Светлая тема

Рецензия на игру Князь 3: Новая династия

Судьбе ролевой серии «Князь» не позавидуешь. Когда-то она подавала большие надежды, всерьез претендуя на титул «отечественного убийцы Diablo». К сожалению, ни скопировать чужие «ноу-хау», ни реализовать собственные задумки ее авторы толком не смогли. «Легенда Лесной страны» еле держалась на плаву лишь за счет атмосферы. «Славянское фэнтези» так запало в сердца игрокам, что они закрыли глаза на недостатки.

С запоздалым продолжением и аддоном к нему этот фокус не удался. Даже те, кто умилялся в 1999-м, спустя четыре года восприняли убогий сиквел как издевательство. Выждав еще шесть лет, «1С» добила многострадальный эпос. После такой третьей части от него отвернутся самые преданные поклонники.

В грязи

Название «Князь 3: Новая династия» намекает, что разработчики решили начать жизнь с чистого листа. Игра довольно слабо связана со своими предшественницами. Некоторые персонажи травят байки о старых героях, кое-где встречаются «б/у»-артефакты – и только. Истоптанные вдоль и поперек деревеньки изменились до неузнаваемости, зато иконки предметов в инвентаре любовно перерисованы с образцов десятилетней давности.

С развязки «Князя 2» прошло немало времени, так что простор для творчества у сценаристов был огромный. Они могли написать историю, способную и привлечь первопроходцев в Лесную страну, и вернуть «дух оригинала», о котором до сих пор грезят фанаты.

Увы, все, на что хватило фантазии – поиски «русского Экскалибура»: покойный владыка Мирославля завещал престол тому, кто найдет Богатырский меч. Вояж будет тоскливым и коротким – путь к финалу пролегает по прямой с незначительными ответвлениями. В таких условиях элементы «градостроительной» стратегии, бывшие одной из самых интересных особенностей игры, смотрятся не данью традициям, а рудиментом.

В отличие от ранних «Князей», прохождение за разных героев не повторяется только в мелочах. Третью часть вообще можно причислить к RPG лишь с натяжкой, ибо никакого «отыгрыша роли» здесь нет, а поручения редко предполагают хотя бы два варианта решения. Обычно NPC просят дойти из точки А в точку Б или «зачистить» соседнюю рощу от чудовищ. Более замысловатые квесты — исключения, да и радости от них немного: без пометок на карте и внятных записей в дневнике игроки вынуждены выполнять задания почти «вслепую».

Чтобы разобраться, диалоги необходимо читать внимательно и быстро. По нелепой прихоти дизайнеров реплики висят на экране всего несколько секунд. Упустить важные сведения – раз плюнуть. Из-за этого общение напоминает труд золотоискателя – крупицы информации скрыты в тоннах словесного шлака. Хуже всего, когда разработчики пытаются шутить, т.е. глумятся над «мертворожденным Всеславом Ч.» или делают неуместные отсылки к современной культуре.

Не развеивают скуку и сражения. Специальных приемов или хитрых тактических схем нет: воины тупо обмениваются ударами на переднем крае, лучники и маги стреляют с безопасного расстояния. Если в рюкзаке есть целебные зелья, вы справитесь с любым врагом. Главное – не проморгать нужный момент, ведь включить паузу и вылечиться в спокойной обстановке нельзя.

Единственная сильная сторона игры — отсутствие явных программных ошибок. Впрочем, за стабильность надо хвалить не «1С», а студию SkyFallen и ее движок TheEngine, ставший основой ряда отечественных RPG. Некоторые из них, вроде King's Bounty от Katauri, могут щегольнуть красотами, другие («Не время для драконов», «Магия крови») выглядят скромнее, но совсем уж тошнотворных не было… Пока не появился «Князь 3».

Качество графики сравнимо с Neverwinter Nights и Dungeon Siege, вышедшими в далеком 2002 году. «Потолок» высоты для камеры очень низок, поэтому ужасные текстуры и примитивные модели приходится разглядывать в упор. От крупных планов в беседах волосы встают дыбом. Как тут не вспомнить старину гнома, «неофициальный символ русскоязычного геймдев-коммьюнити»!

* * *

Надпись на коробке с коллекционной версией «Князя 3» именует ее «последней игрой серии». Надеюсь, что это правда. Еще чуть-чуть, и новинка скатилась бы в выгребную яму к Gothic 3: Forsaken Gods.