Светлая тема

Рецензия на игру Corsairs: Conquest at Sea

“Мы, Король Франции, даруем предъявителю сего титул Корсара, каперское свидетельство и все полномочия для защиты Наших земель в Новом Свете. Он имеет право применить к нашим врагам любые методы борьбы, дабы покарать преступников и пресечь всяческие попытки разорить или захватить Наши колонии. Да будет его миссия законна и справедлива.”

Как же красиво жили люди… Высокий слог, блестящий двор, изысканные манеры, бесценность чести и достоинства… Дуэлянты, бретеры, пираты… Рыцари без страха и упрека. Все это ушло безвозвратно, но иногда, довольно редко, у нас появляется шанс окунуться в ту эпоху. Для меня знакомство с ней началось с великих Pirates!, игры, поразившей меня в самую середину моего романтического сердца. Примитивная графика, элементарное управление, незамысловатый сюжет - все это было ничто по сравнению с тем духом, тем сладостно-манящим запахом, исходящим от игры, порой одурманивавшим меня так, что я просто часами не мог оторваться от монитора. “Пираты” плавно перешли Pirates! Gold, затем в Sea Legends, с их мультяшными заставками, квестами и даже элементами РПГ. Игра принесла с собой много нового - например, незабываемый вид с палубы, когда, видя летящее ядро, я чувствовал холодок, пробегающий по спине; отчаянные морские баталии с участием десятка кораблей; уйму мелких деталей, которые вкупе делали тот мир живым и осязаемым. Но, главное, у игрока не отняли свободу. Свободу делать то, что он хочет: не воевать, как прикованный, под королевским флагом, а пиратствовать вовсю, сражаться, делать головокружительную карьеру и в один миг терять все… Крушить испанские военные флотилии и эскортировать беззащитные торговые караваны; брать города и отдавать их своему Королю; быть вольной птицей морей, независимым членом Берегового Братства, флибустьером до мозга костей… Разве это не прекрасно - хоть на миг почувствовать себя героем, человеком, от одного только слова которого враг трепещет и униженно склоняет голову? Уверен, в каждом индивидууме таится эта жилка. Но разбудить ее может далеко не каждая игра. И я благодарен Сиду Мейеру за то, что он, своими Pirates! принял в этом пробуждении хоть и косвенное, но участие.

Прошло полгода…

А дальше… дальше надо было всего лишь эту жилку изредка подпитывать, да вот незадача: нечем. Почему-то все эти Admiral’ы, Great Naval Battles и прочие не вызывали у меня восторга… В ноябре прошлого года мне в руки попала демка Corsairs. Я был убит наповал. Делить пиратский симулятор на миссии??? Это кощунство! Сделать его полностью в риал-тайме??? Это… у меня не было слов. Поиграв пару часов, я закинул диск на полку и забыл про игру. Забыл на целых полгода.

Сегодня “Корсары” снова у меня на винте. Но теперь уже абсолютно в другом статусе. Статусе фаворитов. Вы спросите, что изменилось в игре за эти шесть месяцев? Как это ни парадоксально, но практически ничего. Значит, изменился я? Нет, нет и еще раз нет. Просто тогда, в холодном ноябре, моя стальная геймерская хватка не дала разглядеть душу игры, не позволила присмотреться, покопаться. Теперь я постараюсь избавить и вас от сей, не побоюсь этого слова, роковой ошибки.

Неделимая делимость

Неотъемлемая концепция любой игры “про пиратов” - единство повествования. День за днем, год за годом, стычка за стычкой - так проходит жизнь рядового корсара, если не погибнет он бесславно от шальной пули. Согласитесь, ведь интересно слиться со своим героем, войти в его общество, испытывая незабываемые ощущения? А вот французские разработчики так не считают. “Корсары” беспардонно разделены на миссии, причем действие более половины из них проистекает вовсе не на Карибах, а в каком-нибудь Индийском океане, а то и вовсе у побережья Австралии. Каждая миссия сопровождается подробным описанием исторической обстановки (кто, с кем, в каких отношениях находится), нашим заданием и благословением Короля. Однако непосредственное исполнение поручения (а они встречаются самые разнообразные - захватить ужасного пирата, эскортировать торговый караван, уничтожить вражескую армаду и еще очень много всего) на поверку оказывается не таким простым. Находясь в порту, мы получаем от губернатора письмо, где он просит нас о какой-нибудь услуге. Оказав ее, мы получаем следующее письмо, и так до того момента, пока не доберемся до главной цели.

