Светлая тема

Рецензия на игру Colobot

Советские переводчики называли это "непереводимая игра слов". Чуть позже они научились понимать простейшие словообразования, правда, позорно пасуя перед сленгом и идиомами. День же сегодняшний принес полную свободу творческой мысли, и ничто, и никто не остановит рвущуюся наружу искрящуюся мысль рядового переводчика с голосом профессионального актера и мозгами потомственного дегенерата. Хачи-трюкачи , Чикатилло-перекатилло - лишь первые ласточки новой эры. Эры свободы словоформирования и вольнопереводчества.

Часть первая: для глупых

С ужасом думаю, как перевели бы доморощенные интерпретаторы столь вызывающее название Colobot. Только ты, читатель, ради Бога, не подумай, что это так иностранные граждане транслируют нашего Колобка. И к разноцветным ботинкам детище швейцарских разработчиков тоже не имеет никакого отношения. Все гораздо проще, и после приведения в божеский вид звучит буквально, как "колонизация с помощью роботов".

Нет-нет, никто не собирается насылать на вконец измученную сценаристами старушку З. очередную напасть в виде глобального нашествия инопланетной саранчи или всеобщей трехдневной диареи с последующим вымиранием всего человечества. Вам всего лишь предлагается выполнить скромную роль миссионера-колонизатора, астронавта-одиночки, внедряющего новейшие достижения земной технологии на дружественных и не очень планетах.

И совершенно не важно, что неугомонная инсектоидная жыжа, которую истреблять, просочилась даже в такую мирную игру, как Colobot. Кошмарная тупость и безгранично политкорректное уменьшение с последующим исчезновением с поля боя в случае поражения окончательно ставят свой собственный рейтинг - everyone. Everyone, кто got some brains в квадратной голове и при этом умеет их пользовать. Остальным… давайте расстанемся по-хорошему, ладно?

Часть вторая: для средних

Поначалу кажется, что ничто не предвещает беды. Имеем толстого розовощекого астронавта с кошмарной физиономией под шлемом скафандра, кучу заточенных под разнообразные задачи роботов, полтора десятка зданий для всевозможных нужд и количество полигонов на одну модель ниже допустимой нормы. Впрочем, в определенной доле обаяния этим куцым поделкам местного Самоделкина и практически схематичным ландшафтам все же не откажешь, как ни странно, несмотря на то, что рисовали их, скорее, те же люди, которые занимались и программированием.

Итак, взяв в дорогу любимую собачку и фотографию любовницы, прибываем на указанную оргкомитетом планетку с несколькими коробками всеобъемлющего, почти волшебного титаниума, чтобы наблюдать всю вышеописанную красоту воочию. Делаем пару магических пассов персональным бластером и отстраиваем наиболее жизненно важные строения. Создав себе в итоге подобных манипуляций радиоуправляемых помощников, отправляем послушные машины на поиски бесхозно разбросанного по планете сырья, которое благополучно конвертим во все тот же титаниум. Строим еще ботов. Ищем перепончатокрылых и членистоногих и отправляем к ним делегацию с предложениями о сотрудничестве. В случае неудачного исхода переговоров делаем из неверных рагу. В общем, три-четыре балла максимум и прощальный венок на выходное отверстие.

Хотя, разумеется, все не столь однозначно, и определенные ограничения, суть мелочи, все же есть. Помимо того, что сами боты подразделяются на рабочие и военные, совершенно не умея выполнять обязанности своих собратьев из противоположной группы, каждый из них имеет весьма скромное время работы, с удовольствием пожирая энергию из единственной батарейки, особенно во время стрельбы. Некоторые разновидности недвижимости, как, например, Research Center уподобляются своим мобильным товарищам и тоже требуют источник вдохновения, желательно максимально заполненный спасительным раствором электролита или чего-нибудь там еще.

Батарейки могут быть снова подвергнуты зарядке, потраченная на перелет энергия восстанавливается позорно быстро, торчащие из пробоин проводки и вмятины на корпусе можно залатать в мастерской, дотащив калеку до Repair Pad. Невыносимо тормозной и глупый, как диван, астронавт, помощь которого со временем начинает требоваться в исключительных случаях, претендует на звание главной фигуры всего перформанса и так и норовит стать причиной ненавистной надписи "Mission Failed". Шумовое загрязнение при этом является именно таковым, выдавая редкие "А-а-а-арг" Гагарина современности, характерный для радиоуправляемой техники скрежет и невыносимые попискивания муравьев, слышимые через весь уровень. Еще немного, и я усну. Нет, сперва меня стошнит, а потом усну… или наоборот.

Часть третья: для умных

Как ни прискорбно, но существенный процент играющей аудитории именно так и сделает, не задумываясь шлепнув по спасительной Uninstall, сочтя подобный минимализм издевательством. Однако, слазав на официальный сайт "разноцветного ботинка", узнаешь, что наши четвероногие европейские друзья, выставляя напоказ свой "hollywood smile", просят за Colobot "всего" пятьсот бумажных обрезков, желательно зеленого цвета. Но не за тот детсад, что попался на глаза вашему непокорному, а, так сказать, спешл вершн для школ и их компьютерных сетей. Скажете, бред? Отнюдь. Ведь преследуемая при этом цель - обучение основам программинга через игру.

Фишка Colobot и состоит в том, что каждого бота можно запрограммировать, причем в буквальном смысле. И делать это придется не на каком-нибудь замысловатом языке, придуманном самими разработчиками, а фактически на родном С++ (знатоки Java и JavaScript тоже welcome). При этом соблюдаются все основные правила синтаксиса, характерные для большинства языков, имеется свой компилятор, вылавливающий допущенные ошибки, и вполне приличный редактор с мануалом для распоследних тупиц.

Разумеется, количество используемых возможностей языка, мягко говоря, ограничено, так что программки получаются не сложнее амебы. К примеру, приблизительно так можно описать задание убить всех вокруг:

if (someFuckingMazafaka.comingHere == true)
{
getSomeBigFatGun();
turn(someFuckingMazafaka.position);
shot(someFuckingMazafaka.face);
message("Shыt, I missed!");
}

До половины команд можно додуматься самому. Если надо куда-то поехать, то move(), если требуется вышибить из кого-то мозги - fire(), и так далее. На мой взгляд, понять подобное способен даже обитатель коляски. Другое дело, что далеко не всем захочется этим заниматься, и такому вот интеллектуальному занятию в большинстве случаев будет предпочтен рефлексоукрепляющий Serious Sam. Однако, те, кто все же осилит предлагаемые для общего развития Exercises и Challenges, смогут получить вполне приличное удовольствие от прохождения миссий, половину которых реально осилить, просто покорпев в начале над каждым ботом. Честно-честно, это совсем не занудно.

Часть последняя: для всех

Ну ладно, допустим, что львиная доля покупателей не отличит HTML от ассемблера, а микроволновочно-тостерным домохозяйкам вообще не до этих мелочей - их сердцу ближе топовые The Sims. Но ведь остаются еще те, кто с удовольствием задал бы своему подопечному определенную последовательность действий в конкретных ситуациях, дабы тот не убегал при атаке, выпивая весь месячный запас healing potions или не тыкался тупо в стоящее на пути препятствие. А если захочется еще больших тонкостей, связанных с характерными особенностями натуры? Более чем вероятно, на мой взгляд. Зачем создавать лишний раз кучу встроенных скриптов, девять из десяти которых все равно будут работать не так как надо? Достаточно лишь немного развязать страждущим руки, и процент положительных эмоций заполнит верхние слои атмосферы до отказа, окончательно затянув озонную дыру. По-моему, об этом стоит подумать…