Светлая тема

Рецензия на игру Indiana Jones and the Infernal Machine

Эта статья должна была начинаться так: «Память, изрядно одурманенная красочным вступительным роликом и первыми игровыми кадрами, услужливо подбрасывает ассоциации, возникающие при очередном появлении великого и могучего Индианы Джонса.». Захватывающе, конечно, но в корне неверно. Поэтому начнется эта статья вот как…

«И это первый из рассказов о Маугли», - сказал Киплинг

Память, изрядно одурманенная наглым отсутствием приличного вступительного ролика, вместо которого показывают примитивный черно-белый калейдоскоп газетных вырезок с русскими танками времен Второй Мировой Войны крупным планом, и первыми [censored] игровыми кадрами, услужливо подбрасывает ассоциации, возникающие при очередном появлении великого и могучего Индианы Джонса. Таких ассоциаций насчитывается четыре штуки: отвратительный, на мой взгляд, телевизионный сериал, три классических приключенческих фильма с неповторимым Харрисоном Фордом в главной роли, парочка отменных квестов на рубеже восьмидесятых и девяностых годов и две средненьких аркады из той же далекой эпохи. Причем из всего перечисленного только квесты и трилогия с Фордом заслуживают внимания.

Именно из художественных фильмов, снятых Лукасом унд Спилбергом, отчаянный искатель приключений и по совместительству добросовестный археолог Инди попал в компьютерные игры. Началось все с квестов, потому что в те времена было не принято смешивать жанры в гремучий коктейль из тетриса и шутера, да и аппаратные ресурсы не давали как следует развернуться разработчикам. Поэтому на свет появились добротные, классические квесты. Но следует признать, что Инди занимался не только и не столько разгадыванием логических загадок, сколько силовой борьбой с реальным противником, преимущественно фашистского толка. Без этого элемента игра получалась не полной, охватывая лишь одну сторону приключений главного героя. Спустя почти 10 лет разработчики решили исправиться и ударились в 3D action. Больно ударились.

Он такой же, как мы, только без хвоста

Инди предстал в этой игре во всей своей неповторимой красе. Во-первых, в потертой шляпе, которую он незаметно прячет неизвестно куда, попав в бассейн с водой. Впрочем, стоит вылезти на сушу, как наш герой, отчаянно смахивая на фокусника, прямо из воздуха достает свой головной прибор и пижонским жестом водружает его на законное место. Во-вторых, с извечным и горячо любимым кнутом, на котором он так ловко подтягивается и при помощи которого Тарзаном переправляется через огромные пропасти, ведь обойти их иначе просто невозможно. В-третьих, на поясе рядом с кнутом висит незаменимый револьвер с неограниченным запасом патронов, который по ходу дела можно будет сменить на более современные, но требующие постоянной перезарядки виды оружия.

Кроме того, в арсенале археолога имеется зажигалка, освещающая путь в особо темных местах, мелок, которым можно пометить пройденные участки, а позже и винтовка, и другое автоматическое оружие, уютно размещающееся за спиной. Впрочем, до боли знаком не только сам герой, но и некоторые сопутствующие его похождениям элементы. Например, загрузка сохраненной игры оформлена характерной красной полосой, бегущей по потрепанной карте мира, как это было в фильме, а сопровождается она различными вариантами оригинальной мелодии оттуда же. Короче, не узнать Индиану в состоянии только младенец, и его (Инди) противникам можно только посочувствовать.

А мы пойдем на север

Кстати, о противниках. На сей раз Инди ввязался в авантюрное приключение, где замешаны американские спецслужбы и коммунистически настроенные русские, так сказать, археологи. На дворе стоит 1947 год, и Советы, воодушевленные победой в только что завершившейся Великой Отечественной Войне, горят желанием установить свой контроль на всем земном шаре, а еще лучше - в параллельных мирах, путь к которым открывает загадочное устройство. Его, кстати, и ищут русские археологи в Вавилоне. По их версии древние божества - это всего лишь пришельцы из других измерений. Поэтому во что бы то ни стало нужно найти ворота в созвездие соседних миров первыми и построить там социалистическое государство. Так решило руководство страны, так оно и должно быть. Но на пути у идеологии встает Индиана, подбадриваемый ЦРУ.

Вавилоняне в свое время смекнули, что ворота будут искать, и умудрились разделить ключ к ним на несколько частей, поэтому пустынными ландшафтами дело не ограничится. Придется изрядно побегать по всему земному шару (17 эпизодов), и даже побывать на русской территории, прорываясь в Казахстан через границу силовым методом. При этом Инди вырежет целую пограничную заставу, явно не желая доставать из широких штанин свой паспорт.

