Светлая тема

Рецензия на игру Giants: Citizen Kabuto

Первое впечатление - самое стойкое. Outcast. Те же бескрайние просторы, столь же безумно красивое солнце и завораживающая рябь на море. Полигоны, знамо дело, не воксели, да и Баз, командир меккаринских десантников, - явно не Слэйд-Улукай, но определенное сходство таки наличествует. Судите сами, - оба вынуждены спасать от порабощения туземцев совершенно чуждых им миров, метко отстреливая врагов целыми отрядами, любят выдать пару-тройку солдафонских шуточек и просто обожают получать в одни руки больше, чем можно унести впятером.

Впрочем, с последним у База дело проще - его, как-никак, угораздило шмякнуться на эту Богом забытую планетенку в компании четверых друзей-десантников. Если бы не отсутствие сколько-нибудь приличного числа извилин, весьма традиционное для среднестатистического пехотинца, то, возможно, меккаринскому десанту и не пришлось бы расхлебывать всю эту муть с Умниками, Морскими Жнецами и лично гр-ном Кабуто в качестве десертного блюда.

Cover me!

Действо походит на окончательно слетевший с катушек MDK: Баз, демонстрируя публике широкую бронированную спину (нелюбители TPS приглашаются нажать кнопочку «R», переключаясь в полноценный вид «из глаз»), остервенело вырезает местную негостеприимную фауну бластером, выполняя mission objectives. Разнообразием видов неизвестный мир не блещет, однако имеющихся в наличии врагов уже достаточно для увеселения. Самая популярная тварь умеет метко плеваться неидентифицированной гадостью, быстро ползает под землей, прочерчивая на траве рыхлые борозды и, судя по облику, является продуктом скрещивания (перекрестного опыления?) гидралиска с арахнидом. Получив два-три удара когтями, десантник бодро заворачивает четырехпалые конечности и отправляется вместе с нами в начало миссии, ибо save game, дорогие мои ненавистники приставок, здесь не предусмотрен. К счастью, вываливающиеся из гадин светящиеся комочки способны поправить пошатнувшееся здоровье нашего альтер-эго, а задания (почти всегда) коротки настолько, чтобы мысль залить клавиатуру ядовитой желчью затухла, обойдя голову дальними огородами.

Местные туземцы - их зовут Smarties, Умники то бишь, - будь они хоть трижды угнетенными нехорошей расой Морских Жнецов, все равно заслуживают одного-единственного определения - уродцы. Представьте себе ыйцеголовых карликов с ярко-голубыми глазами навыкате, добавьте недюжинный интеллект, граничащий с преступной халатностью, и получите портрет наших добровольных помощников. В их магазинчиках, разбросанных по планете, База и команду на совершенно безвозмездной основе оснастят пулеметами, РПГ, базуками, минами, гранатами, мортирами, апгрейдами для ракетного ранца и еще кучей радостей, не говоря уже о бесплатном лечении.

Но преждевременно радоваться не стоит. Во-первых, плохо это или нет, но утащить весь арсенал решительно нельзя - приходится выбирать. Во-вторых, наиболее смертоносные игрушки типа Pop-Up Bomb выдаются строго по рецепту дизайнеров, дабы ненароком не испортить игровой баланс. В-третьих, наши несчастные подчиненные, которых к пятому эпизоду наберется аж четыре штуки, категорически не желают брать пример с увешанного пулеметными лентами командира, предпочитая стрелять «в две руки» из самых дешевых бластеров. Вообще, странная у нас команда: лечить их можно только из специального repair gun, a смерть страшна зеленым солдафонам в куда меньшей степени, чем Базу. Если мы, поймав смертельную пулю снайпера-жнеца, отправляемся отвечать на вопрос «Retry Mission?», то коллеги лишь исчезают на минуту, а затем с гиканьем материализуются в нашей эпсилон-окрестности. После нескольких таких «воскрешений» у десантника отказывают моторные функции костюма, но не напрочь, а лишь до тех пор, пока мы его не опылим из все того же repair gun. Странная система, но в гуманизме авторам не откажешь. По отношению к игроку, разумеется.

