Светлая тема

Рецензия на игру Cultures 2. Стань богом

Все-таки человек - удивительное существо. Каждый из нас, хотя бы втайне, мечтает построить новый мир, но пошевелить одним пальцем и навести порядок на родном столе часто оказывается не под силу. Постоянно растущие горы дисков, десятки журналов, которые я никогда не покупал, обрывки Очень Важных Бумажек и вечнозеленый цветочек в стильном голубоватом горшке - примерно в такой обстановке создается половина критических опусов. Впрочем, обойдемся без возведения поклепа на коллег - будем считать, что со своим «внутрикорпоративным» бардаком не справился только я один. Кстати, если не ошибаюсь, именно этот аспект вносит в рецензию элемент уникальности…

Кровожадные викинги

Надеялись ли авторы игры на вышеуказанный элемент менделеевской таблицы - науке в моем лице, к сожалению, неизвестно. В конце концов, клоны бывают разные (вспомним Desperados), и вторичность не должна стать надгробным камнем для достаточно приличного проекта.

Кого-то этот факт наверняка огорчит, но в качестве объекта для подражания была выбрана некогда популярная «поселенческая» серия от почившей в финансово-безыдейном маразме Blue Byte. Соответственно, суть и методология игры в обстоятельном представлении не нуждаются. Строим, руководим, еще раз строим и потом немножко воюем - причем последнее, сами понимаете, совсем не страшно и даже почти опционально. Сюжет имеется. Не скажу, что детсадовские вариации на тему Рагнарека и Старшой Эдды смотрятся оригинально и свежо, но в целом сойдет. Благо, не это главное.

По моему глубокому убеждению, ключевая особенность Settlers заключалась в том, что рубить и распиливать бревна приходилось в двух разных местах. Товарищи из Funatics решили пойти чуть дальше - для постройки особо продвинутых домиков нам, помимо досок и пары отесанных булыганов, могут понадобиться черепица, кирпичи, шестеренки (производством которых, как ни странно, занимается каменщик) и т.д. в том же духе. Количество в меру очаровательных мелочей вообще не поддается учету. Хижины викингов (именно они попали под раздачу) требуют посуды и мебели, рабочим позарез нужны крепкие ботинки, а грустному рыбаку наверняка станет легче от бесплатной лопаты. Да-да, все эти жуткие молотки/удочки/пилы представлены двумя емкими терминами - железный и деревянный инструмент. Гениальная идея, хотя стремление разработчиков к массовости в приличном обществе принято охаивать.

Для пущего эффекта в нашем сарае имеется длиннющая цепочка апгрейдов, что вполне логично - жизненно необходимых заведений больше десятка, поэтому некоторые функции не грех было объединить. Скажем, упомянутая неподалеку «распилочная» занимается производством инструментов, гарнитуры, телег двух видов (!), деревянного оружия и кораблей. Конечно, ставить заклепки на чайники без указания сверху никто не захочет, так что наиболее рациональное решение - закрепить за каждым работником свой предмет. Только не надо впадать в крайности. Кому нужны тонны черепицы и мешки дурацких тапочек?

Орала на мечи…

С проклятыми сапогами, между тем, связана своя история. Подопечный народец сильно отличается от сомнамбулических человечков из Settlers - каждого совершеннолетнего сына Одина при желании можно обуть и снабдить абстрактной киркомотыгой вкупе с четырьмя бутылками забористой медовухи (или еще чего-нибудь). Удивительно, но этим дело отнюдь не ограничивается. Элементы RPG продолжают триумфальное шествие по мониторам, - как следствие, любой викинг обладает набором умений, приобретенным в процессе карьерного роста. Не стоит надеяться, что призванный лучник сразу станет местным Робином Гудом. Куда проще поймать в близлежащих лесах охотника и отправить в казарму, - какая ему разница, в кого стрелять? Собственно, проблема здесь всего одна. Какой-либо автоматизации не предусмотрено, в силу чего процесс тактико-технического отбора и окультуривания местных жителей превращается в бесконечный кошмар.

С другой стороны, волноваться не о чем, ибо боевая составляющая откровенно слаба. В сравнении с Settlers 4 ситуация выглядит неплохо, но это, разумеется, не пример для подражания. Пехота передвигается кошмарными кучами, предназначенные для разрушения зданий баллисты раздражают неповоротливостью - традиционный комплект налицо. Сэкономившие немало нервов построения из стародавней (но все-таки родственной) Knights & Merchants так и остались в разряде исключений. Наверное, вопрос принципа.

Двумерные рога

Зато далеко не последнее место занимает внешний вид. Из рисованной 2D-изометрии выжали максимум - это заметно сразу. Симпатичные мультяшные фигурки викингов, разгуливающих по кислотно-зеленой травке, заставляют игрока пустить слезу умиления, а стерильные бюргерские домики напоминают о несовершенстве материального мира. Не последнее место занимает анимация, которой заполнена половина доступного пространства. Камыш исправно шумит, деревья, соответственно, куда-то гнутся - и от всеобщего колыхания через пару часов начинает кружиться голова. Лучше бы дождик вставили. Правда, боюсь, он несколько подпортит идиллию.

Мечта поселенца

Я давно подозревал, что настоящие викинги были добрее, чем принято считать. Но и в последователи Томаса Мора их не запишешь - если не по этико-моральным, то, как минимум, по историческим соображениям. Безусловно, Cultures 2 - хорошая и даже довольно интересная игра; безжалостный убийца свободного времени и сбывшаяся мечта ортодоксального поклонника Settlers в одном, разукрашенном бумажными зонтиками бокале. К сожалению, для обеспечения триумфа этого не хватит.