Светлая тема

Рецензия на игру Flower

«Я — словно листок на ветру. Смотрите, как я парю».
Хобан Уошберн, «Миссия „Серенити“»

Дженова Чен (Jenova Chen), творческий директор калифорнийской студии thatgamecompany, обожает экспериментировать с формой и содержанием игр. Осенью 2005-го он с сокурсниками создал Cloud — бесплатную аркаду о мальчике, который парил в облаках и очищал небо от дождевых туч. Полгода спустя появилась flOw, разработанная Ченом для диссертации. Стильная вариация на тему «Змейки» развила классическую идею и предвосхитила Spore — светящийся червяк не просто поедал бактерии и соперников, а эволюционировал, меняя облик и обретая новые способности. Проект приметила Sony Computer Entertainment и выпустила коммерческую версию на PSP и PlayStation 3.

Flower тоже восходит к «Змейке». Абстрактный плоский мир сменили 3D-луга, где резвится бродяга-ветер. Наклоните геймпад, «подуйте», зажав любую (абсолютно любую!) кнопку, и лепесток устремится вдаль, стирая из памяти неуклюжую Lair. Поначалу слабый, едва заметный поток набирает силу с каждым раскрытым бутоном, прорезая дорожки в океане зеленой травы, отгоняя ночную тьму и сметая преграды. Смотрите, юные физики! Длинный шлейф, состоящий из множества мелких частиц, обвивает древние камни, со свистом мчится по горным каньонам и гуляет меж ветряков в лучах заходящего солнца, чтобы в финале главы стать хрупким цветком и перевернуть страницу.

Настоящая ли это игра? Интерактивная арт-инсталляция, детская мечта о полете, воплощенная с помощью Sixaxis, поэма в шести песнях без слов, сногсшибательный скринсейвер, немое кино со вступлением, кульминацией и развязкой на фоне потрясающей музыки1, — вне всяких сомнений. Только игра ли? Ведь Flower никогда не бросает вызов и просит об одном — пролететь рядом с подсвеченными бутонами. В ней нет таймеров, противников и головоломок — к чему они вольному ветру? Решили продлить удовольствие, отыскать потайные цветы и заработать «трофеи» за выполнение нехитрых заданий — пожалуйста. Если что, за лень не накажут. Приучив нас к дармовым пряникам, авторы щелкнут кнутом всего один раз. Тихонько, незлобно, но так, что запомнится на всю жизнь.

Потому что того требует повествование. Трудно поверить, что рассказ, чьи персонажи — ветер и тысячи лепестков, — способен вызвать эмоции и разжечь споры на интернет-форумах. Экологическая притча в метафорах, краткая история Земли глазами колокольчиков и тюльпанов, послесловие к человеческой эпохе — яркие образы допускают уйму трактовок. Я не стану излагать суть сюжета (спойлер — он и во Flower спойлер), пожалею лишь о том, что все заканчивается чересчур быстро — трех-четырех часов хватит с лихвой. Ну а те, у кого нет PlayStation 3 или лишних 275 рублей, могут заглянуть в галерею и попытаться нащупать в охапке скриншотов цельную мысль.

Неподвижным картинкам не отразить великолепие красок, не передать пьянящее чувство полета, не растопить осколки зимнего льда в сердце. Циник вы или романтик, попробуйте Flower.

И непременно дарите цветы.

1Если вам понравился саундтрек, написанный Винсентом Диаманте (Vincent Diamante) для Flower, рекомендую найти альбомы Мэтью Роберта Купера (Matthew Robert Cooper) из проекта Eluvium.