Светлая тема

Рецензия на игру Gears of War: Правосудие

Клифф Блежински покинул Epic Games, но жизнь продолжается. Брошенная им франшиза словно бодрится: «У меня все в порядке! У меня новый польский бойфренд! Мне и без тебя хорошо!». Фактически это история того, как профессионализм преодолевает все. Кроме дурной мотивации.

Insert coin

В чисто геймплейном плане у Gears of War: Judgment все прекрасно. Ее сложно упрекнуть в том, что это какая-то «не такая» Gears of War. Все на месте — стволы, монстры, джибзы, укрытия и любимая мини-игра с перезарядкой оружия. Механика и физика перестрелок мало изменились, однако истребление Саранчи стало более динамичным — People Can Fly привнесли своей фирменной энергетики а-ля Bulletstorm/Painkiller.

Если раньше геймплей тяготел к затяжным посиделкам в укрытии, то теперь и враги больше маневрируют, и игроков как бы приглашают к более активному наступлению. Система Smart Spawn рандомизирует состав вражеских делегаций — при повторном прохождении Бумеры сменятся, к примеру, Грайндерами. Грамотное решение. Привет, Left 4 Dead 2.

Сингл разбит на небольшие порции, удобные для коротких кооп-сессий минут на 10-15. Дизайн уровней грамотно заточен под конкретные тактические задачи — штурм моста, оборонная миссия, коридорные «прятки». Опция Declassify позволяет проходить задания с какими-то особыми условиями: ограничение доступного оружия, пониженная видимость, ограничение времени. Игра прилежно ведет учет хедшотам и экзекуциям, подсчитывает очки, награждает звездочками (они разблокируют всякие бонусы для мультиплеера). Если не набрал максимальные три звезды на задании — предлагает переиграть. Разве что монетку вставить не требует.

Идет ли Gears of War такой аркадно-легкомысленный «прикид»? Определенно. Задания сконструированы превосходно, геймплей получается очень сфокусированным, сконцентрированным на лучших своих аспектах. People Can Fly фактически взяли структуру популярного кооп-режима Horde из Gears of War 2/3 и перевели ее в одиночную кампанию. Здесь нет лихих заездов и практически отсутствуют зрелищные битвы с боссами, но зато почти каждая перестрелка — насыщенный, напряженный бой, проходных на удивление мало.

Формально самого режима Horde тут нет — ему на смену пришел Survival, где у солдат появились разные классы (инженер, солдат, медик, разведчик), но цель такая же: отбить 10 волн управляемой ИИ Саранчи. Классы задействованы и в режиме OverRun — это вариация Beast, только теперь две команды попеременно играют за людей и за Саранчу. Есть еще три PvP-режима попроще — Free for All и Team Deathmatch в пояснениях не нуждаются, а в Domination команды должны захватывать и удерживать стратегические точки. В общем, занять себя в мультиплеере есть чем.

Армейский анекдот

Сюжет Gears of War всегда казался мне довольно детским. Потуги на трагедию человеческого геноцида плохо сочетались со всеми этими шутками-прибаутками и жизнерадостным распиливанием Саранчи на военно-полевой шашлык. Однако, даже несмотря на свою тинейджерскую неуклюжесть, сюжет играл в Gears of War важную роль. Что же делать, если пафосная кульминация конфликта уже состоялась в третьей части? Идея заново нагнетать страсти, очевидно, показалась авторам ошибочной. Поэтому в приквеле они решили не тягаться с эпичностью Gears of War 3 и рассказать «просто военную историю» про E-Day (первое вторжение Саранчи), отряд Kilo, и как командующий им лейтенант Бэрд был разжалован в рядовые.

