Светлая тема

Рецензия на игру Majesty: Королевский симулятор

«Я - король!!!». Истошный крик разнесся по душному вагону двадцатичасовой электрички, разбудив дремавших пассажиров. Несколькими секундами спустя появился и нарушитель спокойствия - молодой человек с недельной бородой и дико вытаращенными глазами. «Я могу ими управлять, но не приказывать! - заорал он. - Не-мо-гу! Верните мне рамочку! Остановите прогресс!». Пока граждане тупо таращили глаза, прикидывая степень вменяемости незнакомца, тот прыгнул и судорожно повис на стоп-кране. Заскрипели тормоза, поезд тряхнуло. «Сотрудники милиции, пройдите по составу», - раздалось в динамиках...

Психоделика

Увы, но тот человек был обречен, подобно сотням несчастных россиян, что уже успели увидеть и поиграть в Majesty. С симптомами тяжелой мании величия и приступами дежа-вю граждане поступили в соответствующие заведения нашей страны. Впрочем, тут есть от чего свихнуться, ибо игра на первый взгляд напоминает плагиат самого омерзительного и наглого пошиба.

Запустив вожделенный majesty.exe, «промотав» (а зря! красиво!) вступительный ролик, дрожащими руками выбрав «Play Game» и ткнув наугад в меню миссий, стилизованное под карту, игрок попадает... попадает... в Warcraft 2! Все, как в древние былинные времена: 800х600 (вот только hi-color вместо 256 цветов), до боли стандартные средневековые здания, неспешные пейзане, минимум эффектов... Место Town Hall’a занял гораздо более представительный во всех отношениях Palace, который по-прежнему дозволено апгрейдить за энную сумму.

Смахнув старческую слезу ностальгии, ветераны пытаются захватить рамкой ближайшую бригаду крестьян и отправить их на лесоповал. Двойной облом! Дров и прочего тибериума тут нет и не будет, но это все суть мелочи. Хуже другое: тут НЕТ рамочек, НЕЛЬЗЯ командовать и ТЫКАТЬ курсором, заставляя бедных сёрфов выполнять наши мелкие монаршие прихоти. Поначалу скучно. Выбрав в списке строений Marketplace, указываем место строительства и наблюдаем, как рабочие, не спеша, возводят здание. «Ага, Knights and Merchants! И Settlers!», - почесав репу, восклицают умудренные опытом стратеги.

Не совсем. Дело в том, что в мире Majesty наблюдаются весьма странные для RTS юниты. У них есть experience bar, разделение на классы, статистика и инвентарь. У каждого из них есть даже уникальное имя! Можно, я назову их героями? «Хорошо, хорошо»,- отвечает часть читателей. Так вот, герои разных классов нанимаются в разных гильдиях. К примеру, воины - в (угадали!) Warriors’ Guild, Rangers - в Rangers’ Guild, клерики различных вероисповеданий - в соответствующих храмах, далее везде. С целью соблюдения баланса каждая гильдия дозволяет держать не более четырех человек. Cлышу тихий шепоток: «Beasts and Bumpkins rulez forever...».

Cartoon Heroes

Только не надо обзывать Majesty вторсырьем. Хороших идей тут предостаточно, главное - не впадать в эйфорию и называть их революционными. Cyberlore Studios еще явно не дотягивает до уровня товарищей из Lionhead, хотя старается. После штамповки аддонов, сиквелов и клонов очень тяжело родить что-нибудь оргинальное, но...

Идея первая - деньги решают все. Отныне они, а не курсор мыши, заставляют местных налоговых инспекторов бросить все дела и, рискуя виртуальной жизнью, бежать в другой угол карты за данью. Именно презренный металл, набранный из окрестных кладов, тратит вор, покупая на нашем рынке отравленные стрелы для лука. Ради желтого дьявола, а не Вашего Величества, герои нападут на вражий дворец или откроют карту - достаточно щелкнуть на нужное место мышью и назначить награду побольше. Главное - платите подопечным хорошо, повышайте уровень лояльности, иначе сбегут к соседям. Предательство в Majesty - не вопрос совести, а средство подзаработать.

