Светлая тема

Рецензия на игру Empire Earth 2

Человеческий организм способен привыкнуть к диковинным салатам и сочетаниям вкусов. Несколько лет назад идея создания стратегии, в реальном времени воспроизводящей историю от первобытного общества до наших дней, казалась чем-то мистическим и невероятным, а сегодня выглядит чересчур ненатурально, старо и банально.

К счастью для разработчиков из Mad Doc Software, далеко не все почитатели «важнейшего из искусств современности» придерживаются столь «декадентской» позиции. Фактор новизны действует всегда и везде. Если в игре нет серьезных недостатков, это уже само по себе достоинство. Надеюсь, вы согласны с подобной формулировкой?

От мамонтов до истребителей

Вместо сюжета — набор наций, которые нам предстоит провести от дикости каменного века к фантастичности нано-машин. Выбор, по меньшей мере, удивляет. Заснеженная Россия осталась за пределами исторического развития, а вот «ассортименту» индейских племен позавидует даже старшая сестра Empire Earth 2 — Civilization. За мировое господство, не жалея сил, борются американцы, англичане, немцы, греки, римляне, вавилоняне, египтяне, турки, китайцы, японцы, корейцы плюс косвенно упомянутые ацтеки, инки и майя.

Путь к звездам начинается со строительства городка. Зданий немного, но зато у нас не возникает сомнений в ценности какого-нибудь домика. Университет, храм, казарма, мастерская — правитель не протянет без них и тысячи лет. Расовые различия отсутствуют, все сооружают одно и то же. Единственная отрада — знакомые по Civilization «чудеса». Без малого полтора десятка народностей делят четыре куцых комплекта. Таинственный Храм Ягуара улучшает боевые показатели армии, Бранденбургские ворота ускоряют научные изыскания, работающая на солнечной энергии электростанция в два раза удешевляет услуги «гастарбайтеров»… Однако больше всего мне понравилась роботизированная фабрика (доступная «дальневосточным» цивилизациям), быстро и безвозмездно штампующая приличные танки. Кроме того, можно строить дороги. Правда, у здешних дуболомов есть лишь один верный маршрут из точки А в точку Б — по прямой.

Научно-технический прогресс — главная особенность Empire Earth 2. Игра разбита на 15 эпох, охватывающих всю историю человечества и его ближайшее будущее. Достаточно возвести университет, загнать туда попавших под горячую руку «крестьян», и здание станет выдавать очки, расходуемые в специальном окошке. Увеличение здоровья, уменьшение стоимости — исследования крайне утилитарны. Что приятно, тратиться на все подряд не надо. Оплатив «прожиточный минимум», принимайтесь копить средства для перехода в следующую эпоху.

Модернизация юнитов не отнимает время и деньги. Перебираясь на новую «ступень эволюции», голодранцы с дубинами магическим образом превращаются в закованных в броню рыцарей, затем в «минитменов», а по прошествии еще нескольких веков — в перемазанных маскировочной краской пехотинцев с автоматами. Гонка вооружений — любимая забава бывалого игрока. Что могут противопоставить огнестрельному оружию воины с остро отточенными мечами? Казалось бы, риторический вопрос, но если средневековым гражданам удастся подобраться вплотную к обладателям модных винтовок…

Основные постройки и рода войск не меняются. Легкая пехота, тяжелая пехота, кавалерия, артиллерия — столбик здоровья и параметр «damage» растут, но и только (боец, «рожденный ползать», не научится плавать и сбивать самолеты). После необходимых открытий в нашем распоряжении появляется боевая авиатехника и шагающие танки. Три юнита, призванных подчеркнуть отличия разных рас, погоды не делают. Кому нужны знаменитые японские «Зеро»? Ведь уже через четверть часа в воздух поднимаются сверхзвуковые истребители. Стоит обратить внимание на финальные технологии (именно они создают перевес в затянувшейся битве). Например, на американские легкие танки M18 Hellcat, особенно в сравнении с китайским тяжелым Т-96. Я, конечно, не специалист, но подозреваю, что авторы запутались в классах. У «адской кошечки» шкура раза в два толще.

Сбор полезных ископаемых соответствует общей концепции. В глубокой древности мы собираем олово, в средние века акцент перемещается на железо, чуть позже становится ценной селитра, а под занавес истории все упирается в поиски нефти и урана.

