы…

Старушка

Алые шарики неприятно лопаются на зубах, по спине бегут мурашки от забористого сока, но зевота и не думает отпускать. Дело не столько в засилье коричневых красок, жестоком дефиците текстур, часто повторяющихся деталях (пирожковые автоматы — хит-1986!) или движке, стыдливо прикрывающем дымкой неумение рендерить большие пространства. В конце концов, минимализм, вечный сумрак и туман играют художникам на руку, поддерживая унылую атмосферу пропахшего нафталином «совка». Устаревшую картинку простить можно. Дряхлую концепцию — нет.

В век, когда оппоненты Сэма Фишера рыщут по округе с фонариками, нервничают при виде открытых дверей и знают, для чего на стене выключатель, Cold War выглядит ожившим анахронизмом эпохи первого Splinter Cell. Компартия еще не утвердила законы физики Ньютона. Сбросьте тело на лестницу, и оно не посмеет сдвинуться хотя бы на миллиметр. Забудьте о метании ящиков и бутылок — утварь накрепко приросла к полу. Лампы слеплены из сверхпрочного титана, рубильники отсутствуют. Взрывоопасные огнетушители, от которых проходящие мимо стражи валятся бревнами наземь, — единственный намек на интерактивность.

Основы «стелса» аккуратно срисованы с детища Ubisoft Montreal вплоть до знакомых элементов управления. Четыре скорости ходьбы (предел возможностей — вихляющий бег трусцой), приседания, прятки в тенях, стандартный индикатор видимости, контекстное меню в правом верхнем углу экрана — переучиваться не нужно. Несмотря на кроссплатформенность, CW позволяет записывать «сейвы» в любой момент; добавьте сюда подслеповато-глухих солдафонов, порой не замечающих то, что творится у них под носом, странную систему слежения, чье поле обзора сосредоточено в пятнышке площадью меньше метра, и приключение обернется легкой прогулкой.

Dolce vita наступит для тех, кто познает истинную силу опции «Knock out». Мы подкрадываемся к жертве, выбираем волшебный пункт, и… она беспомощно замирает, дожидаясь удара по темечку. Секрет фокуса банален: в Mindware пожадничали на анимацию. Зато урвали кое-что у японских коллег: Картер тоже хоронится в шкафах и подманивает народ. Но если Снейк разбрасывал порножурналы, то наш подопечный — водку и сигареты. Менталитет-с! Толку, правда, ноль — проще решить вопрос свинцом или «гаджетом».

Разруха

Последних у дотошного журналюги — полные карманы. Пословица «голь на выдумки хитра» верна в равной степени и для Mindware, усердно тиражировавшей коридоры архивов КГБ, и для Джека. Тот обладает уникальным талантом собирать полезные вещи из мусора, раскиданного буквально на каждом шагу. Пластиковая бутылка плюс тряпка — трехразовый глушитель для пистолета. Будильник, скрещенный с огрызками бытовой техники, мутирует в громкоголосую приманку. Патроны и все та же бутылка — сырье для производства запускаемых из рогатки бомбочек (!) и гранат-липучек. Пацифисты могут заняться изготовлением парализующих мин разного радиуса действия; главное — раздобыть пузырек с эфиром и консервную банку.

Двадцать восемь «рецептов» шпионского счастья с неба не падают — мы постепенно «покупаем» изобретения за «tech points». Утащили бесхозный чертеж — получите 40 очков. Обчистили контуженого инженера или брошенный в уборной портфель — еще 50. Тщательно подчищая грязь за коммунистическими неряхами, к финалу вы откроете все ячейки технологической таблицы.

С привычными «стволами» гораздо хуже. Их всего два — пистолет (якобы «Макаров») да автомат (типа «Калаш»), выплевывающие, помимо стандартных, бронебойные и резиновые пули. Скуден и ассортимент недругов: милиция, сотрудники в штатском, омоновцы с обложки C&C: Red Alert, истеричная мирная интеллигенция. Убивать ученых и обслугу строжайше запрещено («Я не киллер!» — возмущается герой), поэтому в ход идут кулаки и транквилизаторы. Оттащив беднягу в укромное место, накачайте его снотворным, иначе гражданин очнется и начнет звать на помощь. Конечно, шансы, что ему повезет, стремятся к нулю, но лучше не рисковать.

Звезда шоу — камера, подложенная Баринским в чемодан репортера. Сам того не ведая, реваншист-неудачник подарил нам идеальный чит-код. Фантастический «макгаффин» красиво просвечивает сквозь стены и потолки, показывая находящихся рядом людей, их оружие и защиту, но также мигом усыпляет любого, чью башку вы поймали в прицел. Батареек к «девайсу» — навалом, в «магазине» есть несколько мощных апгрейдов… Жаль, у Грушкова нет такой красавицы!

На дне

Чудо-устройство и конструктор «Сделай сам» — горстка сахара в огромном ведре мороженой клюквы. Она не спасет ни от больного горла, ни от оскомины, ни от обиды за впустую потраченное время. «Кажется, будто я — персонаж какой-то игры», — обиженно цедит Картер. И хотя до выхода Wolfenstein 3-D остается целая пятилетка, парень прав. Он и Cold War — два крохотных кубика в великой русской забаве «Тетрис»: упали на дно стакана и затерялись в куче себе подобных.