Русских, как всегда, опустили по полной программе. Английские разговоры часто прерываются русскими фразами или просто отдельными словами с невнятным немецким акцентом. Регулярно попадаются вывески и знаки на русском языке, написанные без орфографических ошибок, но сомнительные по смысловому содержанию. Солдаты одеты в странной расцветки форму, угрожающе кричат и часто промахиваются. И, конечно же, не обошлось без красных звезд и серпа с молотом, приляпанных на каждом предмете неамериканского происхождения. Надо думать, что у иностранцев такой подход к изображению русских вызывает симпатию. Не могу с ними согласиться.

На фоне русских лохов и дополнительно введенных в игру агрессивных животных и роботов (душевная компания) Инди смотрится просто прекрасно, сильно смахивая на Лариску, только без соблазнительных форм третьего размера. Он ловко прыгает, бегает, лазает по лестницам, карабкается по выступам и всячески изображает всем своим видом профессионального альпиниста, недурно владеющего огнестрельным и холодным оружием, и даже некоторыми транспортными средствами.

Все это время над ним послушно парит камера. Достаточно часто архитектура уровня или даже отдельной комнаты построена так, что от третьего лица понять, куда и как двигаться дальше, невозможно. Тогда можно перейти к режиму от первого лица и как следует повертеть головой в поисках разгадки. Основная сложность игры как раз и заключается в том, чтобы догадаться, куда нужно залезть и каким образом это сделать. В других местах требуется покопаться в инвентаре, чтобы найти там нечто, открывающее следующую дверь. Будут и переключатели, и лифты, и передвигание ящиков. Для особенно бестолковых предназначен режим подсказки по карте, который наглядно демонстрирует, в какой точке уровня имеет смысл искать выход.

Сами уровни разнообразно оформлены, носят открытый и закрытый характер, всегда содержат одну глобальную и несколько тактических задач, решать которые надлежит в приказном порядке. Изредка создается иллюзорное ощущение полной свободы передвижения за счет впечатляющих размеров самого уровня. Более того, по ходу дела Инди собирает всяческие сокровища и просто полезные предметы, типа аптечек. А между уровнями, последовательность которых носит абсолютно линейный характер, на вырученные деньги можно приобрести еще что-нибудь из вспомогательного арсенала, чтобы дальнейшее прохождение не было таким проблематичным.

Акела промахнулся…

К сожалению, не все так гладко, как хотелось бы. Возможно, игра и дотянула бы до уровня Tomb Raider, если бы и техническое, и смысловое исполнение было равнозначным по качеству. Даже придурковатых русских можно было бы переварить, а харизматичный персонаж Харрисона Форда мог бы соперничать по популярности и народной любви с Лариской. Но у разработчиков не хватило запала для полной победы.

Во-первых, графический движок нельзя назвать верхом совершенства, и он еще не готов соперничать по красоте изображения с четвертой частью Лариных блужданий по планете. Разве это вода? Разве это динамическое освещение? Зато глюки с частичным пропаданием стен сохранились, а сам Инди удивительным образом напоминает робота по количеству полигонов. Особенно сильно этот недочет заметен в роликах, построенных на движке и многократно сопровождающих каждый новый уровень. А самый пикантный и душещипательный момент наступает, когда герой встает на колени и начинает ползать. Должно быть, очень забавно для молодых людей с нетрадиционной ориентацией. Почти Nude Raider. Всем остальным смотреть не рекомендуется во избежание психологического расстройства.

Во-вторых, Индиана расстраивает игрока полным отсутствием энтузиазма в движениях. Как-то все пассивно происходит, без задоринки. Скучно даже. Можно, конечно, перейти на бег, но и это не решает проблемы странной заторможенности действий.

И, в-третьих, нецензурную брань вызывает интерфейс Форточек, который разработчики поленились убрать. Поэтому, когда возникает желание сохраниться, на экране появляется виндовое окошко. Та же самая ситуация с восстановлением сохраненной игры и всевозможными настройками. Позор. О том, что в рюкзаке героя умещается одновременно с десяток пистолетов, аптечек и даже надувная лодка, я уж молчу. Такой недочет раздутости инвентаря характерен практически для всех игр.

«И это последний из рассказов о Маугли,» - сказал Киплинг

Увы, порекомендовать эту игру всем подряд я не могу. Слишком примитивно и грубо была реализована хорошая, в принципе, идея: перенести приключения Индианы Джонса в полное и безоговорочное 3D. Но одного музыкального сопровождения, выдержанного в лучших традициях фильма, и хорошо известного героя явно не достаточно для игры, желающей взобраться на вершины чартов. Тем более, когда в качестве конкурента выступает сама Лара, прочно завладевшая сердцами мужского населения планеты.

А Индиана мог бы быть лучше, гораздо лучше. Поэтому, уже привыкнув к тому, что Lucas Arts активно использует свои права на разрекламированные сюжетные линии (например, Star Wars) и выпускает на их основе игры преимущественно удовлетворительного качества, я все же надеялся, что Индиану постигнет иная судьба. К сожалению, я ошибся.