Вдоволь налетавшись на jetpack’е, привыкнув к отстрелу банд-формирований сквозь прицел снайперской винтовки (воистину оружие победы, друзья! Применять как можно чаще!) и удалым забегам на средние дистанции от разъяренных толп арахнозергов (узрев штук двадцать этих тварей, выпрыгивающих в метре от десантников, вы поймете, какой убийственно зрелищной могла бы стать игра по Starship Troopers, делай ее Planet Moon Studios), игрок начинает было думать, что, ага, вот вся игра такой и будет. Ну, типа как Outcast. Типа круто. Как раз в этот момент начинается пятый эпизод, и с монитора выглядывает гигантских размеров фига, которую авторы заблаговременно припасли на пожарный случай. К экшен-компоненте добавляется... RTS!

Build me!

Ну ладно, скажете вы, командовать отрядом десанта при помощи команд «ату» и «ко мне» еще куда ни шло, но, зачем в этой игре база? Э-э-э... если честно, на сей вопрос крайне тяжело ответить, избегая слов «#$@» либо «#$%!@». Если верить авторской концепции, мы строим базы для: а) получения новых образцов оружия в Workshop’ах; б) управления пушками; в) просто для того, чтобы подольше помучаться. Наши работники - все те же Умники, которых следует отлавливать по карте и тащить к базе буквально на своем горбу. Универсальным ресурсом являются вимпы - тупые безголовые гипертрофированные цесарки, а харвестером работает... правильно, наше и без того измученное нарзаном и работой альтер-эго! Устроив массакр среди несчастных вимпов и набрав 20 кусков мяса (вариант - душ, но об этом ниже), сбрасываем их в печку, встав на специально помеченную площадку. Все, теперь можно идти к basebuild-площадке; в этот момент интерфейс трансформируется в C&C-образный «вид сверху», однако, в отличие от вествудовской опупеи, никаких вольностей в расположении зданий не разрешено. Сказали дизайнеры, что Communication Center можно строить только ТУТ, и все, точка. Демократия нужна, говорите? Не знаем, о такой «фиче» не слышали.

Примерно через пять минут после начала миссии с вражеской базы к вам начнут потихоньку подтягиваться гости - сначала парочка пулеметчиков, затем отряды по четыре, шесть... Настоятельно рекомендую шалости ради вылезти из базы, найти ближайшую группку нападающих и попрыгать в паре метров от их пушек. НОЛЬ, ПОВТОРЯЕМ, НОЛЬ РЕАКЦИИ. Флегматично ползущие к базе рипперы-арахнозерги вообще ни на что не отвечают, упорно загребая конечностями даже под ураганным огнем всего десантного отряда. Зомбированный AI оживляется лишь тогда, когда видит принадлежащее нам строение, либо замечает Умника-Важного-По-Сюжету (УВПС). Плюнув на все, включая собственную ничтожную жизнь, один из врагов кидается к УВПС, цепляет его себе на спину и улепетывает с добычей к своей базе. Верно угадали - это CTF, с той лишь разницей, что, потеряв «флажок», мы начинаем миссию заново. А похитить несчастного УВПС крайне легко, так как даже четыре наших помощника, оставленные на базе «defend that target», пока мы добываем мясо, могут запросто проморгать даже второе Пришествие. И все это, заметьте, при том, что в прочих случаях местный AI демонстрирует просто блестящие способности, конкурируя с Messiah по умению ныкаться за деревьями и зданиями! Эх, не доделали авторы командный AI, не доделали! Видимо, и режим «skirmish» по этой же причине здесь отсутствует...