Идея вторая - больше случайностей. Именно на «случайных» подземельях выплыла в свое время ныне культовая Diablo, и этот урок в Cyberlore выучили наизусть. В Majesty меняется все: местоположение «ключевых» объектов и пещер-монстрогенераторов, число и состав врагов, порядок событий... здОрово! Режим «Freestyle» позволяет создать карту под собственный вкус и играть до позеленения, ибо вариантов здесь - миллионы.

Наконец, идея третья - приРПГованность. Наблюдать, как любимые персонажи растут и богатеют - приятное занятие. Мы радуемся, когда Derek, Son-of-Filch идет покупать новый лук, отдавая в казну пару сотен золотом. Умиляемся, когда нашему Дереку случайно попадает в руки мощнейшая spellbook и орем «Пей лекарство, придурок!», когда наш герой пытается вынести в одиночку не по годам крутое daemontree. Великая сила томагочи снова в действии. Жаль только, их нельзя забирать с собой в следующие миссии... Расставание всегда протекает тяжело и сопровождается ниагарами слёз.

Плюс куча «фишек», что называется, по мелочи. В сильно разросшихся городах возникают неуничтожимые канализационные коллекторы, регулярно плодящие крыс всех мастей и размеров. Здания гильдий обладают уникальными способностями, а некоторые сооружения являются взаимоисключающими. Так, построив жилище для гномов, эльфов в своем королевстве вы уже не увидите. Герои выражают сокровенные мысли исключительно посредством «облачков»-фуметти (здрасьте, «Симы»!) и, достигнув десятого уровня, могут сменить имя-фамилию по желанию Нашего Величества.

Чистосердечное признание

Да, я солгал. Я сказал, что от игрока мало что зависит. Ложь. Повлиять на события в королевстве все-таки можно, причем самым что ни на есть прямым способом - у нас есть заклинания. Часть их поставляется в комплекте с Wizards’ Guild, остальные - вместе с храмами. Уплатив высшим силам определенную мзду (а что вы хотели, баланс надо соблюдать), можно швыряться молниями, делать героев-любимчиков невидимками и даже воскрешать! Диагноз - Dungeon Keeper, лечение не требуется.

Между прочим, кастить можно что угодно и на кого угодно, главное - понатыкать магические башни-ретрансляторы. Например, можно воскресить свежеубиенного монстра, дабы дать героям еще немного прокачаться... Это хинт, если кто не понял.

Massive Luxury Overdose

Тяжёлые «омоновские» ботинки-sh*toдавки собирают пыль, дожидаясь новых Army Men: World War. Бракованный скальпель стерилизуется для встречи с Thief 2 (кстати, вы в курсе, что скальпели бракуют из-за того, что они слишком острые?). Странно, но Majesty не вызывает чувства отторжения и желания ДАВИТЬ. Напротив, её обаяния и юмора с головой хватит еще на пару бездушных клонов WarCraft или аддонов к Settlers 3. С уст готов сорваться крик об отсталой графике, но руки пишут о красивых зданиях и стильно нарисованных персонажах. Обвиняя игру в отсутствии 3D-звука, почему-то вспоминаю о приятной музыке и отличной озвучке. Пройдя пару миссий, хочется не выключить компьютер, а пройти вооон то секретное задание и сразиться с друзьями по сетке. Королевские дела затягивают быстро и надолго, вызывая подсознательное желание аддона в виде новых монстров и зданий...

В Cyberlore велосипед никто не изобретал и даже не пытался, там просто сгребли в одну кучу все удачные жанровые находки последних лет. В этом-то, собственно, и заключается гениальная изюминка этой Игры. Как следствие, «Наш выбор». Желающие поспорить - пишите. А у меня электричка уходит.


Первое, чем мобильная Majesty удивляет давнего поклонника серии, – необычный облик. Доверяя разработку калининградской студии Herocraft, Paradox Interactive не стала связываться с замшелыми спрайтами. Результат стараний непохож ни на творчество Cyberlore, ни на 3D-сиквел. И все же в изометрическом царстве почти мультяшной графики сразу чувствуешь себя как дома. Ах, если бы на этом отличия кончились…

Большие беды маленького королевства

Оговорка для читателей, никогда не слышавших о Majesty, – ликбеза здесь не будет. Дабы понять, чем хороша концепция «королевского симулятора» с непрямым управлением, прочтите наши рецензии или, что куда нагляднее, скачайте демо (не важно, какого года, 2000-го или 2009-го, хотя оригинал, бесспорно, на голову выше).