Так вот, эти самые миссии оказались вовсе не таким уж и провальным решением. Да, каждый раз мы начинаем будто бы заново, в одиночку, с каплей денег в судовой казне и с хилым кораблем. Но все же остается ощущение, словно линия повествования непрерывна, а мы всего лишь движемся по ней, как бы достигая определенных ступеней карьеры (хотя наград и повышений здесь нет). Кроме того, нам никем не возбраняется плюнуть на приказы, обязанности и закон, купить себе корабль помощнее и заняться вольным грабежом. Только выжить будет несравненно труднее, чем в Pirates!. Там, после диких бесчинств на море какой-нибудь порт все-таки принимал нас, хоть и с недоверием. Здесь за одиноким корсаром моментально будут снаряжены целые карательные экспедиции, так что найти укрытие станет практически невозможно. И это здорово, именно так я понял, насколько тяжела ноша пиратского капитана, насколько суровы законы этого мира. Мира, где все решается только силой. Кстати, о силе…

Шпаги звон…

Начну с наших вечных сопровождающих, с тех, кто плечом к плечу вместе с нами, гордо подняв голову идет на очередной абордаж, кто вместе с нами испытывает судьбу, каждый день смотря в лицо смерти. Это команда. Матросы и офицеры - именно такое деление выбрали создатели. Матрос - пешка, он имеет самую слабую защиту и не менее слабую атаку. В сражениях с регулярными войсками (флотом либо сухопутной армией) матрос, как правило, проигрывает даже стычку один-на-один. Что, впрочем, не мешает ему, находясь в общей массе, успешно давить противника (вывод - матросы сильны только в больших количествах). Офицеры, естественно, на порядок выше своих подчиненных. У каждого из них есть по паре пистолетов, что дает им дополнительное преимущество. Да и драться они горазды. Ну и замыкает эту иерархию капитан (губернатор в городе). Этот является обладателем четырех пар пистолетов и силен просто не по-человечески (достоверный пример: я, забившись в какой-то уголок, смог в одиночку положить десяток врагов, прежде чем меня подстрелили). Впрочем, атака/защита в игре рассчитываются по принципу везения. Бывает, что враг пропускает один удар за другим, а иногда парирует все подряд. Зато нападение со спины всегда успешно (приятно, что авторы учли невозможность персонажей драться на две стороны; глаза-то только два!).

Блестящая идея разработчиков - показать нам, наконец, воюющие стороны - нашла у меня самый что ни на есть душевный отклик. Еще бы, вместо циферок на панели - настоящие, живые, управляемые войска. Контролируется все это простейшим выделением (ну-ка, вспомнили классику RTS!) в рамочку. Объединил - в атаку. Отбили. Снова в атаку. И так кто кого. Чаще всего побеждает тот, у кого больше народу. Но бывало, что я одерживал верх и над превосходящим противником, благодаря такому фактору, как мораль. Да-да, враг тоже хочет жить - иногда он сдается, даже не начав атаку. Кстати, захватив вражеского капитана (а захватом здесь почему-то считается его убийство), всегда можно узнать что-нибудь интересное, например, где собирается очередная добыча с рудников. Жаль, в отличие от “Морских Легенд”, капитаны не обладают именами, зато среди пиратов встречаются реальные личности (на моей памяти - Робер Сюркуф и Черная Борода).

Таковы наши живые силы. Но…

… и вой картечи

Никуда бы все эти сорвиголовы не сгодились, если бы не другие, не менее важные участники корсарской жизни. Я имею ввиду корабли. Не смейтесь. Уверяю вас, любой уважающий себя корсар относился к своему кораблю, как к живому - ведь это был его практически постоянный дом, его оплот, его, наконец, жизнь. В игре это, может быть, чувствуешь не так остро, но все же.

Разработчики отказались от идеи “расчленения” судов. Повреждения наносятся лишь парусам и корпусу в его целом и неделимом понятии (что мачта, что пороховой погреб). Зато какие повреждения! Четыре типа ядер - от взрывных бомб до картечи - сметут по вашему желанию все, что есть выше ватерлинии, а при очень большом желании - и ниже (хотя до этого лучше не доводить - материальная ценность, как никак). Таким образом, тип, так сказать, содержимого пушки, выбирается в зависимости от вашей цели. Потопить - бомбы и просто ядра, уменьшить ход или прорядить команду - картечь.