Думаете - «а ну эту базу на»? Не выйдет. Лишь построив все здания, мы получим оружие, необходимое для выноса вражьих зданий (прочие пукалки-стрелялки не сгодятся). Предвидя недовольные вопли игроков, авторы неуклюже подсластили пилюлю с savegame’ами, сохраняя все ранее возведенные здания в случае рестарта. Гмда, уж лучше бы нормальный RTS-интерфейс привинтили, раз уж груздями назвались... Вот и приходится, построив пару зданий, всякий раз нырять в море к пираньям - самый верный способ сохранить базу и нервы.

Kiss me!

Вытаскивание фиг из кармана продолжается, и вот мы, едва научившись строить базы по-меккарински, уже прощаемся с Базом и Ко, получая в управление обаятельную морскую жницу Дельфи. В отличие от своих злобных соплеменников и, в особенности, своей мамаши - Королевы Саффо, наша синекожая прынцесса сочувствует угнетенным Умникам, - причем настолько сильно, что готова помочь меккаринцам разнести в труху королевский дворец.

Аккуратно берем все навыки, приобретенные за время игры «в десантников» и отправляем их в, ибо отныне наш удел - стрельба да магия. Заклинаний всего 12, оружия - того меньше, предметов инвентаря - спартанский минимум. Приходится аккуратно целиться (чай, лук не бластер!), рискуя поймать контрольный в лоб, а врагов, имевших глупость подойти близко, полосовать мечом. Процесс слегка облегчает способность Дельфи к регенерации в воде, но против злобных жниц в любом случае сражаться ох как нелегко...

Что, интересуетесь, умеет ли Дельфи строить базы? Так точно! К счастью, далеко не всегда это требуется по замыслу миссии, за что авторам огромное человеческое спасибо. Вся разница лишь в том, что она собирает не мясо, а души вимпов, а здания строятся самопроизвольно, без наших на то указаний. Если нашей подопечной повезет успешно отбить атаки отмороженного AI и выстроить базу целиком, то в ее распоряжение попадет «Tornado» - самое эффектное и красивое заклинание в арсенале (думаю, не стоит напоминать, что вражьи бараки можно разнести исключительно им?). И не вздумайте расслабляться - охрана УВПС по-прежнему номер один на повестке дня!

Race me!

Вероятно, по всему офису Planet Moon обильно произрастают фиговые деревья, ибо, пожалуй, никому еще в голову не приходила дикая идея устроить гонки на водных мотоциклах посреди action/strategy. Думаете, их будет легко пройти? Ну-ну... Авторы сделали самую настоящую гоночную игру с аркадной физикой, зрелищными прыжками, толкотней с оппонентами плюс несколькими видами оружия на случай, если недруги вдруг решат обогнать прелестную Дельфи. Это почти что мини-чемпионат! Приходится плевать на базостроительство и самозабвенно проходить три заезда плюс супер-финал, победителя которого, кстати, согласно традиции, скармливают монстру.

Feed me!

Э-э-э... вы, часом, еще фигу не хотите? Сочная такая, большая - Кабуто называется. Kiss Delphi goodbye, baby! Финальную треть миссий нам предлагают заняться воспитанием и кормлением кошмарных размеров твари с большими клыками и квадратной челюстью. В качестве пищи годится решительно все - насекомые, вражьи зольдатен, даже Умники (о нет, хороших Умников наш Кабуто не жрет, предпочитая умервщлять слуг Королевы). Сидя на столь обильной мясной диете, малыш Кабуто увеличивается в размерах, матереет и получает способность... откладывать яйца, производя на свет oтпрысков - угрюмого вида динозаврообразных тварей. Так же, как их папа (мама?!), они вылупляются хилыми и мелкими, а посему их рекомендуется отправить на ближайшее пастбище врагов. Хоть и тяжело управлять тварями, а все равно ж надежней, когда с тобой обретается парочка клыкастых...

