Светлая тема

Рецензия на игру Крестоносцы

Paradox Entertainment, несмотря на внушительный ассортимент предлагаемой продукции, — компания куда менее известная, чем иные деятели, отметившиеся какой-нибудь захудалой игрой и исчезнувшие навсегда. Деятельность непотопляемых шведов вызывает у меня ассоциации с огромным чаном, где бурлит ароматная субстанция. Среди запахов можно встретить как благоухание, так и отвратительную вонь мегаполиса. Спрос ли рождает столь щедрое предложение, или бескорыстное благородство разработчиков, клепающих проект за проектом, рождает спрос — тайна за семью печатями.

Crusader Kings в этой загадочной сказке — очередная глава, которая, впрочем, не может пролить свет на истинное положение вещей. По сравнению с полуживыми Crown of the North и Two Thrones она выглядит неплохо, но дальше рефлексивного болтания ножками и ручками дело не пошло. Создается впечатление, будто заботливые родители, вырастившие могучие Europa Universalis и Victoria, заново перематывали в памяти всю историю: рождение, первые шаги и слова. Two Thrones, правда, выглядела некоторой задержкой в развитии, зато CK демонстрирует несомненный рост (естественно, с учетом былой отсталости).

Прогресс

Если не особо интересоваться методами делопроизводства в игровой индустрии, может показаться, что перед нами самостоятельная игра. На первый взгляд, так и есть: графически CK похожа на прочих детей EU, но лишь глобально. В мелочах все весьма старательно перерисовано. Кроме того, изменен интерфейс и наконец-то появился экран, визуально демонстрирующий строительство в провинции.

Упрощений в военной и экономической области очень много. Однако играть можно, даже не зевая.

Сумма технологий

С войной, хотя ей в CK отводится главное место, дела обстоят не лучшим образом. Никаких вам родов войск, «производством» армейских подразделений заниматься не разрешают. Войска зреют в провинциях, постепенно набирая вес. В принципе, это удобно — время не отнимает, нервы бережет. Скучно? Возвращайтесь к EU.

Экономика — того же поля ягода. Просто до безобразия. В общих чертах проглядывает неприятное родство с Lords of the Realm 3. С той лишь разницей, что параметры зависят не только от вассалов, но и от построек. В остальном градостроительство носит исключительно развлекательный характер.

Глобальная цель в игре все-таки есть — знаменитые Крестовые походы. До патча 1.02 к ним склоняли и нейтральную Русь. К сожалению, война — единственное занятие в CK, гарантирующее развитие. «Piety», в других проектах сильно страдающее от враждебных действий игрока, здесь цветет и пахнет, если меч справедливости регулярно обрушивается на голову мусульманства. При этом воевать против своих — преступно и грешно. Что ж, очень в духе времени.

Правда, масштабности авторам достичь не удалось — ИИ пассивен и труслив, а враги берут исключительно числом и технологиями, которые у них растут как на дрожжах. Однажды вы рискуете оказаться лицом к лицу с мусульманским миром, затаившим на вас злобу, тогда как коллеги по региону с отсутствующим видом будут коротать время за четырьмя стенами. Но драться с неверными все равно выгодно и полезно, а взятие Иерусалима поможет решить массу проблем и приумножить богатства.

Отцы и дети

Путь к славе, увы, долог. Не исключено, что до покорения восточных земель вас прикончат собственные родственники. Наследование власти в серии EU решалось весьма тривиальным способом, но теперь игрока подстерегает изощренная система внутрисемейных отношений, где есть понимание и поддержка (как, впрочем, и менее безобидные вещи).

Мы с детства знаем: жениться надо на сироте. Сыновья — больной вопрос. Наследники, слоняющиеся без дела, — обуза и угроза репутации. Награжденные же землями отпрыски представляют серьезную опасность, поскольку при случае могут полезть на родного отца с кинжалом. Неприятно, знаете ли.

Перипетии с наследственными делами — элемент захватывающий и стоящий внимания. Такие мелочи вовсе не обуза, а приятное дополнение. Вместе с приличным 400-летним отрезком, деревом технологий и большим выбором государств даже незначительные детали могут вытянуть СК на уровень полноценной игры. Раньше все было намного хуже.

Казнить, нельзя помиловать

Игры, отпочковывающиеся от EU, не так уж плохи. Вот только отношение Paradox к игрокам разочаровывает. По сумме слагаемых CK все равно уступает Victoria или EU 2. Создав примеры для сравнения, разработчики сами вырыли яму такого рода проектам. Вторичным проектам.