Игра начинается с трибунала, где наших героев судят за превышение полномочий. Они дают показания, а игрок переживает описываемые события во флешбэках четырех членов команды. Ближе к финалу повествование «догоняет» трибунал и история развивается дальше. Подача вроде бы интересная, однако сам сюжет скатился к каким-то совершенно рудиментарным формам. Не считая нескольких удачных острот, никаких эмоций он не вызывает вообще. «Мы шли-шли, потом нам постречалась Саранча, мы ее расстреляли, и пошли дальше, пока не пришли. А там снова Саранча».

В каком-то смысле этот сценарный аскетизм хорошо сочетается с такой же «старомодной» аркадностью геймплея. В конце концов, я — как и многие другие — готов играть в хороший шутер, хоть бы даже он вообще был лишен сюжета, как в 90-х. Но это же Gears of War. Именно на контрасте с предыдущими сериями ты чувствуешь, что чего-то не хватает. Gears of War без эпичности — деньги на ветер. Это как если бы, к примеру, во вселенной «Терминатора» сняли комедийное роуд-муви. Жанр-то сам по себе интересный, но при чем тут «Терминатор»?

С легким чувством голода

People Can Fly — прекрасные разработчики, и с поставленной задачей справились очень уверенно. Проблема в том, что по-хорошему эту задачу перед ними не стоило ставить вообще. Judgment — это лишняя игра. По крайней мере сейчас, всего полтора с небольшим года спустя после Gears of War 3.

При всем своем ремесленническом великолепии Judgment проваливается в одном важном аспекте — она практически ничем не удивляет. Здешнее новое так мало отличается от совсем не забытого старого, что нет ощущения первооткрывательства, пусть даже иллюзорного. Парадоксальным образом игра выглядит хуже именно из-за того, что является частью серии Gears of War, а не самостоятельным продуктом. Этот архитектурный стиль, эти враги, эти стволы — мы все это наблюдаем уже семь лет. Скучно.

Правообладатели всегда цепляются за свои раскрученные бренды, как малыш за мамину юбку. Поведение вполне естественное, но лишь до поры. Франшиза заработала больше миллиарда долларов, вроде можно вести себя чуть повзрослее. Будь у Epic смелость поручить полякам разработку хоть бы даже и клона Gears of War — уже было бы лучше. Но получился очередной ремикс старой песни о главном — весьма профессионально сделанный, но не сумевший на базе заезженного мотива сделать ничего поистине прогрессивного.

***

Еще в марте появились неутешительные данные: Gears of War: Judgment и ее коллега по аббревиатуре и порядковому номеру God of War: Ascension продались заметно хуже своих предшественниц. Теплые отзывы критики не помогли. Может, это и наивно, но хочется надеяться, что судьба этих — и им подобных — проектов все же послужит издателям уроком. Когда-нибудь они должны понять, что нельзя бесконечно кормить аудиторию сиквелами, приквелами и спин-оффами, опираясь лишь на популярность бренда как такового. Ну, или пусть хотя бы обращают внимание на менее заезженную интеллектуальную собственность — как Thief 4, к примеру. А пока из этой оргии самокопирования все чаще получаются такие вот маргинальные квазишедевры, которые никому по большому счету не нужны.

Рецензии пользователей
на Gears of War: Правосудие1

Бодрый спин-офф, в котором People can Fly достаточно сильно перелопатили традиционные геймплей и атмосферу гирек. Однако, на то это и неномерная часть, чтобы неортодоксальность воспринималась с интересом, а не вызывала отторжение.
Да, здесь нет классического пафосного сюжета с бесконечной Санта-Барбарой, прикручена какая-то странная система репутации, да и весь сингл разбит на какие-то микрозадания в духе "зачисти этот дом" и "держи оборону две минуты". Переделали даже управление немного!
Однако, изменения почти все пошли на пользу, это самая азартная и развлекательная, пожалуй, игра серии. 
Вдобавок ко всему, еще и самая красивая (по крайней мере, на xbox 360) благодаря изумительной работе художников. 
Будь Gears 4 именно такой, было бы странно, но как спин-офф - просто отлично.
«Ещё один ход»
«Не могу перестать играть»