Отправлять на тот свет врагов, играя за Кабуто - сущее удовольствие. Всех, кого не затоптал наш гигант, можно взять в лапу и шваркнуть о ближайшее здание либо врага. А можно съесть, поправляя тем самым пошатнувшееся здоровье. Специально по случаю кровавых массакров Кабуто умеет исполнять adrenaline attack - монстр дико орет и падает оземь грудью, заставляя окружающее пространство колыхаться, аки наволочка на осеннем ветру. Удивленным врагам ничего не остается, как превратиться в позорные красные лужицы. Красивый и чрезвычайно эффективный терраморфинг!

«F*** ME!!!» (робот Toby ZX-81 за секунду до гибели)

А теперь, друзья мои, о главном. Нет, я не о multiplayer и не о графике, хотя и первое, и второе здесь на редкость хороши. Речь пойдет о роликах, коих здесь несметное множество. Язык не поворачивается обозвать их «скриптовыми», хотя все они до единого сделаны на движке игры, настолько потрясающе проработана анимация персонажей, настолько великолепны диалоги и сценарий! Простите, что не могу привести вам здесь хотя бы одну шутку, ибо это надо слышать и видеть лично. Кто-нибудь помнит бесподобный террор, что учинил пес Макс из MDK2 на базе стручков-пердунов? Очень похоже, разве что юмора у сценаристов из Planet Moon хватило не на одну-единственную сценку, а на целый час отвязного веселья. Как блестяще они пародируют «Терминатора», как мастерски издеваются над Йодой из «Звездных войн»! Сразу видно, что в Planet Moon работают выходцы из Shiny. Сцена жертвоприношения Кабуто и жнецы, кричащие «HALTEN SIE!» - это нечто, товарищи! Мимика лиц, ужимки, потрясающие движения заставят вас полюбить даже самых гнусных персонажей... а уж как наши десантники вращают головами во время бега!.. Кто-то там лопотал о крутых роликах на движке Half-Life? Забудьте.

По правде говоря, слегка удивляет позиция Interplay, чье желание накачать кровь героев хлорофиллом было якобы продиктовано желанием получить для Giants рейтинг «Тeen». Ха! Неужели американским детям дадут в руки игру, где герои жалуются на сморщенные (простите) яйца, совращают чужих жен в кустах и через зубы цедят f-слова? Правильно, цветы жизни пусть мучают своих барби и разводят покемонов. Нечего им на взрослые игры заглядываться!

Sacrifice больше не одинок. Ультимативные красоты T&L-ускорения в исполнении GeForce, потрясающий bump-mapping, невероятно четкие текстуры и отлично проработанные модели персонажей, и при этом отсутствие всяких «тормозов» даже на Pentium 2 как минимум впечатляют. В мир Giants веришь с первых же секунд, окончательно и бесповоротно, едва увидев ослепительно красивое солнце и колышущиеся на ветру пальмы. Звуковой ряд безупречен, начиная от эмбиентно-мелодичной музыки a-la Outcast и заканчивая воплями умирающих в лапах Кабуто жнецов. Подкачалa лишь поддержка EAX, при включении вызывающая падение fps даже на нехилых P3, но авторы торжественно поклялись исправить все в первом же патче. Поверим?..

Play me!

Если вы люто ненавидите экшен, если вам решительно нельзя смотреть на RTS без содроганий и гигиенического пакета, если аркады вызывают эффект «ленивого желудка», и вы не в состоянии одолеть третий уровень тетриса, то даже в этом, без сомнения, тяжелейшем случае Giants все равно стоит купить и пройти (игровые инвалиды могут даже воспользоваться читами). Дважды в тысячелетие таких одновременно божественно красивых и по-хулигански отвязных игр не делают, и здесь именно тот случай, когда недостатки игры не только можно, но и НУЖНО стерпеть.

Ну хорошо, допустим, я слукавил. Да, у нас уже есть Messiah. Все равно покупайте.

O'кей, о’кей, уговорили - Sacrifice тоже в счет. Три - замечательное число. А ну марш в магазин!