Основная задача корабля - быть маневренным, быстроходным и мощным. По большей части вашим занятием будут погони за врагом по всей карте, значит, непременно понадобится много парусов (а их, кстати, можно поднимать и опускать). Иногда может выпасть задачка захватить какой-нибудь порт, вот тут понадобится мощь пушек, чтобы подавить береговую артиллерию, и большая вместимость, что перевесить гарнизон. Правда, в начале игры не особо разойдешься - от силы наберешь деньжат на занюханную пинассу. Зато со временем вы непременно приобретете себе красавец-корвет (один из моих любимых), либо отобьете у противников (наиболее выделяются галлеоны у испанцев и бригантины у англичан).

Залогом победы на последних миссиях являются армады. То есть, в течение всей миссии вы скрупулезно накапливаете свою боевую мощь, сколачиваете солидную флотилию, отбирая самые сильные корабли. Хотя управление даже шестью судами невероятно сложно. В риал-тайме они, при малейшей тревоге, срываются с якорной стоянки и несутся за нарушителем спокойствия, даже не задумываясь, насколько он силен. Пока соберешь всех, пока отдашь приказания… ох, тяжела доля адмирала!

Да, что-то я все восхваляю корабли, а про их оплот (он же у них тоже есть) и забыл совсем.

Мой порт для корабля не крепость

Увы, но это так. Даже находясь в порту, под прикрытием артиллерии ни один капитан не может быть спокоен. Потому как враг спокойно врывается в гавани, творит там, что хочет, бесчинствует, и помешать ему по большей части невозможно. Все “здоровые” суда находятся в плавании, артиллерия безбожно промахивается, а стоящие на стоянке либо чинятся, либо недавно вернулись из страшной бойни и не в состоянии сопротивляться. Чтобы такое не происходило слишком часто, авторы ввели в “Корсаров” элемент “база” (это я так сформулировал :). База - это наш порт, который мы можем… отстраивать. В каждом городе есть четыре здания, на которые мы имеем непосредственное воздействие: крепость, маяк, док и губернаторский дворец. Крепость - это и есть береговая артиллерия, мощность которой зависит от количества сделанных апгрейдов. Маяк - стандартное во всех играх сооружение; уровень апгрейда доков позволяет вам строить более крупные корабли, ну а губернаторский дворец… видимо, определяет исключительно отношение к вам высших сановников.

Хороший, укрепленный порт должен гордиться своей защитой, ибо пушки его крепости за один залп сносят у корабля низшего уровня половину палубы, да все паруса впридачу (бойтесь Санто-Доминго!).

Такой подход еще больше поднял игрушку в моих глазах. Вроде бы, стереотипная база, а в то же время - что-то новое, необычное. И нет этих растреклятых ресурсов.

Вердикт

Очень, очень хорошая игра получилась у французов. Свежая, добротная, крепко сшитая, без промахов. Удобный интерфейс (очень много шорткатов, благодаря чему не надо остервенело искать мышкой нужный объект, а всего лишь нажать нужную клавишу; здесь и переключение между судами, между городами, save’ы и load’ы, и многое другое); прекрасный геймплей; скромная, но со вкусом графика (не 3D, не акселератор, но все как-то живо, красочно, радует глаз — тщательно прорисованные города, великолепно воспроизведенные модели судов, да все вокруг — все сделано с заметным старанием и прилежанием); и, на десерт, вполне приятный звук. Музыка, правда, несколько однообразна, зато крики пиратов “Carramba!” и “Vivo Dios!” настолько радуют слух такого прожженного мореплавателя, как я, что все просто кажется в радужном свете. Как ни странно, но ни real-time, ни уж тем более миссии не портят общения с игрой, а добавляют ей изысканный колорит. С радостью признаю, что потомки основателей великого Берегового Братства (они были французами, вы в курсе?) не осрамились. Пожалуй, “Корсары” еще очень долго будут ярким и недосягаемым показателем для всех остальных.

P.S. Маленький совет начинающим: не знаю, глюк ли это или засекреченный чит, я его открыл случайно. Так вот, по нажатию клавиш “P” или “Q”” вы можете управлять направлением ветра :) Интересно, разработчики сознательно это сделали?

Резюме

Возможно, именно этого не хватало виртуальным мореходам со времен Pirates!. Пираты ушли, но им на замену явились Corsairs!