Majesty – одна из тех игр, что прямо-таки созданы для развлечений на ходу. Наблюдайте за развитием сказочного государства, изредка раздавая приказы, – и время пролетит незаметно. Генератор карт, встроенный в РС-версию, продлевал удовольствие до бесконечности. Ino-Co выбросила его из Majesty 2, сославшись на ограничения чужого движка. Почему он не добрался до cмартфонов, можно только гадать.

Сил Herocraft хватило на десять эпизодов, постройки в которых намертво прибиты к земле. Восемь из них входят в бессюжетную кампанию, парочка стоит особняком. На последний уровень пускают лишь тех, кто получил «золото» в остальных миссиях. Неплохой повод вернуться к уже пройденным этапам, знать бы, правда, за какие грехи игра вручает «бронзу» и «серебро». Вместо подробной статистики под конец битвы выдают общий счет, заставляя вопрошать: «Что я сделал не так?». Потерял слишком много героев, транжирил казенные деньги, не снес все логовища, плохо исследовал территорию, упустил апгрейды? Сводный отчет точно не помешает.

Другое упрощение режет глаз с первых секунд. Крестьяне и гномы, рисковавшие жизнью на стройках, напрочь исчезли. Формально труженики есть – кто-то же возводит и ремонтирует здания! – просто теперь их нельзя ни увидеть, ни, что важнее, убить. Из обслуги уцелел одинокий сборщик налогов – бедняга ходит, согнувшись в три погибели под тяжестью сундука. Причина пропажи, видимо, сокрыта в скромном размере дисплеев сотовых телефонов. Это iPad позволяет вдохнуть полной грудью в 1024х768, а владельцам «мобильников» пришлось бы взирать на жуткое столпотворение пикселей.

Тем более что даже на iPad, вопреки услужливому боковому меню, порой не так легко выловить нужную цель. С двойными касаниями надо быть еще осторожнее – неровен час, повесите флажок атаки на свою гильдию или замок. Чтобы герои не кинулись ломать родные чертоги, держите минимальное вознаграждение на нуле. Кстати, о саботаже – гильдия воров с позором изгнана из Ардании. Тоже технические сложности или борьба с коррупцией?

К счастью, другие персонажи никуда не сбежали, базар по-прежнему торгует лечебными зельями и кольцами телепортации, кузнец улучшает оружие и броню, а сторожевые башни осыпают стрелами незваных гостей. Но сердце чует подвох, и имя ему – дисбаланс. Воины и родственные с ними классы вроде девиц-паладинов, предпочитающие рукопашный бой, в разы полезнее, чем прочая публика. Хлипкие луки следопытов едва царапают завалящих гоблинов, да и окрестности наши разведчики изучать не спешат. Отправьте лентяя в дальнюю экспедицию, и он найдет там разве что свою погибель. Волшебники вообще мрут как мухи, ибо лишены инстинкта самосохранения и часто лезут в пекло схватки; единственная выгода от колдовской гильдии – заклинание, за 200 монет открывающее кусочек карты. Зато клерики, поклоняющиеся Агреле, напротив, фантастически живучи – монстры, похоже, в упор не замечают стайку седовласых старцев, сопровождающих рыцаря. Жаль, что их не всегда дают нанимать…

Как нам обустроить Арданию

Конечно, можно побороть старые привычки и смириться со странными правилами, особенно если за плечами – обе части сериала с аддонами. Заодно освоить управление и перестать «щипать» экран в тщетной попытке увеличить масштаб. Творение Cyberlore, как бы его ни перекраивали, гениально в своей «казуальности». Но, черт возьми, Majesty без генератора карт – будто курица с отрубленной башкой. Понимаю, что трудно требовать великих свершений от продукта за $2,99, однако именно эта деталь обеспечила бы портативной версии долгую жизнь. Ну а потом, надеюсь, наступит черед патчей для правки баланса и новых кампаний.