За успехи в политике нам присуждают «короны», позволяющие выбрать из списка определенный бонус и пару минут наслаждаться преимуществом перед «малыми народностями». Корабли внезапно «толстеют», ВВС наносят больше повреждений, ученые активнее выдают умные мысли — подарки на любой вкус и цвет. Жаль, «золотой век» быстро заканчивается. Хотя, приложив некоторые усилия, можно оставить себе «переходящее знамя».

Визуальная реализация амбициозных замыслов подкачала. Простенькие «украшения», безобразно «замыленные» текстуры, неказистая анимация — игре сложно тягаться с нынешними героями сцены и даже с Age of Mythology. Зато она шустро «бегает» («тормоза» начинаются при обработке многочисленных парусных судов) и удивляет удобными находками в интерфейсе.

Битва за «скирмиш»

Тактическая система вызывает противоречивые эмоции. Если ваши дипломатические потуги (невероятно, но в Empire Earth 2 не возбраняются экспортные пошлины для иностранцев, ковыряющих руду на нашей территории) не увенчались успехом, в ход идут пушки. Кажется, все превосходно. Грамотные формации и вечный принцип «камень-ножницы-бумага» выгодно отличают игру от прочих строительно-дрессировочных стратегий. Разные виды юнитов наделены врожденными бонусами друг против друга, а дополнительная «прокачка» пытается лишний раз оттенить серьезный подход разработчиков.

К сожалению, после первой массовой стычки восторг пропадает. Да, с гор артиллерия стреляет дальше, однако тем военное искусство и ограничивается. Размахивающая колюще-режущими предметами толпа, периодически устраивающая ритуальные танцы у неприятельского дворца (странные телодвижения символизируют кровавый штурм), — наша победоносная армия. При желании можно победить не числом, а умением, но к пресловутому реализму, «воргеймам» и Rome: Total War (или, на худой конец, Warhammer 40.000: Dawn of War) это не имеет никакого отношения.

ВМФ — страшная сила, с которой необходимо считаться. Мощная броня, огромный радиус поражения и традиционно бесконечный боезапас превращают ракетные крейсеры в ночной кошмар верховного главнокомандующего. Разгромив вражеские «пароходы», капитаны принимаются утюжить прибрежное пространство. Фортификации и самолеты-штурмовики помогают, но не сильно. Без пачки подлодок спокойствия не будет.

Долю разнообразия вносят шпионы. Те, кто играл за Великобританию или Японию, наверняка успели оценить таланты невидимых ниндзя и «джеймсбондов», способных надолго саботировать деятельность почти всех зданий (включая военные укрепления).

Не обошлось и без курьезов. В целях улучшения баланса межконтинентальные ракеты были существенно ослаблены. Шикарный взрыв изрядно напугает врагов, но вряд ли снесет хотя бы сарай. Безусловно, дизайнерам Mad Doc Software виднее, и все же «произвол» можно было усмирить — высокой ценой, длительным сроком постройки и защитными «колпаками».

С зодчеством вышла накладка — слишком уж резво орудуют молотками местные прорабы. Только развалили цитадель, как сразу же неподалеку вырастает ее копия. Сколько ни бей по точке строительства, объект все равно сдадут в срок (конечно, если предприимчивые злодеи прислали несколько бригад).

Искусственное ограничение количества оборонительных сооружений стало очередной данью геймплею. Отгородить родную базу неприступной «линией Маннергейма» не получится — обязательно останется «ахиллесова пята».

Невыразимо скучная кампания — еще один повод для уныния. Проблемы древних корейцев, становление США или крошечный сценарий, именующий высадку союзников в Нормандии переломной вехой Второй мировой войны — в любом случае крепкий здоровый сон неизбежен. Именно развитие технологий создает шарм игры. Без него вся «магия» мгновенно исчезнет.

На таком фоне «скирмиш» выглядит огромным бриллиантом в магазине, торгующем китайской бижутерией. Тонкая настройка предстоящей игры, генератор карт и не прощающий ошибок AI делают противоборство с компьютером сложным и жутко интересным. Попробуйте сразиться с пятью виртуальными полководцами — более действенного средства от завышенной самооценки не придумать.

Цивилизация за два часа

Совместить глубину Civilization с драйвом и общедоступностью «классических» RTS нельзя. Empire Earth 2 — занимательное, но, увы, одноразовое развлечение (исключая, разумеется, многопользовательский режим). Удручающе одинаковые расы, странноватая тактика и тоскливые миссии отнюдь не добавляют ему шансов на безоблачное будущее. Впрочем, несмотря на недостатки, проект обладает удивительной двухдневной притягательностью.