Светлая тема

Рецензия на игру Diabolik: Один против мафии

Квесты студии Artematica напоминают цыплят. Не успели вылупиться на свет, а уже писку — полный курятник. Голые, дрожащие, с подкошенными лапками, они, однако, нагло лезут к кормушке, топча братьев по пуху. Им никогда не стать благородными птицами и не взлететь в небо, сколь бы породистыми ни были их родители. Завидев издали, хочешь взять одного на руки, приласкать, ощутить крошечное сердцебиение, покуда тот не нагадит тебе в ладонь. Из глупого цыпленка вырастает глупая курица. Из глупой идеи — глупая игра.

Курица лапой

Artematica патологически несовместима с адвенчурой. Будто соглашаясь, итальянцы то идут по пути наименьшего сопротивления (наглая калька с Дэна Брауна), то прячутся за модной лицензией. Так уж вышло, что три попытки из четырех рассчитаны на любителей комиксов. Сначала Druuna, затем Martin Mystere, теперь вот до Diabolik добрались. «Благородный вор» в облегающем трико знаком неискушенной публике по фильму 1968 г. Danger: Diabolik (его снимал признанная легенда джиалло Дарио Ардженто). Ну или по пародийному клипу Body Movin' от хулиганов Beastie Boys. Как ни крути, российскому читателю грозное имя вряд ли многое скажет. Если и скажет, то вам исключительно повезло.

Ставку явно делали на знатоков серии. Действие стартует резко, без лишних разъяснений. За минутным этапом, в котором нас обучат правильно пользоваться мышью, следует затяжной ролик а-ля «Джеймс Бонд» под аккомпанемент милого шлягера «Диаболик-уникум». Наконец, приходит черед первой главы. В стилизованных черно-белых сценках несущийся на супермобиле борец спешно обрисовывает ситуацию: ненаглядная Ева похищена! В обмен мафиози требует выкрасть картину «Первородный грех» с товарного поезда, иначе — кранты. Подружку пристрелят, а поезд с полотном и Диаболиком на борту просто-напросто взорвут. С криминалом шутки плохи. Спустя мгновения герой подкатывает к локомотиву и покорно отдает себя в наше распоряжение.

Робин Бэд

Кто же он, человек в маске, этот Бэтмен без крыльев, эта обратная сторона Спайдермена, этот чертик из табакерки? Загадочная личность. Лет пятьдесят назад сестрицы Джиуззани (Giussani), вдохновленные Люпеном, Фантомасом и выводком —менов от DС Comics, придумали своего храбреца. «Современный Робин Гуд», грабящий негодяев и… нет, честные сами заработают. Гению есть во что вложиться: лаборатория, оснащенная по последнему слову техники, куча патентованных приспособлений и симпатичная компаньонка. За спиной свистят бандитские пули, инспектор Гинко грубо наступает на пятки, а неуловимый мститель, нацепив одну из сотен масок, водит простаков за нос. Горячая голова!

The Original Sin бегло прошлась по разным граням торговой марки, не заостряя внимания на прошлом персонажей и сложностях их взаимоотношений. Да и зачем? Диаболику во что бы то ни стало нужно спасти Еву — вроде достаточно для интриги. Впоследствии к странствиям примкнет новое действующее лицо, Елена. У нее хватает собственных закадровых забот, но по доброте душевной мамзель влезает к нам в упряжку, периодически подменяя командора и демонстрируя не менее профессиональную шпионскую подготовку. Между тем отведенные семь эпизодов истекают, страсти утихают, а с ними — и дешевый пафос трехгрошовой оперы.

Человек-валидол

В процессе очень мало конкретики, зато очень много «бумажных» вставок. Словно Nikopol, Diabolik усиленно эксплуатирует печатный материал и с готовностью отвечает кавалькадой стрипов на любой невинный жест — без разницы, сигаем мы через пропасть, вступаем в противоборство или суем ключ в замочную скважину. Бац! Контуры поплыли, серая гамма заполонила экран, картонные фигурки дергано заскользили в прямоугольниках. Смотреть до упора, не помышляя о прокрутке, — не выйдет, уплочено! Кроме того, помните, что на плечи голиафа возложена и более важная миссия: возрождение «редкого в последние годы жанра stealth-adventure». Поди, и забыли про такой.

Ничего, для особо далеких авторы заготовили аж два режима: «аркадный» с приключениями и «только приключения». Честно говоря, выбрав второй, вы немного потеряете. Обещанный «stealth» представлен в нескольких сменяющих друг друга мини-играх на время, бессовестно встревающих каждые пять минут — иногда в ответ на действия, иногда разнообразя клиповые нарезки. Так чем же промышляют настоящие герои?

1) Крадущийся герой (провести точку по коридору, не касаясь стен);
2) Герой-взломщик (провести отмычку по скважине, не касаясь стенок);
3) Герой-снайпер (остановить мельтешащие точки на одном уровне);
4) Герой-акробат (оттащить точку из центра круга к его границе);
5) Герой попал в ЧП (быстро отстучать шифровку по левой клавише).

Неожиданно и задорно. Нажал на кнопку, вошел в купе, полез на стену — получи очередную порцию точек. Fahrenheit позеленел от зависти. Мы всецело участвуем в судьбе Диаболика. Казалось бы, чего же боле? Но не все двери еще отперты, и не все охранники обезврежены!

Дуболомик

Извольте пройти мастер-класс по поиску ключей и магнитных карт в близлежащих урнах. Хотя бывалый грабитель повсюду таскает с собой лазерный резак и набор отмычек. Внушительный арсенал из духовых трубок, «кошек», масок и мин с усыпляющим газом он применяет весьма неохотно, жертвуя безопасностью ради священной квестовой возни. В какую бы передрягу его ни занесло, вор-интеллигент чинно обойдет территорию неспешным шагом, окинет взглядом посылки, коробки и прочее богатое убранство помещений, солидно произнесет «Это мне не надо» и внезапно отыщет новый ключик. Тревожный секундомер в минуты кризиса джентльмена не сильно волнует.

Елена, впрочем, не отстает, проявляя сообразительность в каверзных задачах типа «открой ящик фомкой из соседнего ящика, открытого кусачками из ящика напротив». Коды доступа находят за подкладками пальто, инструменты для махинаций щедро раскиданы по долам и весям. Мозги скоро вскипают, но не от перегруженности пазлами, а от негодования. Может, Диаболик и похож на обезьянку, скачущую по балкам и телам врагов, однако оправданием для обезьяньих поступков это не служит. Усидеть до финальных титров удастся немногим. Идиотские ракурсы камеры и три заевшие композиции, льющиеся из колонок, ничуть тому не способствуют. «Редкий в последние годы жанр stealth-adventure» вылез из кустов, шмыгнул носом и скрылся обратно. Надеемся, теперь уж навсегда.